Салон под брендом «585*Золотой» располагался в самом центре — на первом этаже здания, которое жители города называют «Ритмом». Магазин проработал 14 лет. Владельцы сети не комментируют причины его закрытия. Эксперты указывают на пандемию коронавируса, рост цен на золото и падение покупательской способности челябинцев.
Здание, фасад которого выходит на проспект Ленина и площадь Революции, считается одним из самых трафиковых мест. Неслучайно здесь давно обосновались сразу два магазина, торгующие ювелирными изделиями. В начале мая пропала вывеска над самым большим помещением — закрылся гипермаркет «585*Золотой». Никаких объявлений на официальном сайте компании и в аккаунтах в соцсетях нет, но адрес магазина удален из общего списка торговых точек.
74.RU направил запрос в сеть «585*Золотой» с просьбой прокомментировать причины закрытия магазинов в Челябинске.
— Все письма обрабатываются в порядке очереди. Вам предоставят ответ, — сообщили представители официального паблика «585*Золотой» во «ВКонтакте».
По словам представителей этой ювелирной сети, сейчас в Челябинске работают 9 магазинов. Только два из них — отдельно стоящие торговые точки, остальные находятся в крупных торговых комплексах.
Закрытие магазинов «585*Золотой» началось еще в прошлом году. Тогда сеть сообщала о ликвидации некоторых точек продаж (сейчас эта новость удалена с сайта компании. — Прим. ред.). Весной прошлого года закрылось около 50 магазинов «585*Золотой» — крупнейшего, по данным «Infoline-Аналитики», продавца ювелирных изделий в России. Тогда же «КоммерсантЪ» сообщал, что компания остановила закупку товаров и отказалась от подписания новых контрактов по аренде площадей. В декабре 2020 года совладелец сети магазинов «585*Золотой» Алексей Феликсов подтвердил закрытие нескольких десятков магазинов. При этом особой проблемы он в этом не видел.
— За год мы закрыли не так много магазинов, несколько десятков. В основном из-за разногласий с арендодателями. Но это всего несколько процентов от всей сети, поэтому особо не почувствовали, — заявил Алексей Феликсов в авторской колонке, опубликованной в конце года.
В Челябинске первый магазин ювелирной сети «585» открылся в феврале 2007 года — на Кировке. Тогда же заработали еще четыре точки, в том числе на проспекте Ленина, 53. Участники местного ювелирного рынка называли стратегию петербургской компании в Челябинске агрессивной. И действительно, представители «585» заявляли о планах стать крупнейшей федеральной ювелирной сетью.
В 2000 году предприниматель из Санкт-Петербурга Александр Смирнов основал сеть ювелирных магазинов «585». В 2006 году соучредителями компании стали Антон Петров и Алексей Феликсов. В 2011 году партнеры разделили бизнес, хотя в названиях осталось число 585. У Александра Смирнова — сеть «585.Gold». Алексей Феликсов и Антон Петров развивают сеть «585*Золотой» — именно она лидирует по числу магазинов (более 900 точек в России).
Эксперты указывают на массовый переход покупателей в эконом-сегмент. Причем этот тренд наиболее ярко обозначился в минувшем, коронавирусном году.
«Удешевление ассортимента — главная и основная тенденция последнего времени. Она появилась еще в 2014 году, а с началом пандемии усилилась»
— Покупатели ринулись в эконом-сегмент. Впервые в 2020 году доля серебра превысила 60% в общем объеме продаж. А раньше всегда доминировало золото, — объяснил генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. — Когда женщина приходит в магазин, у нее нет задачи потратить определенную сумму денег. Она хочет купить какой-то комплект. Если раньше речь шла о приобретении золотого набора на 50–60 тысяч рублей, то сейчас — на 10 тысяч из серебра. То есть количество покупок остается таким же, а средний чек падает. Многие магазины работают уже ниже уровня рентабельности. Отсюда и сокращение количества торговых точек. В первую очередь сети ликвидируют нерентабельные магазины. Это естественный процесс: когда падают физические объемы продаж, наименее эффективные магазины идут под нож.
Магазин по соседству с закрывшимся относится к сети «585.Gold», он продолжает работать.
— Наш магазин не закрывался ни на один день за 15 лет и не планирует закрываться, — сообщили 74.RU в руководстве головной сети «585.Gold».
В разгар коронавирусных ограничений ювелирные магазины были без работы три-четыре месяца. Это сильно ударило по объему продаж. Дистанционную торговлю ювелирными изделиями окончательно разрешили только к концу 2019 года. Поэтому в начале пандемии многие крупные торговые сети были просто не готовы к такой форме работы, рассказали игроки рынка. К тому же российское законодательство неоднозначно трактовало возможность ювелирных компаний торговать дистанционным способом. Поэтому интернет-торговля ювелиркой была на тот момент крайне неразвита.
«Пандемия послужила для нас своеобразным катализатором. В апреле выручка упала до нулевых отметок. Спасательным кругом стал интернет-магазин»
— Нужно было срочно принимать решительные меры, чтобы удержаться на плаву. В поддержку онлайн-продаж внедрили программу видеопрезентаций и горячую линию. Клиент по телефону описывал свои потребности, далее специалисты подбирали нужный товар и в назначенное время проводили видеоконсультации через популярные мессенджеры. Так с выбором было определиться гораздо легче, нежели просто просматривая картинки на сайте. В итоге продажи пошли вверх, — рассказала об опыте выживания в пандемию директор по связям с общественностью сети салонов ювелирных украшений «Самоцветы» Анастасия Танаева. — Несмотря на трудности, удалось полностью сохранить штат. Вынужденное время простоя использовали для обучения — провели множество вебинаров для сотрудников, подключили к программе наших партнеров — ведущих производителей ювелирных украшений. В итоге удалось повысить квалификацию персонала до экспертного уровня.
В Челябинске, по данным 2ГИС, действуют 213 розничных ювелирных магазинов и ломбардов.
На состояние ювелирного рынка наложилась еще одна проблема. Во всем мире было нестабильное финансовое положение. Инвесторы начали вкладываться в более надежные активы — драгоценные металлы (цены на них установлены в долларах. — Прим. ред.). И это вызвало рост цен на сырье для производства ювелирных изделий. Цены подскочили на 50%.
— С одной стороны, упал спрос, с другой стороны, выросли цены — в итоге год оказался тяжелым. После открытия офлайн-магазинов ситуация начала выравниваться. Сработал эффект отложенного спроса — мы ощутили прирост в продажах на 20–25% во многих регионах, — отметил Эдуард Уткин. — Если считать в рублях, то объем продаж за 2020 год сопоставим с предыдущим периодом. В России продано ювелирных изделий на 241 миллиард рублей — даже на один миллиард больше, чем годом ранее. Но если брать в штуках, то картина другая. Сырье подорожало. Производители и ритейл были вынуждены поднять цены — они увеличилось в целом на 40–50%. Соответственно, в физических единицах объемы продаж упали.
Сейчас игроки ювелирного рынка отметили оживление, особенно в премиальном сегменте.
— В целом ситуация на ювелирном рынке стабильная. В апреле наблюдалось некоторое сезонное снижение уровня продаж, но в будущее мы смотрим с оптимизмом. Несмотря на непростое время, людям всё так же хочется радовать своих близких. Сейчас, как никогда, мы нуждаемся в положительных эмоциях. А ювелирные украшения всегда были в топе самых популярных и желанных подарков, — отметила Анастасия Танаева.
По-прежнему большую часть спроса на золото обеспечивает индустрия ювелирных украшений и технологий, подчеркнули эксперты.
— Объем спроса на золото в 2020 году составил 3,5 тысячи тонн. В World Gold Consul (Всемирный золотой совет объединяет основных мировых производителей золота. — Прим. ред.) выделяют четыре основных источника спроса: производство ювелирных изделий с долей в 38% от общего спроса в 2020 году (против среднего показателя в 51% за последние 10 лет), сектор технологий — 8% (средний исторический уровень), инвестиции — 47% (против среднего показателя в 29% за последние 10 лет) и центральные банки — 7% (против 11% в среднем), — указал аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. — В прошлом году спрос на драгоценный металл упал на 14%, при этом увеличение интереса со стороны инвесторов не смогло компенсировать потери со стороны производителей ювелирных изделий и технологий.
Ювелирный ритейл в России восстанавливается, и закрытие одного магазина не связано с общерыночными тенденциями, добавил Евгений Миронюк.
Но тенденция перехода в экономсегмент продолжится, уверен глава Гильдии ювелиров России.
— Усилится переход с природных камней на синтетические и их аналоги, так как всё это тоже удешевляет продукцию. Самый серьезный удар испытают производители изделий с бриллиантами, — спрогнозировал Эдуард Уткин.
По данным Росстата и Гильдии ювелиров России, в прошлом году в Челябинской области продано ювелирных изделий на 3,33 миллиарда рублей. Это больше, чем в Курганской области — 630 миллионов, но значительно меньше, чем в Тюменской и Свердловской областях — 13,84 и 9,45 миллиарда соответственно. Больше всего ювелирных изделий продано в Москве — на 32,97 миллиарда рублей.