По числу самозанятых Челябинская область вошла в топ-20 по стране и заняла 12-е место. Такие данные приводит сервис электронных платежей ЮMoney. Как заявили в региональном правительстве, с начала 2020 года более 30 тысяч южноуральцев решили зарегистрировать свой бизнес в таком статусе. Рассказываем, почему самозанятость стала такой популярной среди челябинцев и как женщины потеснили мужчин в микробизнесе.
Губернатор Алексей Текслер на прошлой неделе, подводя итоги 2020 года, заявил, что за последние 12 месяцев 1% населения области подался в предприниматели.
— Почти 34 тысячи южноуральцев оформились как самозанятые, — сказал глава региона. — На 1 марта этого года общее их количество составляет уже 40 тысяч человек. Самозанятость оказалась очень востребованной и своевременной формой занятости людей.
Такие внушительные цифры экономисты объясняют рокировкой. Многие ИП предпочли перерегистрироваться, потому что суть бизнеса и объемы те же, а налог существенно скромнее. Но это было на старте программы. Вторую волну спровоцировал коронавирус: те, кто привык рисковать, захотел почувствовать себя защищенным.
— Когда была пандемия, государство оказывало помощь бизнесменам, и самозанятые могли на нее претендовать, — объяснил финансовый аналитик Алексей Коренев. — Там были препоны, и не все, конечно, ее получили, тем не менее многие. А те, кто работал втихую, на помощь рассчитывать не могли, бизнес у них остановился. И люди поняли: «Да бог с ними — с 4% налогов, зато есть кредитные каникулы и прочая помощь, которая помогла выжить».
«Пандемия выявила минусы серой занятости. Многих это всё испугало, подвигло зарегистрироваться»
Новая система оказалась особенно востребованной в сфере услуг: это небольшие гаражные сервисы, ремонты, репетиторство, дизайн, такси, кондитерское производство, программирование, индустрия красоты. У самозанятого есть ограничения по доходам — заработок должен быть не более 2,4 миллиона рублей в год, то есть потолок легального фрилансера — около 200 тысяч в месяц. Такая сумма устраивает практически всех бывших частников. Налог — 4%, если платеж поступает от физических лиц, и 6% — от юридических.
Парикмахер Антон Рожновский подсчитал прибыль, взвесив все за и против, зарегистрировался в специальном приложении для самозанятых. Заодно подключил автоплатеж: сумма налога, к слову, весьма гуманная по сравнению с ИП (до 47%), списывается автоматически каждый месяц. При этом не надо готовить отчеты или нанимать бухгалтера. Еще один весомый плюс — отношения с банками стали намного проще.
— Я, как и раньше, работаю сам на себя, у меня нет больничного или отпуска, — объяснил стилист. — По сути, я обычный фрилансер, просто могу выдавать чеки. Преимущество в том, что ты можешь показывать свои доходы банку для получения кредитов, для ипотеки. Это идеальный режим для тех, кто работает один.
«Конечно, займы в банке самозанятым дают не то чтобы очень легко, но такая возможность есть»
Самыми предприимчивыми оказались бизнесмены в возрасте от 31 года до 40 лет, по статистике ЮMoney, их среди самозанятых — 83%. В их числе — блогер и видеограф Иван Верховодцев. Прошедший год в новом статусе для него выдался продуктивным и отчасти благодаря новой форме налогообложения: работать без серых схем проще со многими заказчиками, рассказал блогер и видеограф Иван Верховодцев. Можно не отказываться от выгодного сотрудничества со средним и крупным бизнесом. Да и сферу деятельности легко сменить в любой момент.
— Часто за услугами ко мне обращаются ИП или ООО, они не могут работать просто с частниками, — объяснил бизнесмен. — А самозанятый может выписать чек, и нет проблем. Получается, этих клиентов я не теряю, а если бы я не был зарегистрирован, я бы потерял, деньги не заработал бы. Раньше я предоставлял услуги на трансфере: обращались гостиницы и другие организации, чтобы с ними работать, нужны были чеки, да и просто пассажиры, бывало, спрашивали. Поэтому я зарегистрировался: многим надо отчитываться за командировку, предоставлять квитанции.
Для одних новая программа стала шансом легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками, другим помогла пережить пандемию, считают эксперты. Довольно показательна на фоне этого активность женщин-предпринимателей в Челябинской области: как зафиксировали аналитики, количество самозанятых дам за год увеличилось в девять раз, мужчин — в семь раз. Вдобавок первые показали себя эффективнее вторых: за последние 12 месяцев оборот платежей у самозанятых женщин, которые ведут бизнес в регионе, вырос в 16 раз, у мужчин — только в 3 раза.
— Рост числа самозанятых в онлайн-бизнесе как среди мужчин, так и среди женщин — один из общероссийских трендов прошлого года, — прокомментировал генеральный директор ЮMoney Иван Глазачев. — Мы видим, что по стране количество женщин в статусе самозанятых увеличилось в 5,5 раза, мужчин — в 3 раза. Есть вероятность, что такая тенденция сохранится и в этом году.
Маркетолог Ольга работает как самозанятая и считает, такая форма налогообложения больше всего подходит для мам в декрете и домохозяек — не надо тратить лишнее время на документы. Впрочем, амбиций у них, как показывает опыт, зачастую тоже меньше, чем у мужчин.
— Женщины в декрете и с семьей не могут позволить себе строить заводы и руководить холдингом: просто другие приоритеты, — поделилась Ольга. — Поэтому локальный бизнес проще. Вообще, мне кажется, это всё гендерная тема: испокон веков у женщин одни предрасположенности, а у мужчин — другие, и сравнивать бесполезно.
«Многие мужчины не регистрируются никак, женщины в этом плане более "опасливые", "правильные", так что сложно сравнить»
Другая самозанятая, грумер Василиса, уверена, что отчасти тренд продиктован самой сферой деятельности. Относительно новая система налогообложения идеально подходит для бьюти-мастеров, копирайтеров и сторисмейкеров, а там редко встретишь мужчину.
— Вообще есть же такое, что женщины более творческие, чем мужчины, — рассуждает девушка. — У мужчин более технический склад ума. Да и в основном в самозанятые идут те, кто связан с индустрией красоты, а это на 85% женщины — ноготочки, брови, макияж.
Бизнес на маникюре — один из самых популярных у самозанятых и одновременно востребованных у клиентов. Заработать с пилочкой в руках можно зачастую больше, чем имея серьезную компанию и с десяток сотрудников в подчинении. Специалист по nail-дизайну Яна уверяет: собирается заработать на ноготочках на мечту. Правда, на какую — девушка умалчивает.
— В России девушки хотят быть ухоженными, поэтому записываются хорошо всегда, — заглянула в свой ежедневник девушка. — Если мастер понимает, что он уже опытный и работает быстро (что особенно ценят клиенты), он может поднимать стоимость услуг. В основном те, кто идут работать специалистами маникюра, очень трудолюбивы, они зарабатывают деньги для своей семьи, поэтому в смену могут набирать немало заказов.
«Заработок в среднем выше, чем у среднестатистического мужчины с ИП, который привык прокрастинировать в ожидании, что работа найдет его сама»
— Что касается женщин, то их активность в качестве самозанятых объясняют не страхами пойти в более крупный сегмент бизнеса, а скорее тем, что они привыкли страховать нерешительных мужчин, — предполагает Коренев.
«Мужчина, если потерял работу, начинает медленно, основательно искать варианты, сидит на шее у жены, а жена в это время крутится за всех»
— Да, на нашей женщине всё держится, мужчины обычно предпочитают подождать, поискать хорошую работу, не спешить, — рассуждает Алексей Коренев. — А женщина, которая тянет на себе семью, когда денег не хватает, она вынуждена работать, искать любые пути выхода.
Подробно о том, почему предприниматели захотели выйти из тени, читайте в нашем материале.
Несмотря на всё удобство, многие моменты в работе самозанятых еще вызывают вопросы. Так, челябинка из-за пандемии коронавируса осталась без заработка и встала на учет в центр занятости населения. Она получала деньги, но потом ей сообщили, что придется вернуть всю сумму.
Ранее мы рассказывали о том, что президент Владимир Путин пообещал помочь с обучением самозанятых.