Бизнес репортаж «Это словно суп сварить»: смотрим, как в Челябинске «воскрешают» старые батарейки

«Это словно суп сварить»: смотрим, как в Челябинске «воскрешают» старые батарейки

Использованные элементы питания смогут на три года обеспечить страну сырьём для металлургов.

В год в России потребляют 1 млрд батареек

Одна небольшая батарейка, выброшенная на свалку, способна загрязнить около 20 квадратных метров почвы и 400 литров воды. А её переработка — избавить от 250 граммов отходов от добычи руды для её производства и получить ценное сырьё. 74.ru побывал на единственном в России заводе по утилизации старых элементов питания и выяснил, как им устраивают «перезагрузку».

В год в нашей стране продаётся миллиард батареек. Если все их правильно утилизировать, можно получить свыше 15 тысяч тонн чистого цинка, марганца, железа и графита для чёрной металлургии, машиностроения, фармацевтики, химической отрасли и промышленности. По подсчётам экологов, такого объёма вторсырья нашей стране хватит, чтобы не добывать полезные ископаемые три года.

Но на переработку из всего количества элементов питания в России попадает меньше 4%. Всё остальное по-прежнему выбрасывается в мусорное ведро и отправляется на свалку. Для сравнения, в Германии перерабатывается 45% батареек, в Бельгии — до 55%.

Батарейки на челябинский завод привозят со всей страны

— Большинство батареек содержат различные вредные тяжелые металлы — цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и так далее, — комментирует руководитель управления Росприроднадзора по Челябинской области Виталий Курятников. — Когда металлическое покрытие батареек разрушается, всё это попадает в почву и грунтовые воды. Оттуда эти металлы могут попасть в реки, озёра и артезианские воды, которые используют для питьевого водоснабжения. А потом — и в организм человека.

Старые батарейки на свалках отравляют почву и воду

Единственный завод по переработке батареек в нашей стране находится в Челябинске. Отработавшие своё элементы питания сюда везут со всех регионов. Кто-то целыми вагонами, кто-то — небольшими коробками. Гендиректор челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимир Мацюк рассказывает, что недавно предприятие получило по почте бандероль из налоговой инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа.

На заводе батарейки делят по типу их содержимого

— Получив извещение, мы сначала вздрогнули: если к вам приходит бандероль из налоговой инспекции, сколько же там бумаг, — с улыбкой вспоминает Владимир Мацюк. — Открываем, а там батарейки. Они их собрали, упаковали и отправили нам почтой. Возвращать мы их, конечно, уже не стали.

Впрочем, повторять этот эксперимент специалисты не советуют. Батарейки относятся к отходам не ниже четвёртого класса опасности, и перевозить их лицензированные компании могут только в специальных контейнерах. Для этого челябинский завод совместно с одним из крупнейших производителей батареек организовал федеральную сеть сбора старых элементов питания. В ближайшее время специальные контейнеры для приёма батареек появятся в сетевых магазинах во всех регионах.

Сортировка проходит вручную

На заводе путь элементов питания ко второй жизни начинается с их сортировки по типам. От содержимого батарейки будет зависеть и способ её переработки.

— Наиболее токсичные компоненты — кадмий, свинец, ртуть, — были в батарейках, которые на сегодня уже не производятся, — рассказывает руководитель «Мегаполисресурс». — Есть ещё усложняющие нам жизнь никель-кадмиевые аккумуляторы. Их перерабатывают по другой технологической схеме. Но они уже уходят с рынка. Greenpeace когда-то жёстко вступилась за их использование, поскольку такие аккумуляторы заменяют несколько сотен батареек. Но проведя исследования, они пришли к тому, что лучше выбросить 80 обычных батареек, чем один аккумулятор. Тем не менее, содержащиеся в батарейках щёлочи и соли для природы нетипичны.

За час сотрудницы завода перебирают 60 кг батареек

Сортировка батареек всегда проходит вручную. В час работники «Мегаполисресурс» перебирают 60 килограммов использованных элементов питания.

Больше всего на завод поступает алкалиновых батареек

— Когда постоянно этим занимаешься, то батарейки, которые неоднократно уже видел, на автомате узнаешь, не читая состав, и кладёшь в нужный контейнер, — делится одна из сотрудниц. — Больше всего, конечно, поступает алкалиновых батареек. Двухсотлитровую бочку, которая вмещает 300 кг батареек, заполняем за три-четыре смены. Реже всего встречаются литиевые элементы питания.

Переработка батареек начинается с их дробления

Процесс переработки батареек руководитель челябинского завода сравнивает с приготовлением пищи на кухне. После отбора «продуктов» их «нарезают» в специальном шредере. Отделяют ценное содержимое от «шелухи». И отправляют его вариться в химическом «бульоне» для получения готового «блюда».

За год завод может переработать до 5 тысяч тонн батареек

По транспортёрной ленте батарейки проходят через дробилку. Затем магнитный барабан улавливает металлическую оболочку. Пластиковые этикетки с неё пойдут в утиль. Это около 4% от массы батарейки. А остальная часть в будущем станет основой изделий из железа.

Магнитный барабан отделяет металлическую оболочку от «активной массы» батарейки

На этом же барабане в отдельную ёмкость ссыпается «активная масса» — смесь диоксида марганца, цинка и других компонентов. Содержимое батарейки, напоминающее блестящую чёрную пыль, растворяют в серной кислоте. Так получается электролит с примесями металла.

В утиль идёт только 4% от всей батарейки

— На специальные цилиндры электролизёров оседает металлическая чешуя, которую скребками снимают раз в неделю, — рассказывает Владимир Мацюк, демонстрируя чудо-прибор.

Из «активной массы» с серной кислотой варят «бульон»

Из-за происходящих химических реакций находиться в этом цехе можно только в химзащите и противогазе. На всех этапах производства на заводе установлены флюгеры газоочистки, которые улавливают пыль, мелкую взвесь и электролиты из воздуха, чтобы не загрязнять ими окружающую среду.

Фильтры газоочистки не пропускают на улицу пыль и электролиты

Влажные продукты сушат в специальных печках-жаровнях. Впрочем, в зависимости от потребностей заказчика часть продукции до этого этапа не доходит.

Раз в неделю цилиндры электролизёров чистят от металлической чешуи

— Чёрная металлургия покупает у нас графитовую водную смазку, электролиты, — уточняет Владимир Мацюк. — Готовую продукцию используют при производстве различных предметов, от карандашей до рельсов. Марганец у нас также идёт металлургам. Цинк — предприятиям для оцинковки. Сплавы цинка с медью — это латунь, из неё делают музыкальные инструменты, кухонную утварь.

Готовую продукцию поставляют металлургическим и другим промышленным предприятиям

По подсчётам специалистов компании, из графита в одной батарейке можно сделать карандаш. А железа в 90 батарейках хватит на стандартный столовый набор.

Графита в одной батарейке хватит на изготовление карандаша
А цинк используют в том числе в производстве турок

За год «Мегаполисресурс» способен переработать до пяти тысяч тонн батареек. Но со всей страны пока не собирается и пятой части этого объёма.

В Челябинске есть уже минимум пять мест, где можно избавиться от старых батареек. Контейнеры для их сбора установили в прошлом году. По данным организатора проекта «Вещеворот» Дмитрия Закарлюкина, ежемесячно в них сдают 150–200 килограммов элементов питания, которые они отвозят на челябинский завод.

Кстати, производители батареек рекомендуют использовать их заряд до конца. Правда, приёмы а-ля «сжать плоскогубцами» или «постучать друг о друга» вряд ли продлят жизнь отработанным элементам питания. По словам специалистов, есть лишь один действенный способ продлить работу заряда батарейки — перемешать компоненты внутри неё. Вот только сделать это в бытовых условиях невозможно.

Несмотря на работающую систему переработки, большинство батареек по-прежнему оказывается в мусорном ведре

А все самые крутые снимки смотрите в нашем Instagram и не забывайте подписываться на наш аккаунт.

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Фото: Олег Каргаполов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
130
ТОП 5
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления