В Челябинске активно распродают автомоечные комплексы. Ещё летом на сайтах бесплатных объявлений размещено более десятка новых предложений, ещё 15 объектов ищут владельцев уже не первый месяц. Вместо них одна за другой открываются точки самообслуживания. Разбираемся, как автомоечный бизнес будет развиваться в ближайшие годы.
В городе выставилено на продажу здание в 480 квадратных метров на пересечении проспекта Победы и улицы Чайковского, на первом этаже которого работает автомойка «Точка». Бизнес предлагают купить за 19,5 миллиона рублей. На автодороге «Меридиан» продавали сразу две действующие автомойки с комфортной зоной ожидания и возможностью запустить рядом сервис самообслуживания. Цена вопроса — 2,3 и 13 миллионов рублей. За 600 тысяч рублей можно было купить такой объект на Копейском шоссе.
— По каждой из автомоек, попавшей на сайт бесплатных объявлений, вижу свою причину продажи, — рассказал директор по развитию риелторской компании, эксперт в сфере коммерческой недвижимости Денис Стукалов. — Это либо малое количество боксов, которое отпугивает клиентов возможностью попасть в очередь и потерять время без толку, либо высокая конкуренция, как, например, на Копейском шоссе. Может быть завышенный ценник или неудачное расположение, как на «Меридиане», — это пролетная трасса, а сейчас автомобили стараются помыть рядом с домом или рабочим местом.
Владелец сети точек самооблуживания Владлен Седов утверждает, что в ближайшие годы классических автомоек в городе и вовсе не останется. Коммерсант считает, что традиционный бизнес выместили с рынка именно они.
— Сейчас мы находимся на пути, который прошли Европа и Америка лет 15 назад: там работает три вида моек: автоматизированные, самообслуживания и мойки класса А, где оказывают люкс-услуги, но обычных моек уже нет, — говорит собственник сети автомоек самооблуживания № 1 Владлен Седов. — Я открыл в Челябинске первую мойку самообслуживания на перекрёстке Косарева и Куйбышева в 2015 году и угадал. Когда запускал её, вокруг было семь обычных моек. Года через полтора две из них переквалифицировали в сервисы, три продали за копейки, ещё две сейчас работают, но еле-еле дышат. А на моей мойке всегда есть клиенты.
Седов также прогнозирует новый всплеск желания избавиться от устаревающего бизнеса.
— На обычных автомойках традиционно убыточен май — из-за отпусков, праздников и дождей. Но в этом году «май» затянулся до конца июня, — продолжает предприниматель. — В июле вроде более-менее отработали, но в августе снова просели. Все ждут сезона — это октябрь-ноябрь, за который обычно создаётся подушка безопасности на всю зиму. А после него, думаю, ещё больше объявлений о продаже появится, ведь зима для автомоек — снова не сезон. Что мне нравится, на мойки нового формата всё это не распространяется. Людям не жалко потратить 100 рублей и 10 минут за чистый автомобиль.
Тем временем и мойкам самообслуживания сейчас приходится непросто — конкуренция крепнет с каждым месяцем.
— Три года назад комплекс за 10 миллионов рублей окупался года за полтора, теперь нужно два-три года в зависимости от месторасположения и расходов на коммуникации, — рассуждает Владлен Седов. — А при строительстве приходится закладывать ещё больший срок, потому что из-за популярности формата рядом в любой момент может появиться конкурент. Предлагаю франшизу, и мне каждую неделю приходят письма от собственников участков и инвесторов из разных городов страны, желающих построить мойку. Все, у кого есть хоть какая-то земля — торговый комплексы, автокомплексы, крупные и не очень предприятия — стремятся попасть в волну. В Челябинске работает уже около 30 моек самообслуживания, ещё по 16 оформляются документы. В ближайший год, думаю, ещё штук 20 откроется — и тогда обычным мойкам просто не жить.
Между тем эксперт в сфере недвижимости указал на минусы такого формата бизнеса, которые не позволят вытеснить с рынка традиционные автомойки.
— Ими очень некомфортно пользоваться зимой, а помыть стёкла и пропылесосить салон проблематично в любое время года, — отмечает Денис Стукалов. — Это эконом-вариант услуги, которая зимой очень вредит автомобилю, ведь его заливают водой на улице в минусовую температуру. Да, мойки самообслуживания оттянули на себя поток людей, которым достаточно сполоснуть машину снаружи — фактически им это обходится в 100 рублей. Но те, кто отмывает машину после загородных поездок и дорожит автомобилем, продолжат заезжать на традиционные комплексные мойки. Кстати, заметил, что на них стали более тщательно подходить к обслуживанию и снизили стоимость услуг. Если раньше комплекс обходился мне в 800 рублей, то теперь — в 650 рублей с учётом продувки и воска.
А владелец выставленного на продажу бизнеса считает, что дело вовсе не в формате обслуживания.
— У народа просто деньги закончились, и сейчас страдает любой бизнес, — убеждён собственник автомоечного комплекса на северо-западе Игорь. — Любые автомойки переживают не лучшие времена. Моему объекту год, и вижу огромный спад клиентов, несмотря на минимальную стоимость услуги. Сейчас невыгодно иметь этот бизнес и бизнес вообще. Но свою автомойку продаю, в первую очередь, не из-за снижения покупательской способности — у здания выгодное месторасположение с хорошими перспективами, оно интересно именно как строение под клуб, шаурмячную или ещё какой бизнес. Просто с семьёй решили переехать в другой город — экология заставляет.
В Челябинске регулярно выставляют на продажу любопытные объекты. В прошлом году конькобежка, серебряный призер сочинской Олимпиады Ольга Фаткулина пыталась сбыть крытый роллердром, но приставы опечатали комплекс, где он находился, и бизнес пришлось просто закрыть. Тогда же за 17,5 миллиона рублей продавали страусиную ферму с 10 птицами в посёлке Полянном Сосновского района.
Если вы хотите поделиться информацией об интересном событии или проблеме, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.