Бизнес Дмитрий Столбов: «Нет смысла привозить туриста на объекты, где сервис вызывает негатив»

Дмитрий Столбов: «Нет смысла привозить туриста на объекты, где сервис вызывает негатив»

Интервью с директором Центра развития туризма Челябинской области Дмитрием Столбовым

Дмитрий Столбов, директор Центра развития туризма Челябинской области

Челябинская область — точка притяжения для туристов. Сегодня это высказывание вызывает массу вопросов, однако уже совсем скоро наша область, известная больше как промышленный регион, должна поменять имидж и стать культурно-рекреационной площадкой, привлекающей гостей из других регионов и стран. О том, как развивается туристическая отрасль и с какими проблемами сталкивается бизнес, рассказал директор Центра развития туризма Челябинской области Дмитрий Столбов.

— Дмитрий Александрович, как имидж промышленного региона — Челябинской области — и многочисленные вопросы экологии влияют на туристические потоки?

— Если говорить в целом, то туристов в область приезжает с каждым годом больше, а имидж промышленного региона — сегодня это одно из преимуществ области. У нас вал запросов на экскурсионные туры по индустриальным местам и музеям. Мы активно формируем объекты показа промышленного туризма. Правда, сами предприятия идут на диалог неохотно, видят в этом больше хлопот, а я скажу, что при четкой организации это может приносить хорошую выручку. Не так давно в Европе мы посещали шоколадную фабрику, экскурсия по которой стоит 17 евро. Экскурсия интерактивная, очень интересная и познавательная. За год фабрику посещают 220 000 человек. Затраты на экскурсию не больше 3–4 евро, несложно посчитать выручку от экскурсионной деятельности.

Сейчас проблемы промышленных туров мы стараемся решить совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Челябинской области. Думаю, что это направление станет одной из визитных карточек региона. А вот экологический шум формирует определенное восприятие. Те, кто устраивает публичные экологические перформансы, мало задумываются об имидже области. Существует много других более интеллигентных и эффективных способов решения проблем, без выноса сора из дома.

— Если говорить о туризме на Южном Урале как об отрасли, движемся по нарастающей, стабильно ровно или падаем вниз?

— Конечно, мы идем вперед и набираем обороты, отрасль достаточно молодая, и динамика развития Челябинской области хорошая. У нас много объектов и мест исторического, спортивного, экологического, культурного, рекреационного показа. Туристы к нам охотно едут. Не так давно на губернаторском приеме, где собрались послы и консулы разных стран, я рассказывал о нашей области, туристских местах, и всем было очень интересно. Более того, многие дипломаты готовы приехать лично посмотреть, чтобы дальше развивать отношения в сфере туризма между нашими странами. Это очень хороший сценарий, но мы пока не совсем готовы, очень мало адаптированных для иностранного туриста мест.

Все участники туристического рынка Челябинской области молодцы, никто не сидит на диване, но чтобы развивать сферу услуг, быть активным мало, надо очень хорошо разбираться во всех мелочах отрасли. Уровень сервиса, креатив, борьба за федерального туриста — это залог успеха. Когда я захожу на туристский объект, первое, что смотрю, как ни странно, туалет. По состоянию туалета на 80% мне всё ясно. Потом задаю два вопроса. Какое есть конкурентное преимущество? Что сделано для привлечения туриста не из Челябинской области? Четко могут ответить не так много компаний.

— Получается, что въезд для иностранного туриста пока закрыт?

— Нет, не закрыт ни для иностранного, ни для российского. Туристы приезжают и будут приезжать, процесс продвижения запущен и необратим. Сегодня мы в состоянии организовать управляемые потоки туристов из российских регионов и таких государств, как Казахстан, Китай, Австрия, ЮАР. Еще с рядом стран мы договоримся в следующем году, но для этого нам нужны нормальные и адаптированные объекты, ресторации, гастрономия, сувенирная продукция, зарегистрированные маршруты и туры. Пафос тоже не нужен, нужен нормальный сервис. К сожалению, таких объектов мало, у нас нет возможности развернуться. Не имеет смысла привозить туриста на объекты, где сервис вызывает негатив. Недовольный турист задает тон сарафанному радио. Нам надо, чтобы турист вернулся ещё раз — с друзьями, с семьей, и всем у себя на родине искренне говорил, что у нас круто… А это вопросы уже к бизнес-сообществу.

Но со стороны кажется, что много предпринимателей задействованы в сфере туристических услуг, появляется множество новых мест отдыха. О каких именно вопросах к бизнесу идёт речь?

— Вопросы о том, что бизнесу нужно активнее включаться в работу туристской индустрии области. Искать новые современные способы функционирования, новые форматы подачи и продажи туристских услуг, выходить на международный рынок, создавать интересные точки притяжения, повышать уровень сервиса. Нужно серьезно работать над вопросом адаптации объектов к приёму иностранных туристов.

А сейчас бизнес туриндустрии конкурирует сам с собой, объекты слабо представлены на рынках близлежащих территорий — Тюменской и Свердловской областей, Пермского края. Почти все рекреационные площадки борются за туриста, который живет в Челябинске. А челябинский турист не даст наполнение всем, да и траты у него другие. Нет уникальной региональной гастрономии, нет чётко выраженной сувенирной продукции, крайне мало маленьких частных музеев. Что говорить: у нас есть такое мегапреимущество, как метеорит, а музея метеорита — нет. Где бизнес? Где креатив?

— Это получается замкнутый круг: нет креатива — нет туриста, нет объекта. Как разрешить эту дилемму? Государство может как то помочь?

— Все зависит от человека, который этим бизнесом управляет. Кто хочет — тот ищет способы, кто не хочет — тот ищет причины. Инструменты государственной помощи существуют и на региональном, и на федеральном уровне. Конечно, многие предприниматели эту помощь видят как получение суммы с шестью или семью нулями безвозмездно, сразу и без последующих требований. Так не бывает. Мы живем в реальном мире, и реалии надо чувствовать, а не доказывать, что они должны быть.

В нашем регионе полноценную помощь малому бизнесу можно получить у «Территории бизнеса» на ул. Российской. С федеральной помощью немного сложнее, но тоже есть определенные алгоритмы. Еще есть проблема в синхронизации, кооперации бизнеса между собой и с органами исполнительной власти. Мы сейчас пытаемся эту функцию замкнуть на себе.

То есть Центр развития туризма возьмет на себя функцию координатора взаимоотношений бизнеса и государства? Каким образом будет происходить это взаимодействие?

— Разными способами. Один из способов — это диалог бизнеса и власти, но без истерик, конструктивно и главное — эффективно. Уже сделан большой шаг к этому — мы создали Деловой совет при Центре развития туризма. Наш Деловой совет по замыслу — это организация, в которой планируем видеть только компетентных людей для обсуждения проектов и проблем в сфере туризма. Те, кто просто болтают, не очень интересны. Я рад, что у нас в совет уже вошли многие гуру и мастодонты туристической индустрии. Думаю, что Деловой совет должен стать научно-информационной площадкой, да и просто площадкой, куда может прийти человек с проблемами или, наоборот, с решениями.

От бизнеса председателем Делового совета был выбран Олег Махалов, сейчас он достаточно активно собирает проблематику, открыт для общения. В январе будут первые встречи. Задач мы наметили очень много. Думаю, если у человека есть замечания или пожелания в сфере туризма, он обязан обратиться.

— Дмитрий Александрович, Челябинская область большая, от края до края почти 700 км, как развивают туризм на территориях? Какой город можно выделить как хороший и как плохой пример?

— Не буду называть лучшие и худшие города, это видно и так. О туризме какого города говорят больше — тот лучший, о городах, о которых вообще не говорят, это худшие. Дело, к сожалению, не в туристских ресурсах на территории, а в желании главы территории что-то делать.

Вопросы развития туризма начинаются не с губернатора области, не с Министерства культуры или Министерства экономического развития, а с главы территории.

Глава территории предлагает, разрабатывает, обсуждает и реализует проекты. У меня со многими главами хорошие отношения, и видно, что одни работают над вопросами, а другие рассуждают: «Вот если у меня будет коммунальная авария, все мне позвонят, а если я по туризму ничего не буду делать, никто мне ничего не скажет». На такой территории никогда туризм развиваться не будет. Да такой вопрос тоже пытаемся решить: разрабатываем и внедряем для глав территории определенные индикативы, к которым они будут стремиться и еженедельно докладывать губернатору области о результатах. Но если желания у человека нет, никакие индикативы не помогут.

— 14 сентября президент Владимир Путин подписал указ о переходе туризма от ведомства Министерства культуры РФ в ведомство Министерства экономического развития РФ. Ждать ли изменений в связи с этим у нас в регионе?

— На это я не могу ответить, у меня есть руководители и кураторы, которые принимают решения. Мы как работали, так и работаем. Сам лично считаю, что у Министерства культуры, что у Министерства экономического развития основная задача одна — развивать внутренний туризм. Нет разницы, какое министерство занимается технической реализацией, — законодательство одно, программа развития одна, проблемы одни, ресурсы для их решения тоже одинаковые. Если дело в людях, то они там и там могут работать плохо. Сейчас в проектах по развитию туризма Челябинской области так или иначе задействованы все министерства региона, и у меня есть прямой контакт с первыми лицами.

— Какие интересные задачи, какие цели у Центра развития туризма Челябинской области на следующий год?

— Как всегда, планы очень большие, и в следующем году мы планируем сосредоточиться на нескольких основных задачах. Первое, конечно, это развитие международных отношений. Второе — это саммиты ШОС и БРИКС 2020 года, где нам надо готовиться к встрече иностранных гостей и туристов. Это наша общая задача с Агентством международного сотрудничества.

Третье — это развитие туристских и культурных связей с китайской международной инвестиционной корпорацией «Хуамин». 5 декабря на ознакомительной встрече глав государств-членов ШОС мы подписали соглашение о сотрудничестве с «Хуамин». Это очень крупная корпорация, которая работает на всей территории Китая.

Четвертое — работа Делового совета при Центре развития туризма, это должен быть рабочий эффективный инструмент, полезный для власти и бизнеса.

Пятое — это продвижение туристских продуктов Челябинской области. Сегодня у нас есть договоренности с несколькими федеральными каналами, мы планируем снять много интересных и познавательные передач о Южном Урале в следующем году.

И, конечно, наши традиционные событийные мероприятия, выставки и конференции.

Развитие туризма на Южном Урале сегодня в тренде, надеюсь, у нас все получится, и мы общими усилиями сможем приумножить то, что есть, и создать еще больше интересных объектов показа и событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления