Бизнес Кризис-2024 подробности

«Магнит» купил «Дикси» у владельцев «Красное & Белое». Что будет с магазинами в Челябинске?

Разбираемся с экспертами, как изменится рынок после сделки крупнейших ритейлеров

Одна акула ритейла съела другую. На этот раз обошлось без маски-шоу

В конце прошлой недели второй по обороту российский ритейлер официально объявил о завершении сделки на 87,6 миллиарда рублей. «Магнит» приобрел DIXY Holding Limited у компании «Меркурий Ритейл Груп Лимитед» (включает сети «Дикси», «Мегамарт», «Виктория», «Бристоль» и «Красное & Белое»). Разбираемся с экспертами, как изменится рынок для покупателей и поставщиков, ждать ли сокращений магазинов и роста цен, а также что будет с брендом «Дикси».

Что именно продали?


Сейчас по всей стране под управлением DIXY Holding Limited действует 2 438 магазинов у дома под брендом «Дикси» и 39 суперсторов «Мегамарт». В Челябинске, по данным 2ГИС, работает 44 магазина «Дикси» (всего по области — 98). Последний «Мегамарт», работавший в челябинском ТРК «Фокус», закрылся еще два года назад.

Пока «Дикси» будет работать под прежним брендом

В рамках сделки «Магнит» также стал владельцем 5 распределительных центров (складской комплекс, на который поступают товары от производителей или оптовых продавцов. — Прим. ред.). Один из них, Уральский, расположен в Челябинске.

— Мы рады завершению этой стратегически важной сделки. Сейчас мы сфокусированы на постепенной интеграции — крупнейшей по размеру объединяемых активов в истории российского продуктового ритейла. При этом интеграция не повлияет на нашу собственную экспансию, а также розничную и цифровую трансформации, — заявил в официальном сообщении президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг. — Первые результаты интеграции ожидаем получить к концу этого года, а завершение интеграционного процесса, с извлечением всех стратегических синергий, — во второй половине 2022 года — первой половине 2023 года.

«Магнит» — российская розничная сеть по торговле продуктами питания. В 1994 году компанию в Краснодаре основал предприниматель Сергей Галицкий. С 2018-го основной акционер компании — банковская группа ВТБ. «Магнит» объединяет 21 900 торговых точек в 66 регионах России (по данным на 31 марта 2021 года). По данным INFOLine, «Магнит» с выручкой полтора триллиона рублей занял 2-е место в рейтинге ритейлеров за 2020 год.

Большинство магазинов «Дикси» расположено в Московской и Ленинградской областях, остальные точки — в Уральском федеральном округе. Основная часть «Мегамартов», 35, находится в Свердловской области, еще 4 магазина — в Тюменской области.

О решении «Магнита» приобрести 100% акций DIXY Holding Limited стало известно в мае этого года. Тогда сделку оценили в 93 миллиарда рублей, завершить процедуру наметили до конца августа. 15 июля Федеральная антимонопольная служба дала добро АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») на сделку.

Форматы «Магнита» и «Дикси» во многом схожи

Новостью для рынков это не стало, так как «Магнит» давно заявил о планах по покупке «Дикси». Сейчас процедура лишь завершилась, указали эксперты.

— Важно, что «Магнит» провел сделку без дополнительных кредитов, используя собственные денежные средства и доступные, но пока еще не использованные кредитные линии. При этом в ходе сделки — от момента ее анонса и до закрытия — 174 магазина «Дикси» были закрыты, взамен которых открыты новые, — отметил аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Помимо этого, ФАС потребовала от ритейлера до 1 июля снизить долю своего присутствия до 35% в 22 муниципалитетах и взять обязательство по установке нулевых торговых наценок на группу социально значимых товаров: молоко, хлеб, мясо кур.

Зачем купили?


Российский ритейл идет по пути укрупнения ключевых игроков и переживает сейчас бум слияний и поглощений. Покупка «Дикси» «Магнитом» как раз иллюстрирует этот тренд.

— Приобретение розничного бизнеса «Дикси», пятой крупнейшей розничной сети в России, значительно повысит конкурентоспособность «Магнита» в российском секторе продуктового ритейла. Заметное присутствие в стратегически важных Московском и Северо-Западном регионах, доля которых на рынке продовольственной розницы России составляет около 29%, приведет к значительному усилению рыночных позиций в двух столицах, включая удвоение доли рынка в Москве и Санкт-Петербурге, — объяснил гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. — Предполагается, что потенциальные синергии в закупках, категорийном менеджменте и в бизнес-процессах принесут выгоду покупателям и повысят акционерную стоимость компании.

«Дикси» — российский ритейлер. Компанию создал в 1998 году предприниматель Олег Леонов из Санкт-Петербурга. «Дикси» специализировалась на оптовой торговле. В 2007-м сеть из 400 магазинов купила компания «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. В 2019-м в ходе объединения активов «Дикси» вошла в компанию «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», зарегистрированную на Кипре. Ее правопреемником теперь является компания «Меркурий Ритейл Груп Лимитед»: 51% принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, 45% — основателю «К & Б» Сергею Студенникову и 4% — его жене Елене Соболевой.

Чем крупнее сеть, тем больше она может влиять на производителей и поставщиков, а значит, и работать эффективнее.

— У акционеров «Дикси» не было ресурсов, чтобы конкурировать с другими сетями формата «у дома». Крупные игроки имеют большие логистические преимущества. Кроме того, они могут продавливать свои условия поставщикам за право поставить товар на полку, а менее крупные лишены такой возможности. Сеть «Дикси» в последнее время слабо развивалась, а у сети «Магнит» после смены акционеров и ребрендинга наметились позитивные изменения: многие покупатели отмечают, к примеру, что в залах стало чище, — рассказал руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

В результате сделки «Магнит» впервые с сентября 2018 года опередил «Пятерочку» и стал лидером по количеству магазинов у дома

По суммарной выручке новая компания — «Магнит» плюс «Дикси» — почти догоняет X5 Retail Group, указали эксперты.

— «Магнит» давно и с переменным успехом конкурирует со своим основным соперником — X5 Retail Group, превосходя его по численности магазинов, но периодически уступая по выручке и прибыли. Именно желание существенно расширить свое присутствие в таких регионах, где у «Дикси» большое количество торговых точек, судя по всему, и послужило причиной покупки этой сети «Магнитом», — предположил Алексей Коренев.

По мнению экспертов, на покупку именно сейчас повлияла консолидация ритейла.

— Из-за низких рыночных ожиданий торговые сети более сговорчивые и охотно идут на сделку, опасаясь, что дела будут ухудшаться, а маржа — падать, — объяснила экономист Кристина Болдова. — Кроме того, реальные доходы населения в последнее время падают. Грядут не самые лучшие времена для розничной торговли, и по этой причине слабые игроки уходят с рынка, а наиболее сильные занимают их место, становясь еще крупнее.

В такие периоды часто происходят сделки по слиянию и поглощению, добавила эксперт и привела пример — еще один крупный ритейлер «Лента» объявил о планах приобрести сеть «Билла Россия».

Будут ли сокращать число магазинов?


Руководство «Магнита» заявило, что бизнес «Дикси» продолжит функционировать как отдельное юридическое лицо, а магазины — работать под существующими брендами. Управлять бизнесом «Дикси» будет нынешний менеджмент компании. Все договоры, которые действовали на момент заключения сделки, остаются в силе. При этом антимонопольное ведомство специально предупредило нового собственника о том, что нельзя создавать дискриминационные условия на рынке, ограничивать доступ производителям и поставщикам на рынок.

— «Магнит» и «Дикси» не планируют сокращать свое присутствие в регионах. Но в зависимости от качества локаций, пересечения с действующими магазинами «Магнит», операционных и финансовых результатов деятельности возможны некоторые корректировки в сетях «Дикси» и «Мегамарт» на более позднем этапе, — рассказали 74.RU в пресс-службе сети «Магнит». — Ограниченное число магазинов может быть закрыто, а некоторые торговые точки могут быть переформатированы в магазины у дома, супермаркеты, дрогери, дискаунтеры, дарксторы или пройти редизайн.

В последние годы «Дикси» отставал от конкурентов

Решения будут приниматься постепенно, на основании глубокого анализа каждого отдельного магазина, с учетом экономики пост-синергии, добавили представители «Магнита».

— Теперь «Магнит» приступает к интеграции «Дикси». Компания ожидает получить существенную синергию, прежде всего в коммерческих условиях и категорийном менеджменте, благодаря объединению закупочной силы в работе с федеральными и местными поставщиками, а также в прямом импорте, сезонных предложениях и эксклюзивном ассортименте «Магнита», — отметили в пресс-службе сети. — Увеличение закупочной силы объединенных компаний может привести к снижению цен на некоторые товары для покупателей.

Кроме того, по согласованию с ФАС сеть «Магнит» взяла на себя обязательства по установлению нулевых торговых наценок на отдельные виды социально значимых товаров: мясо кур, молоко, хлеб. Также ритейлер обещал распространить программу лояльности «Магнит» для пенсионеров на «Дикси» и «Мегамарт».

Прогнозы экспертов


Слияние «Магнита» и «Дикси» стало крупнейшей сделкой на рынке ритейла за последние годы. Но резких изменений, в том числе ценовых скачков, опасаться не стоит, указали эксперты. Тем более что государство в итоге наращивает присутствие в продуктовой рознице.

— Государство заинтересовано, чтобы социально значимые товары продавались с минимальными торговыми наценками. Премьер Михаил Мишустин не так давно обвинил торговые сети в жадности. То, что за «Магнитом» стоит государственный банк с огромными финансовыми возможностями (ВТБ. — Прим. ред.), имеет особый смысл, — отметил руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Так, в определенные моменты некоторые товары «Магнит» может продавать по отпускной цене производителей. Это важно с учетом того, что инфляция — головная боль правительства. Иногда для того, чтобы сбить продовольственную инфляцию, приходится работать с нулевой прибылью. Государство может позволить себе такой маневр, а частная сеть — нет.

«Магнит» пообещал ФАС убрать наценку на кур, молоко и хлеб

Когда «Магнит» впервые заявил о сделке, рынок отреагировал позитивно — цены на акции компании подскочили. И сейчас никаких негативных сценариев не предвидится, указали эксперты.

— «Магнит» сейчас оценивается в 70 тысяч рублей за квадратный метр торговой площади. В релизе ритейлер сообщал, что покупка не ухудшит возможности по выплате дивидендов, это, на мой взгляд, поддержало котировки, — отметил начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Не исключено, что дела у «Дикси» идут сейчас неплохо и за один-два года за счет относительно небольших вложений удастся добиться синергии от покупки сети. «Магнит», возможно, вложит еще 20–30 миллиардов рублей в год в модернизацию «Дикси», а кроме того, не исключено, что по требованию ФАС и из маркетинговых соображений придется закрыть, перенести или переформатировать часть магазинов обеих сетей, что тоже требует расходов. Ранее «Магнит» анонсировал в 2021 году открытие почти 2000 новых магазинов и обновление почти 700 существующих. Полагаю, эти планы сохранятся. Кроме того, нельзя исключать, что «Магнит» и «Дикси» запустят франчайзинговую модель в отдельных регионах, спрос на это большой.

Что касается возможного ребрендинга магазинов «Дикси» и «Мегамарт», в ближайших планах «Магнита» этого нет. И эксперты придерживаются того же мнения.

— В первые годы приобретения ребрендинг «Дикси» маловероятен, так как сеть имеет лояльных покупателей. Сокращения магазинов тоже ждать не следует. У «Дикси» много точек в Московской и Ленинградской областях с выгодным расположением. Их также можно приспособить для дистанционной доставки продуктов, — добавил Андрей Верников.

Между тем в некоторых регионах, например в Мурманской и Тверской областях, магазины «Дикси» сменили вывеску на «Дешево». Мы спросили представителей «Магнита», появятся ли такие торговые точки в Челябинске.

— «Магнит» и магазины «Дикси», вошедшие в сделку, не имеют никакого отношения к бренду «Дешево», — объяснили в пресс-службе компании. — «Магнит» развивает собственную сеть дискаунтеров «Моя цена». Мы не исключаем, что на более позднем этапе интеграции некоторые магазины у дома «Магнит» и «Дикси» могут быть переформатированы в дискаунтеры «Моя цена».

Как выяснил 74.RU, бренд «Дешево» связан с магазинами сети «Дикси», которые не вошли в сделку с «Магнитом». Дело в том, что антимонопольное ведомство поставило условие: сети объединяются только там, где доля «Магнита» составляет не более 25%. Таким образом, 142 магазина «Дикси» в 53 муниципалитетах не должны слиться с «Магнитом». Поэтому в Архангельской, Мурманской, Тверской, Тульской, Ярославской и некоторых других областях магазины «Дикси» останутся у прежних собственников и продолжат работать под брендом «Дешево».

Знаете об открытии или закрытии магазинов в Челябинске, столкнулись с проблемами при покупке товаров? Присылайте сообщения, фото и видео в редакцию 74.RU.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления