Теперь все рейсы перевозчика из Москвы в Челябинск и Магнитогорск выполняет авиакомпания «Россия». При этом южноуральцы, покупая билет, не смогут выбрать полет на Boeing или Airbus. «Россия» будет использовать только отечественные самолеты Superjet 100. С новой авиареальностью в ближайшее время столкнутся жители не только Челябинской области, но и других городов.
Первыми направлениями в маршрутной сети «России», по которым 1 января полетели «Суперджеты», стали Нижний Новгород и Белгород. С 11 января стартовали рейсы из Москвы в Нижнекамск, с 13 января — в Магнитогорск и Челябинск. В дальнейшем по мере увеличения флота количество направлений, по которым будут летать Superjet 100, расширится, сообщили в авиакомпании «Россия».
Еще недавно «Россия» летала только на лайнерах иностранного производства — Airbus А320, Boeing 737, Boeing 777 и Boeing 747. С этого года по стратегии группы «Аэрофлот» («Россия» — дочерняя компания национального перевозчика. — Прим. ред.) авиакомпания «Россия» сосредоточится на магистральных и региональных авиаперевозках внутри страны. «Аэрофлот» также передаст «России» все самолеты Superjet 100.
— Шереметьево с его разветвленной маршрутной сетью становится таким же значимым аэропортом для «России», как Пулково, где сосредоточена основная часть флота авиакомпании, — прокомментировал генеральный директор авиакомпании «Россия» Сергей Александровский. — Пополнение парка позволит увеличить количество рейсов из регионов в Москву, а высокая частотность полетов, в свою очередь, будет обеспечивать максимально удобные стыковки с рейсами как по значимым внутрироссийским направлениям, так и с международными рейсами материнской авиакомпании «Аэрофлот».
Стратегия развития группы «Аэрофлот» на период до 2028 года утверждена в июле прошлого года. Бывший тогда гендиректором «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным рассказал, что дочерние «Победа» и «Россия» будут выполнять рейсы внутри страны. При этом «Россия» станет ведущим эксплуатантом самолетов отечественного производства. А дальнемагистральные перевозки останутся за «Аэрофлотом» — его планируют сделать пятизвездочной компанией.
SSJ 100 — первый гражданский самолет, разработанный в России. Относится к региональным воздушным судам. Дальность полета базовой версии — 4,4 тысячи км, вместимость — 98 пассажиров. Эксплуатация Superjet 100 началось в 2011 году.
— Расписание рейсов из Челябинска в Москву и обратно не изменится — только перевозчик, — уточнили в челябинском аэропорту. — Самолеты будут летать под обозначением «России», а не «Аэрофлота».
В зимнем расписании челябинского аэропорта ежедневно запланировано 8 рейсов в Москву: по два у S7 и «Победы», 4 рейса — у «Аэрофлота», то есть теперь у «России».
Большинство пассажиров не обращает внимания на тип самолета, когда покупает билеты. Но немалая часть путешественников принципиально выбирала полеты только на иностранных лайнерах. Больше всего репутацию самолету отечественного производства подпортила авиакатастрофа 5 мая 2019 года, когда SSJ 100 загорелся после посадки в Шереметьево — погиб 41 человек. Позднее появилась расшифровка переговоров диспетчеров и экипажа сгоревшего Sukhoi Superjet 100. А в самом аэропорту рассказали подробности произошедшего на взлетно-посадочной полосе.
Теперь всё больше пассажиров, вылетающих из регионов, ощутят на себе плоды импортозамещения. Мы спросили экспертов, как это скажется на спросе и ценах.
— Группа «Аэрофлот» планирует снизить стоимость авиабилетов на 30% на внутреннем рынке в экономическом классе, что позволит компании лучше конкурировать с железнодорожными перевозками, — сказала аналитик ГК «ФИНАМ» Наталия Пырьева. — Авиакомпания «Аэрофлот», в свою очередь, намерена усилить позиции в премиальном сегменте, а также сосредоточиться на дальнемагистральных рейсах. При этом «Россия» займется социальными направлениями вместо «Аэрофлота», в том числе с плоскими тарифами, которые применяются на рейсах на Дальний Восток, в Калининград и Крым. Такого рода трансформация авиакомпаний группы рассчитана для того, чтобы нарастить количество внутренних маршрутов и повысить частотность полетов.
По мнению эксперта, спрос на авиабилеты на российских самолетах, скорее всего, снизится.
— В сознании людей есть существенный вопрос недоверия к отечественным авиапроизводителям в сравнении с гигантами индустрии, такими как Boeing и Airbus, — объяснила Наталия Пырьева. — Мы полагаем, что спрос будет формироваться в случае реального снижения стоимости билетов и удобного расширения маршрутных сетей. После этого по мере эксплуатации Superjet 100 среди пассажиров появится и доверие к данным воздушным судам.
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, напротив, не ждет, что новый расклад сил перевозчиков окажет значительное влияние на цены. А спрос, по его мнению, может вырасти.
— Дело в том, что цены на внутрироссийские авиаперевозки снизились еще в середине 2020 года из-за проблем с загрузкой рейсов. Субсидирование региональных рейсов способствует их относительной стабильности, — указал Евгений Миронюк. — В то же время потенциал снижения цен на билеты практически исчерпан. Региональные рейсы для авиакомпаний более затратны, чем перевозки через крупные авиационные хабы, такие как Москва. А стоимость эксплуатации Superjet 100 сопоставима с затратами на эксплуатацию зарубежных авиалайнеров.
Значительная часть внутрироссийских направлений теперь будет обслуживаться авиакомпаниями «Россия» и «Победа», обратили внимание эксперты. Первая станет полносервисным сетевым перевозчиком, обеспечивающим высокий уровень сервиса и удобные стыковки с рейсами «Аэрофлота», прежде всего по международным направлениям. Вторая продолжит экспансию в российские регионы, сохраняя доступный для большинства путешественников уровень тарифов.
— Авиаотрасль столкнулась с существенным спадом спроса в сравнении с 2019 годом, поэтому комментировать, как скажется смена перевозчика и типа воздушного судна на спросе, достаточно сложно. Гораздо важнее другое — «Аэрофлот» традиционно большую часть своих пассажиров из регионов пересаживал в Москве на другие направления, в том числе и международные. Соответственно, если пересадочные рейсы в Европу не выполняются, то и в Москву лететь многим не требуется, — прокомментировал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — В этой ситуации переход на использование воздушных судов умеренной вместимости выглядит логичным: с одной стороны, можно сохранить высокочастотное сообщение, с другой — обеспечить высокую занятость кресел. Для клиентов, требовательных к уровню сервиса, «Россия» на самолете Superjet 100 предложит услуги бизнес-класса.
Традиционно билеты на рейсы «России» были немного дешевле, чем на рейсы «Аэрофлота». Впрочем, сегодня разница в величине тарифа между различными авиакомпаниями настолько незначительна, что для ряда пассажиров привлекательнее заплатить больше, но получить лучшие условия по багажу и ручной клади, лучший рацион питания или другие преимущества, которые может предложить конкурирующий перевозчик.
— В какой мере потребителей будет интересовать тип воздушного судна? Как показывали различные исследования, пассажирам это не особо важно. Многие узнают о том, на каком самолете они летят, только если внимательно слушают приветствие командира воздушного судна, — добавил Олег Пантелеев. — Конечно, есть некоторое количество клиентов, которые испытывают относительно этого типа воздушного судна предубеждение. Но я полагаю, что количество людей, которые боятся летать из-за риска заболеть COVID, больше, чем страдающих «суперджетофобией».
Выбор типа воздушного судна — следствие желания обеспечить высокочастотное авиасообщение и высокую занятость кресел. По мере восстановления международного сообщения возрастет спрос на полеты с пересадкой в Москве, а следом «Россия» начнет ставить на это направление лайнеры большей кресельной емкости, дал прогноз исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
А вы боитесь летать на «Суперджете»?
Авиакомпания «Аэрофлот» начала перевозить челябинцев на новом лайнере Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) с 1 октября 2011 года.
10 мая 2019 года «Аэрофлот» отменил 14 парных рейсов с использованием Sukhoi Superjet из Шереметьево в Челябинск, Магнитогорск и еще 12 городов. 9 мая не было 12 рейсов, а днем ранее — 5. Причины компания не сообщала.
11 мая «Аэрофлот» возобновил полеты Sukhoi Superjet 100 из Москвы до Челябинска и Магнитогорска, которые были отменены после авиакатастрофы в Шереметьево.