Кафе, ресторанам, спортивным залам и другим заведениям, открывшимся для посетителей после снятия ряда ограничений по COVID-19, пригрозили закрытием — в тех случаях, если их поймают на повторных нарушениях. Проверки сейчас проходят по всему региону. В рейдах участвуют сотрудники администрации, Роспотребнадзора и полиции. И вопросы возникают практически ко всем организациям. Одни нарушения устранить можно с лёгкостью, с другими сложнее. 74.RU тоже отправился в рейд.
Рейд по общепиту начинается около двух часов дня. К этому времени, объясняют нам ревизоры, открывается большинство заведений. О проверке заранее никого не предупреждают, для сотрудников заведений она становится неожиданностью. И только так можно проверить, действительно ли тут соблюдают меры безопасности и предписания.
— Роспотребнадзор, администрация города — управление по торговле и услугам, — представляются проверяющие.
Первой точкой становится ресторан «Рёбрышковая» на шоссе Металлургов. На входе здесь стоит бутылочка с антисептиком для посетителей.
— Я руки обрабатывала антисептиком. Учёная, — рассказывает посетительница.
— В этом отношении они [сотрудники ресторана] молодцы, — говорит нам главный специалист управления по торговле и услугам администрации Челябинска Екатерина Варганова. — Некоторые предоставляют для обеззараживания рук обыкновенный спирт в пузырёчках закручивающихся. Этого не должно быть.
— Нет-нет, у нас не так, — показывают сотрудники бутылку с распылителем.
А вот в зоне бара сотрудники Роспотребнадзора санитайзер не находят, и это вызывает вопросы. Зато на стене есть лампа для обеззараживания воздуха. Такие сейчас должны быть во всех кафе и ресторанах, но по факту встречаются редко.
— Пройдя вчера предприятия, позавчера предприятия, могу сказать, что их почти нет. Их и в продаже нет, — рассказывает Екатерина Варганова. — Так же, как в аптеках на первоначальном этапе проблемы были с масками.
Лампа для обеззараживания воздуха в этом ресторане и правда есть, но во время проверки она оказывается выключена. Шнур питания выдернут из розетки, но после замечания ревизоров аппарат включают.
— Никого не было, и мы выключили, — объясняют сотрудники. — Он же не должен постоянно работать.
Проверяющие просят показать запас масок и перчаток (их должны носить все сотрудники во время рабочей смены), изучают градусник и пролистывают журналы. В одном прописаны графики уборки, в другом — данные о здоровье сотрудников. Внимательно изучаются составы и дозировки антисептиков, технические характеристики аппарата для обеззараживания воздуха — у каждого разная мощность, так что нужно проверить, достаточно ли одной лампы на зал.
Летняя веранда у «Рёбрышковой» открылась в начале июля, а после нового этапа послаблений около недели назад запустили и основной зал.
— Намного больше уборки стало, — рассказывает администратор Инна Липунцова. — У нас много перил, деревянных поверхностей. Всё это обрабатывается в начале рабочего дня. Меню обрабатываем в начале рабочего дня, оно кожаное, и есть такая возможность. То есть в начале рабочего дня мы все поверхности убираем, после бизнес-ланча, когда проходит основная масса гостей, делаем ещё раз влажную уборку. Когда гости, лампу включают. Когда нет гостей, выключаем.
Запас масок и перчаток для персонала хранят в районе барной стойки. Проблем с ними сейчас нет, уточняют в ресторане.
— Поначалу был ажиотаж на маски, перчатки, были проблемы с приобретением. Сейчас их можно спокойно приобрести, — рассказывает администратор. — Масок четыре–пять за день уходит на человека, перчаток — в зависимости от того, как много пришло гостей. После каждого меняем перчатки. Если мало гостей, значит, меньше расход.
Заглядывают сотрудники Роспотребнадзора и на кухню. Кстати, смывы они там не делают. «Ковидный» протокол к этому не обязывает.
— Вчера мы работали на Игуменке (так называется улица вдоль автодороги «Меридиан». — Прим. ред.), в выходные на Кировке были проверки, сегодня — в Металлургическом районе, — рассказывает главный специалист управления по торговле и услугам администрации Екатерина Варганова. — В обязательном порядке сотрудники должны быть в масках, в перчатках, должны быть дезинфицирующие средства — на рабочем месте, при входе, на производстве. В обязательном порядке должны быть журналы здоровья, температуру должны замерять градусником бесконтактным сотрудникам. Журнал есть. В обязательном порядке обеззараживатели не только в зале, но и на производстве должны быть. Здесь только одна [лампа].
Вопросы часто бывают и по градусникам. В идеале они должны быть бесконтактными:
— Кто-то пользуется обыкновенным термометром и, простите, его обрабатывает тряпочкой, протирает, хотя должны быть спиртовые растворы, куда они должны опускаться. Вы представьте, кто-то пользуется, а потом тебе подмышку этот термометр. Есть, конечно, нарушения.
За смену проверяющие успевают объехать пять–шесть кафе и ресторанов. На каждый уходит по 40 минут или по часу, учитывая обход всех помещений и заполнение документов.
Ресторан Meat House на углу Мира и Жукова не работал с конца марта — почти четыре месяца. И теперь, когда появилась возможность открыться, здесь стараются соблюдать все правила.
— Мы протираем столы антисептиком и просим людей, когда они заходят, надевать маски и обрабатывать руки при входе, — рассказывает администратор Ольга. — Даже в перчатках заходят. Люди тоже стараются, и мы предупреждаем. [Некоторые] сопротивляются. [Уборка проходит] каждый час–полтора. После каждого клиента мы протираем столы с антисептиком.
Здесь антисептики есть и в зале, и в рабочей зоне, в туалетных комнатах — запас мыла. Обеззараживателей воздуха нет ни в одном помещении. Но осмотры и замер температуры проводят.
— Утром у нас всегда проверяют температуру, и у нас больных нет. Мы сами понимаем [серьёзность], — признаётся администратор.
На порядок больше вопросов возникает при проверке фитнес-клуба Pro-Sport на шоссе Металлургов. Внешне всё здесь выглядит достаточно благополучно. На входе в сам клуб и в каждый зал есть антисептики.
— Уборка постоянно идёт, каждые два часа. Даже если клиентов нет, всё равно приходится, — рассказывает администратор Анна Савельева. — Обрабатывается все тренажёры, все поверхности — люди же везде трогают. [Уборщицы] везде ходят, с тряпочками протирают.
По утрам всем сотрудникам здесь замеряют температуру. Делать то же самое с клиентами правила не требуют.
— Клиенты занимаются без масок, но зона ресепшн идёт в масках, — уточняет Анна. — У нас тренажёрный зал большой, и там даже при максимальной загрузке мы справляемся [без ограничения клиентов]. Но все аэробные [занятия] обязательно по записи, потому что количество человек ограничено — 12 человек на зал. Но у нас в принципе сейчас народа мало, человек по шесть занимаются — жара, лето, все отдыхают.
И в аэробном, и в тренажёрном залах стоят обеззараживатели воздуха. Застаём мы и влажную уборку помещений. Впрочем, впечатление о благополучии развеивается быстро. Представители Роспотребнадзора тут же подмечают детали.
— У вас перчатки есть? Почему без перчаток? — строго спрашивает специалист сотрудниц клуба.
— Никого не было, сняли, — оправдывается администратор и натягивает полиэтиленовые СИЗы на руки.
Сотрудники Роспотребнадзора обходят все помещения, заглядывают в раздевалки и душевые и вновь начинают заполнять документы. Замечания всё-таки есть.
— Вообще полтора метра должно быть между всеми тренажёрами. То есть половина тренажёров должна быть убрана, — на ходу объясняют сотрудники ведомства журналистам.
Проверять общепит и фитнес-клубы будут и дальше. Причём реагировать обещают и на жалобы клиентов. Сообщить о нарушениях челябинцы могут на горячую линию управления торговли 775-03-63.
— Бывает, что где-то не устраивает качество, где-то работают без масок, где-то столики близки или народу очень много. Такие моменты бывают, люди звонят, — рассказывает Екатерина Варганова. — Мы эти данные передаём полиции.
Сегодня губернатор Челябинской области Алексей Текслер распорядился усилить проверки того, как кафе и рестораны и другие организации, оказывающие услуги, соблюдают требования Роспотребнадзора в пандемию коронавируса. Заведения, которые поймают на повторных нарушениях, будут закрывать.
В Челябинске за минувшие выходные проверили 11 ресторанов на Кировке. По итогам составили 11 административных протоколов.
Губернатор снял ряд ограничений по коронавирусу 16 июля. Теперь ресторанам, кафе, барам, столовым, закусочным разрешили работать в полном объёме.
Больше материалов о коронавирусе и его последствиях вы найдёте в материалах 74.RU.
Столкнулись с нарушениями в работе заведений общепита? Присылайте нам сообщения и фотографии на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.