Бизнес-история Артёма Максимова началась в 2003 году в Верхнем Уфалее, когда он арендовал помещение в 20 квадратов в здании бывшего мебельного магазина. Тот салон существует до сих пор, и костяк команды сохранился. Только сегодня торговая площадка выросла до 250 квадратных метров, ассортимент товаров — до 80 тысяч наименований от 200 с лишним отечественных фабрик, и работает он в составе крупного холдинга. Владелец бизнеса вовремя нащупал точку роста, сделав ставку на интернет-продажи. Как «Первый гипермаркет мебели» развивал онлайн-формат? К чему обязывает статус федеральной сети? Верной ли оказалась ставка на экономсегмент? И насколько важно, чтобы финансовый партнёр был надежным? Об истории становления предприятия — в спецпроекте «Бизнес-Stories».
Бизнес ноги кормят
Сегодня «Первый гипермаркет мебели» — это федеральная компания с эффективной бизнес-моделью. Фирменные магазины открыты в Челябинской, Свердловской, Тюменской и Курганской областях, а с 2018 года запущен проект в Москве. Учредитель предприятия Артём Максимов увидел перспективы в слиянии двух форматов — продаже мебели через интернет и развитии сети компактных офлайн-площадок с выставками мебельных хитов от 235 российских фабрик. Частая смена экспозиции — одно из слагаемых успеха. Ёмкость современного рынка позволяет «Первому гипермаркету мебели» расти, каждый месяц открывая по одному-два магазина в разных городах страны, продавать франшизы и увеличивать экспансию. Однако стадии уверенного игрока предшествовал этап стартапа в условиях жёсткой конкуренции.
— Стартовой площадкой для меня стал мебельный магазин «Кристи», который я открыл в Верхнем Уфалее, — вспоминает учредитель компании «Первый гипермаркет мебели» Артём Максимов. — Бизнес развивался в масштабах города и рос в своём темпе. Параллельно я занимался другими проектами в области IT-технологий. В какой-то момент один из моих старейших контрагентов-поставщиков мебели предложил открыть представительство своей фабрики в Челябинске. Я заключил с ним контракт и стал дилером производителя «Фант-мебель» (г. Волжск) на территории нашего региона. Каждый день я планомерно объезжал все мебельные центры Челябинска и области и предлагал выставлять на экспозициях продукцию «Фант-мебель». Тогда мы открыли первый склад в 200 кв. м и старались поддерживать остатки, а если товара не было в наличии, быстро доставляли заказ от производителя.
Выход в интернет
— Знаете же, как раньше работали мебельные магазины? — рассказывает Артём Викторович. — Всё отслеживали по тетрадям и табличке Excel — вели учет заказов, товародвижение, проверяли наличие продукции, принимали запросы по телефону и даже по факсу. Вы удивитесь, но и сегодня есть предприятия, которые живут по старинке. Во многих городах РФ продавцы до сих пор используют минимум возможностей компьютера, а ассортимент мебели демонстрируют по бумажным каталогам. Тогда-то мы и опередили время, будучи ещё совсем маленькой компанией, начали автоматизацию всех бизнес-процессов.
Небольшая мебельная компания создала специальную онлайн-платформу для приёма заказов через интернет, внедрила её в мебельный рынок. Участники рынка получили возможность предоставлять широчайший ассортимент покупателю, появился дополнительный индивидуальный online-канал продаж, оценили удобство услуги, поскольку могли видеть складские остатки, оформить заказ, отслеживать статус заказа, его путь и многое другое, не совершая при этом лишних звонков.
«Никто не верил, что можно покупать мебель в интернете»
В определенный момент дилеру стало тесно в Челябинске. Стремление развиваться и предлагать больший ассортимент повлекло за собой увеличение пула фабрик-партнёров. Артём Максимов задался целью вырасти до мебельного гипермаркета, чтобы закрыть максимум потребностей клиента. А в 2012 году у руководителя компании появилась идея создать интернет-магазин.
— Я опирался на международный опыт продаж через интернет, когда на одной онлайн-витрине представлено много производителей. Это своеобразный маркетплейс, где можно выбрать что угодно. Мы нашли лучших айтишников и в итоге запустили проект, который быстро оценили розничные клиенты. Когда мы были на старте, никто не верил, что можно покупать мебель в интернете. Сегодня это стереотип, и в онлайн-магазине продажи значительно выше, чем в офлайн-точках.
Ставка на мебельные лоукостеры
Интернет-гипермаркет постарался максимально охватить разные ценовые категории. В ассортимент попала продукция не только российских, но и белорусских, китайских производителей, а также продукция знаменитых итальянских и испанских брендов.
Однако наиболее востребованными оказались бюджетные отечественные предложения для малогабаритных квартир. Покупатели распробовали возможность укомплектовать свои полуторки за 25 тысяч рублей. По расчётам гипермаркета этой суммы вполне достаточно, чтобы заказать на сайте кухню, гостиную, диван, прихожую и шкаф.
Сегодня компания продолжает развивать онлайн-продажи и делает ставку на расширение географии франчайзинговой и розничной сетей.
— Если говорить о Челябинске, за годы работы здесь мы постарались охватить все мебельные торговые центры. Мы понимаем, что все 235 фабрик на своих площадках не выставить и не показать все 80 тысяч наименований продукции. На основании статистики продаж в интернете, оптовых и розничных продаж мы выявили хиты в каждой товарной группе — от шкафа до кухни — и стали открывать магазины «без витрин» с минимумом образцов мебели, но с большими сенсорными терминалами, на которых демонстрируем весь ассортимент сайта, и грамотными консультантами. Также в магазинах мы представили множество вариантов образцов материалов и тканей, с помощью которых клиентам легче определиться с выбором.
Открытие одной такой высокотехнологичной площадки обходится в сумму не менее одного миллиона рублей с учетом покупки и установки терминала, оборудования для рабочих мест персонала, системы видеонаблюдения и счетчиков посетителей.
В связи с бурным ростом компании нам потребовалось дополнительное финансирование для решения оперативных задач. Оптимальным решением для нас стал овердрафт, кредитная линия у нас открыта в Промсвязьбанке.
Компания оценила не только конкурентоспособные процентные ставки, но и отсутствие проволочек. Автоматическое продление договора не требует повторного сбора документов. Удобен оперативный расчёт предварительного лимита овердрафта в режиме онлайн в момент обращения клиента к клиентским менеджерам.
Линейка овердрафтного кредитования Промсвязьбанка объединила российскую и зарубежную практику. Она практически не имеет аналогов на рынке по широте спектра продуктов и способна удовлетворить практически любые потребности корпоративных клиентов в краткосрочном финансировании. Погашение срочной задолженности может производиться собственным платёжным поручением или путём безакцептного списания банком.
«Мы за то, чтобы не менять партнёров»
Требовательная к собственному бизнесу и технологичная компания ответственно подходит к выбору финансовых партнёров. Знакомство «Первого гипермаркета мебели» с Промсвязьбанком произошло примерно год назад, когда возникла потребность в банке с широкой географической представленностью.
— Прежде всего нам было важно, чтобы региональные филиалы банка находились в городах нашего присутствия, — рассказывает Артём Максимов. — Чтобы Москва, Тюмень, Курган, Екатеринбург могли элементарно сдавать выручку. В процессе сотрудничества оценили мобильность и оперативность работы Промсвязьбанка в рамках расчётно-кассового обслуживания. Такой скорости я не видел. Сразу при открытии расчётного счёта нам было предложено бесплатное обслуживание в течение полугода как для нового корпоративного клиента. Сейчас ценим то, что многие вопросы решаются мгновенно. Во многом благодаря специалистам именно челябинского филиала. Наши территориальные менеджеры помогают быстро решить задачу любого масштаба, в том числе и в других регионах.
— Могу привести пример из личного опыта, услугами Промсвязьбанка сейчас пользуется вся моя семья, — продолжает Артём Викторович. — Перед самым вылетом в семейный отпуск на новогодние праздники у меня повредилась карта Priority Pass, необходимая для доступа к бизнес-залам во всех аэропортах. Сотрудники банка молниеносно переоформили карту, и мы спокойно отправились в поездку. Кроме того, в «Промсвязьбанке» мы бесплатно оформили международную страховку для всех членов семьи.
Удобный пластик
Компания пользуется зарплатным проектом Промсвязьбанка, сотрудники гипермаркета отмечают выгодный кешбэк-сервис. Бонусы в размере 2% от покупки на общую сумму до 3000 рублей в месяц в любых магазинах по всему миру, включая интернет-магазины, возвращаются на карту.
Ещё одним удобным сервисом стала электронная инкассация. Это экономит мои деньги. Выручку сдавать легко и безопасно. Деньги на расчётный счёт организации перечисляются мгновенно. Заполнять различные ведомости и накладные не требуется. Управлять деньгами можно, используя интернет-банк.
Статус имеет значение
Ровно год назад Промсвязьбанк был выбран в качестве опорного банка для реализации оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. Новый статус добавил партнёрам уверенности в завтрашнем дне.
— В эпоху, когда мелкие банки закрываются едва ли не каждый день, выбираешь финансового партнёра с опаской, чтобы внезапно не лишиться средств на своих счетах. В случае с Промсвязьбанком статус государственного банка для нас звучит как синоним стабильности. Есть гарантия того, что всё надёжно, что можно что-то планировать и развиваться, — комментирует Артём Викторович.
Философия семейных ценностей
— Шведы говорят: «Дом — это вторая церковь», — рассказывает Артём Максимов. — То есть у них две ценности — сходить в церковь и купить что-то в дом.
Итальянцы обновляют мебель каждый год — их самая популярная традиция перед Новым годом — выбрасывать из окон на улицы старую мебель. Считается, что в Новом году счастливым станет тот, кто избавится от большего количества хлама.
В России же у большинства населения в квартирах до сих пор — мебель, доставшаяся от родителей. И на сегодняшний день среднестатистический россиянин подходит к вопросу обновления мебели в своём доме крайне редко — чаще всего это связано с ремонтом или переездом, но не более. Я вижу нашу цель в глобальном плане — объединение усилий игроков мебельного рынка в вопросе создания особой культуры обновления мебели.
«Первый гипермаркет мебели» держит курс на формирование новой «домашней философии», увеличение доли рынка, совершенствование онлайна и расширение географии. До конца 2019 года компания намерена открыть 24 магазина по стране, впервые заявить о себе на территории Башкирии и Оренбургской области, укрепить столичные позиции. Кроме того, планируется прибавление в списке фабрик-партнеров на 30%. Стратегическим направлением руководство видит развитие франчайзинговой сети. Сейчас под брендом «Первого гипермаркета мебели» работают магазины в 37 городах России. Задача на ближайший год заключить контракты еще с 30 франчайзи.
— Чтобы двигаться в направлении реализации всех наших планов, нужен надежный банк-партнёр с репутацией, весом и устойчивым положением, готовый предложить качественный и быстрый сервис. И такой партнёр у нас есть, — резюмирует директор «Первого гипермаркета мебели» Артём Максимов.