Уроженец Магнитогорска, миллиардер Игорь Рыбаков взорвал новостную повестку октября, высыпав на гостей форума в Санкт-Петербурге 20 тысяч долларов. Свой жест богач объяснил тем, что готов каждому дать возможность для старта. С чего начинался его путь в бизнес и почему он решил отдать свои деньги другим, совладелец крупной российской компании «Технониколь» Игорь Рыбаков рассказал в интервью сайту 74.RU.
Игорь Рыбаков занимает 78-е место в списке Forbes и является одним из самых публичных миллиардеров России. В то же время он постоянно удивляет: у него нет собственной яхты, в наследство детям Рыбаков собирается оставить не бизнес, а своё имя, и ещё бизнесмен пытается изменить мир вокруг себя и вырастить как можно больше миллиардеров. Он выпускает книги о бизнесе, встречается с начинающими предпринимателями, ведёт собственную программу и ежедневно собирает сотни лайков в Instagram. Для журналистов Рыбаков — находка, его речь полна ярких, хлёстких фраз, каждая из которых могла бы стать заголовком и зацепить читателя. Но мы решили поговорить с ним не столько о бизнесе (об этом много он говорит сам), сколько о том, как деньги меняют людей.
«Я говорил, что буду водителем трамвая»
— Вы давно были в Магнитогорске?
— Да, очень давно. Первое, что мы сделали после прилёта, — проехались мимо вокзала и улицы, где я родился. Потом проехали к дому, где мы жили, раньше там был магазин «1000 мелочей». Нахлынули воспоминания, ведь мальчишкой я облазил во дворе каждый закуток. Вспоминал, как по помойкам бегали, гаражам, как шифер бросали в костёр, и бахало, как делали бомбочки из селитры. Ещё съездили к Вечному огню. В школе мне даже пришлось один день стоять в карауле, правда, этого мне хватило, и я старался найти способы, чтобы избежать этого дела. А вот воспоминания остались. Я рад, что город и общество дали мне исходный код.
В этот раз я приезжал в Магнитогорск с определённой миссией, чтобы включить школу, в которой я учился, в участие в конкурсе, предложенном моим фондом. Не зря же говорят — где родился, там и пригодился.
Обязательно нужно приехать в село или город, где ты появился на свет, и сделать так, чтобы было больше богатых, процветающих людей, предпринимателей успешных, как я, просто деятелей, потому что это — больше улыбок, больше хороших дорог, школ, больниц с качественным обслуживанием.
— В школьные годы тоже занимались бизнесом?
— Нет, не то время было. Я был хулиганом и в то же время участвовал в олимпиадах. Все взрослые говорили мне, что я должен найти себя, определиться, кем я буду. Я искал и не находил. Пробовал поэтому всё — музыку, танцы, ходил на борьбу, в судомодельный кружок, авиамодельный кружок. Сначала мне всё нравилось, а потом приходило понимание, что нет — не моё. Страх всё увеличивался, взрослые всё чаще и чаще спрашивали: «Игорь, кем ты будешь, когда вырастешь?».
В старших классах я отшучивался, что буду на подводной лодке крановщиком, они тогда отставали. Потом говорил, что буду водителем трамвая, который подвозит замёрзших на остановке пассажиров. Я шутил, а взрослые ругались.
Сейчас я хочу поменять этот уклад, потому что взрослые создают систему ограничений для своих детей. Когда-то у меня были грустные перспективы — я должен был найти себя, выбрать что-то одно, сфокусироваться на нём, всю жизнь этим заниматься и умереть в своём нелюбимом деле. Спасибо моим наставникам, которые помогли мне это осознать.
«Зарабатывать бабки — не значит грести их лопатой или отстёгивать денежные потоки»
— На форуме в Санкт-Петербурге всех шокировал ваш жест, когда на публику высыпались 20 тысяч долларов.
— Да, я решил дать другим те возможности, которые когда-то открылись передо мной. Однажды ко мне подошёл отец и сказал: «Игорь, я вижу, что ты остро реагируешь на вопросы о своём будущем, на самом деле важно не то, кем ты будешь, а то, как ты воспользуешься открытыми для тебя путями». Он достал из бумажника зелёненькую бумажку. Это был доллар. Его я видел впервые.
Папа отдал мне этот доллар со словами: «Приумножь и передай». С тех пор я приумножаю бабки. Правда, родители не думали, что у меня это так хорошо получится и их сын станет миллиардером.
— А где сейчас этот доллар?
— Я не стал делать из него реликвию, вставлять в рамочку. Он просто превратился в миллиарды долларов.
— Вы открыты для общения и часто проводите мотивирующие встречи с предпринимателями. Зачем вам это?
— Я умею зарабатывать бабки. Всё, за что я брался, приносило прибыль. По сути, это тренируемая способность. Я заметил, что когда ты приносишь пользу людям, то у тебя появляется много денег.
Знаете, зарабатывать бабки — это не значит грести бабки лопатой, рубить капусту, отстёгивать себе денежные потоки, которые проходят мимо, или пилить. Нет, пилить, отстёгивать — это другое. А зарабатывать — значит приносить много пользы другим людям. За это меня благодарят, в том числе финансово. Чем больше я помогаю другим, тем больше каналов для получения денег у меня открывается.
Но главное, чтобы то, чем ты занимаешься, приносило удовольствие. Только это ощущение питает и даёт силы.
— Каждый предприниматель знает, что строить бизнес в России без откатов, договорённостей о распиливании, отстёгивании сложно. Это скорее исключение. Даже в своей книге о становлении «Технониколь» вы старательно избегали этих моментов.
— У меня эти слова вызывают очень сильную эмоцию — отвращение. Да, это всегда было и всегда будет. Когда я думаю об этом, то наполняю себя чем-то грязным, мысли мои становятся грязными и ничего хорошего со мной лично не происходит — всё валится из рук и ничего не получается.
По дороге жизни я сделал великое открытие — мой способ влияния на эти процессы заключается в том, чтобы их становилось меньше. Я стараюсь не думать об этих грязных вещах, а увеличивать количество полезных дел.
Я получаю удовольствие от того, что могу переделывать то, что мне не нравится, в то, что нравится. Я делаю это со своими сподвижниками, единомышленниками, супругой — моей Катей, которая руководит «Рыбаков Фондом».
«Это не заслуга только Рашникова, это заслуга
тысяч людей»
— Вы родом из Магнитогорска — города, в котором есть ещё один человек из списка «Форбс» — Виктор Рашников. В Челябинске много богатых людей, которые преуспели на работе уже созданных в советское время предприятий или просто на эксплуатации природных ресурсов. Например, Александр Аристов и другие. По вашему мнению, почему одни вкладываются в социальное развитие городов, а другие предпочитают сидеть на мешках с деньгами и получать удовольствие от личных путешествий и дорогих хобби?
— Я не могу говорить за Александра Аристова или Виктора Рашникова. Когда я приезжаю в Магнитогорск, то вижу большую разницу, например, с Нижним Тагилом, где тоже сильно влияние нижнетагильского металлургического предприятия. Я вижу разницу в развитии городов, в котором живёт миллиардер и в котором не живёт миллиардер. Магнитогорск — это оазис по сравнению с Тагилом, но это не заслуга только Рашникова, это заслуга тысяч людей, которые благоустраивают свой двор, подъезд, школу.
Наверное, действительно богатые люди начинают с малого — помощи нуждающейся семье, благотворительному фонду, поддержки талантов. А потом переходят к большему. Это удивительно — чем больше я трачу на социальные проекты, тем больше прирастает мой доход. Видимо, не все олигархи ещё поняли этот момент. Раньше я тоже этого не знал: чем богаче, успешнее становятся люди, тем больше у них зарплата, тем больше они покупают товаров, которые производят мои предприятия. Я как бизнесмен заинтересован в том, чтобы было больше обеспеченных людей, и как человек заинтересован в том, чтобы было больше успешных, а значит, счастливых людей.
— Сколько вы тратите на социальные проекты?
— «Рыбаков Фонд», основанный мной вместе с супругой, имеет ежегодный бюджет в 450 миллионов рублей и нацелен на развитие социально-образовательной среды в школах в России и мире. На эти средства проводятся летние школы, обучение тех, кто работает с детьми, конкурсы. Победитель получает средства на то, чтобы создать вокруг своего образовательного центра среду, которая будет выращивать успешных людей.
— В чем заключается ваш подход?
— Есть целый список программ, который работает на создание некого комьюнити-сообщества людей, объединенных одной целью. Если говорить о школе, то в это сообщество обязательно входят учителя, ученики, благодарные выпускники, бизнесмены, представители власти. В такой среде дети видят ролевые модели, они видят, какого успеха добиваются выпускники и понимают, что школа — это не только про ЕГЭ, физику, математику, историю, это ступеньки в жизни.
Школы, которые входят в нашу программу, получают деньги на то, чтобы создать такую среду. А ещё есть Гран-при среди всех программ, это целевой капитал в эндаумент-фонд. Главный приз ежегодной премии Rybakov Prize — $1 миллион.
«Директорам школ привычнее просить деньги с родителей, чем пытаться самим начать менять условия»
— А вы давно были в школе, в которой учились? Может быть, там обшарпанные стены и им важнее провести ремонт?
— Слушайте, неважно, что там есть. Важно, что там будет. Я видел разные школы, как только появлялись увлечённые люди — благодарные выпускники, которые говорили, что школа дала им путевку в жизнь, учителя, получившие возможность выбраться из своей скорлупы, там всё менялось.
На что смотрят родители, когда устраивают ребёнка в школу? Какая школа считается самой крутой? Та, в которой есть благодарные выпускники. Выпускники — это и цель школы и средств, потому что благодарные выпускники так школу начинают опекать, что все проблемы решаются. Кто-то на ремонт даст, а кто-то поможет его сделать своими руками, кто-то наймёт учеников на практику и так далее. Учителя так много времени проводят в школе, что, по большому счету, жизни не знают. Им некогда. А родители встревоженные — это же просто ужас. У меня четверо детей, и я сам был таким.
— Почему встревоженные?
— Это биологический страх за детей, но к нему примешиваются ещё постоянное недовольство и неуверенность. Собирают, например, деньги на родительском собрании — и возникает вопрос — почему мы должны сдавать, ведь нам же здесь не воспитывают нобелевских лауреатов? Знакомая ситуация? Только тогда, когда я как родитель вижу благодарных выпускников в той школе, где учатся мои дети, я выдыхаю. Просить деньги у встревоженного родителя для руководства детских садов, школ привычнее, чем попытаться изменить условия, но это опасный путь, который рождает негатив и часто приводят к конфликтам. Но я знаю, что бывает по-другому, и предлагаю попробовать. Если вы недовольны, почему бы не попытаться изменить обстоятельства, ведь обратно всегда можно вернуться.
Я часто задаю себе этот вопрос — можно ли ускорить, чтобы было больше школ, которые работают как центр социума, в котором учителя, ученики, выпускники, родители, бизнесмены, чиновники делают общее дело. Да, можно, но не по решению партии, а когда есть запрос снизу. А он появляется, и мы просто показываем модели, которые можно использовать.
Я не ученый, я предприниматель, я самый крутой ловец актуальных вещей. Когда вижу актуальные работающие идеи, я их использую. В данном случае я вижу, что наша модель работает. Там, где она применена, там происходят интересные вещи — цветы распускаются или зонтик над школой, который её защищает и оберегает. Для меня это говорит о том, что страна, в которой я живу, становится другой, меняется в лучшую сторону.
— В своих интервью вы говорили, что у вас нет яхты. Как-то не вяжется образ миллиардера и отсутствие яхты.
— Действительно, яхты у меня нет и, наверное, никогда не будет. Я считаю такое приобретение для себя глупостью, потому что в ней нет нужды. Это дорого и бессмысленно. Мне звонят друзья, у которых есть яхты, приглашают, даже уговаривают, чтобы мы семьей покатались, потому что она простаивает.
«Я умею превращать доллар в миллиард долларов»
— У вас четверо детей, дети не спрашивают, почему нет яхты?
— Нет, таких вопросов они не задают. Мы не растим мажоров. Мои дети не получат наследство как таковое, они получат наше имя — Рыбаковы, медицинскую страховку, покрывающую всё, и беспроцентные займы на образование. А дальше они будут сами прокладывать себе дорогу. Все капиталы, которые сконцентрировала моя семья, мы заработали в том числе благодаря обществу, и эти деньги вернутся в общество в виде улучшения ландшафта, среды в наших детских садах, школах, университетах. Я считаю, это позволит в десятки раз улучшить благосостояние нашего общества. Я же умею превращать доллар в миллиарды долларов.
— Как дети отреагировали на то, что не получат наследство?
— Они нас спросили: «Вы не шутите?». Мы с Катей сказали: «Мы что, похожи на клоунов?». Они сказали: «Нет» и приняли нашу позицию. Это наш осознанный выбор. Мы знаем, какая это бетонная плита, если сейчас неготовым психологически детям сказать, что они — наследники великой империи Рыбаковых.
Мы знаем, в кого превращаются такие юноши и девушки — в наркоманов, молодых людей с отсутствием мотивации — почему и зачем стремиться, если у тебя уже всё есть. Именно поэтому, у нас по-другому.
В России очень много охранников. В магазинах, в турфирмах… Куда ни придешь, сидят охранники и что-то охраняют. Мы же хотим, чтобы наши дети не были охранниками того, что создано до них, а создали свое и при жизни успели инвестировать это в общество в преобразованном виде!
В сентябре 74.RU подробно рассказывал, как Челябинская область кормит олигархов. А недавно рабочие Челябинской области создали ироничную петицию за легализацию крепостного права, чтобы помочь работодателям.
Знаете подробности жизни богатых людей? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.