В Челябинске закрылась сеть круглосуточных алкомаркетов-буфетов «ОгоньВода». В этих магазинах открывали бутылки при покупателях, как в кафе, и таким образом, по сути, обходили закон о запрете продажи спиртного по ночам. Сейчас точки компании и ее сайт не работают, телефоны не отвечают. Разбираемся, почему предприниматели решили уйти из перспективной на первый взгляд ниши.
«Либо неинтересно, либо денег нет»
— Закрыто по техническим причинам, — написано от руки на двери алкомаркета на улице Каслинской.
Примерно такая же картина сейчас во всех остальных точках сети.
Развитием буфетов «ОгоньВода» занималась челябинская группа компаний «Феникс». В сферу ее деятельности входили оптовые поставки и розничная продажа алкоголя. Площадки для кафе-магазинов выбирали в самых трафиковых местах города — всего в Челябинске с 2018 года их было открыто 10. Поначалу представители новой розничной сети осваивали отдаленные районы города, затем начали наращивать экспансию в центре. Одна из точек работала на перекрестке двух проспектов — Ленина и Свердловского, еще одна — на улице Кирова возле цирка. Сейчас все закрыты: сеть съехала, оставив помещения пустыми.
Сайт сети «ОгоньВода» не работает, в соцсетях последние записи были сделаны в конце прошлого года, на звонки никто не отвечает. Бывший директор департамента развития и управления рисками компании «Феникс» Игорь Ивлев сообщил 74.RU, что не работает в этой организации с февраля 2022 года. Но уверяет, что явных предпосылок для ликвидации у ритейлеров не было.
— Почему обычно ликвидируются сети: либо стало неинтересно, либо денег нет. При мне все точки работали, даже новые открывались. С начала года к февралю у нас появился новый филиал на улице Победы, 315. Когда я уходил, там всё нормально было, — рассказал Игорь Ивлев.
По документам компания находится в стадии ликвидации: соответствующее заявление подано владельцем в налоговую службу в конце мая, процесс запущен 2 июня. Это решение видится противоречивым на фоне прибыльной работы и продления лицензии на реализацию алкоголя в марте 2022 года до 2024-го.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ОгоньВода» — микропредприятие, зарегистрированное в октябре 2019 года в Челябинске. В городе работало 10 точек сети. Основные виды деятельности — рестораны и услуги по доставке продуктов питания. Владелица — Наталья Жирохова. Чистая прибыль на конец 2021 года — 563 тысячи рублей. В марте 2022 года была продлена лицензия для ООО «ОгоньВода» на торговлю алкоголем до марта 2024 года. В июне 2022 года компания подала заявление на ликвидацию, ликвидатор — Екатерина Надымова. Кроме того, с июня 2022 года все компании, аффилированные с ООО «ОгоньВода», находятся в стадии ликвидации — ООО «Феникс опт», ООО «Алкотрестъ», ООО «Феникс», ООО «Феникс Алко-групп».
Нам удалось связаться с учредителем компании «ОгоньВода» Натальей Жироховой, но она не стала вдаваться в подробности.
— Эти вопросы нужно решать уже не со мной, а с ликвидатором. Я наняла ликвидатора, — коротко обозначила она.
Ликвидатор Екатерина Надымова не ответила на звонки и сообщения нашего журналиста.
«Сеть закрылась по внутренним причинам»
Эксперты считают, что решение о закрытии бизнеса никак не связано с экономическими факторами: перебоями в поставках алкоголя, повышением закупочных цен или уходом некоторых импортных брендов с рынка. Даже при общем ухудшении климата эта ниша была и остается очень прибыльной, объясняет аналитик Вадим Дробиз.
— Алкогольный бизнес — один из самых выгодных в России, — констатирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Люди меньше пить не стали, даже наоборот: как и всегда в кризис, растет потребление алкоголя. Такую тенденцию мы отмечали в феврале, марте, апреле и мае. Алкогольный бизнес — это особый бизнес, на особом контроле, он абсолютно зарегулирован. Занимаются им, скажем так, только доверенные лица — как легальным, так и нелегальным. Владельцы сети «ОгоньВода» могли кому-то перейти дорогу — или им просто надоело заниматься этим. В любом случае закрытие магазинов связано только с личными причинами владельцев, не с экономическими.
Того же мнения придерживается экономист Александр Победин: торговля спиртным — более или менее стабильная сфера даже в кризисные времена. По его мнению, скорее всего, решение о закрытии никак не связано с финансовой ситуацией.
— Чем хуже экономическая ситуация, тем выше потребление алкогольных напитков. И вектор как раз смещается в пользу более дешевого алкоголя, как был в этой сети. Санкционная политика, думаю, еще не успела отразиться на них. Скорее всего, это произойдет позже: сейчас в магазинах распродают остатки. То, что потребление алкогольной продукции снизилось, маловероятно. Сеть закрылась по внутренним причинам, не связанным напрямую с экономической ситуацией. Тем более что массового закрытия алкомаркетов в России не наблюдается, нет такого тренда.
Жалеете ли вы, что закрылась сеть «ОгоньВода»?
О том, какие алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка, мы писали ранее.
Кроме того, исчезли газированные напитки западных брендов, их активно заменяют отечественными аналогами.