Руководитель направления по развитию ритейла обувной компании «Юничел» Екатерина Железнякова уверена, что коронавирус мутирует не только в воздействии на человеческий организм, но и организацию торговли. Топ-менеджер ездит по всей стране и видит, как в последние дни введение по непонятной схеме QR-кодов в тех или иных регионах ударило по торговым центрам и арендаторам. Специально для 74.RU она написала авторскую колонку.
Первая волна коронавируса застала нас всех совсем неготовыми. И, естественно, все стандартные договоры ритейлеров с торговыми комплексами не подразумевали никаких пунктов про локдаун (помните, все юристы мира дискутировали про форс-мажоры? Да так и не признали пандемию форс-мажором). И приходилось договариваться и взывать к человечности и здравому смыслу арендодателей. К слову, почти везде это получилось! Вот мы на пороге четвертой волны. Теперь в наших договорах есть пункт про локдаун, приостановку и еще много чего оговорено и предусмотрено. Но, как в старом анекдоте: «Концепция поменялась». Например, с понедельника в Татарстане, со вторника в Башкирии, через неделю в Кургане (информация меняется каждый день) вход в торговые комплексы разрешен только при наличии QR-кода. Как для сотрудников, так и для посетителей. Регионы по цепной реакции друг за другом вводят новые правила с небольшой разницей в деталях — где-то без QR-кода вообще в комплекс ни ногой, где-то под запретом только фуд-корты в комплексах. И понеслось!
На прошлой неделе за день до выхода соответствующего постановления в Татарстане мы подписали договор с ТК. На следующий день должны были принять помещение и приступить к ремонтным работам, монтажу оборудования, приемке товара. А значит, найти бригаду строителей с QR-кодами, бригаду монтажников с QR-кодами, бригаду грузчиков с QR-кодами. Нанять персонал — само собой, привитый, что значительно усложняет задачу! Это при том, что сроки начала коммерческой деятельности, как водится у торговых комплексов, жестко оговорены. Не успел — штраф!
Но всё это преодолимо, а вот что делать с трафиком, на который мы так рассчитывали, ради которого готовы на бешеные арендные ставки и страшные договоры? А трафик в первый же день действия ограничений резко упал! Пока во многих ТК проверка — простая формальность: охрана коды спрашивает, но не проверяет. То есть спокойно можно пройти по QR-коду из «Бургер Кинга», такие лайфкаки уже появились в интернете. Пока всё на совести конкретного охранника, но это, как водится, до первой проверки Роспотребнадзора.
Комплексы в части снижения арендной платы пока занимают выжидательную позицию. В Москве QR-коды уже принимались и продержались всего месяц. Не исключено, что и в регионах всё пройдет по такому лайтовому сценарию. Новое ограничение — это не приостановка деятельности, не локдаун, не форс-мажор, и именно ТАКОГО пункта в договорах между арендаторами и арендодателями не предусмотрено. А значит, снова, как и в первую волну, уповать приходится только на адекватность администрации ТК и их готовность договариваться. И здесь, конечно, речь не идет о том, нужно прививаться или нет, это тема отдельной дискуссии. Речь о том, что груз ответственности, по традиции, ложится на плечи предпринимателей — и арендаторов, и арендодателей.
Согласны с автором?