Из России уходят крупные алкогольные производители. 3 марта о приостановке экспорта заявила компания Diageo, которой принадлежат бренды Guinness, Smirnoff, White Horse. Накануне бойкот нашей стране объявили крупнейшие производители пива из Чехии. Напитки каких еще брендов могут исчезнуть с прилавков и как санкции сказываются на ценах, читайте в материале 74.RU.
Уходят друг за другом
Список алкогольных брендов, заявивших об уходе из России, пополняется постоянно:
1 марта украинский производитель Nemiroff сообщил, что аннулирует лицензию на выпуск своей продукции в России;
2 марта бойкот России объявили крупнейшие чешские пивоварни — Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard;
3 марта экспорт в Россию и на Украину приостановила британская алкогольная компания Diageo (ей принадлежат бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff).
Санкции вводят и на экспорт. 28 февраля Финляндия заявила, что останавливает продажу алкоголя из России. Оттуда в Челябинск привозили водку Koskenkorva, джин Napue, ликеры Liko, и судьбу этого импорта пока не прояснили. 2 марта агентство Reuters сообщило, что Норвегия запретит продажу алкоголя российского производства в своих магазинах. Еще чуть раньше о приостановке продажи российской продукции объявила финская монопольная компания Alko. К ограничениям присоединились также торговые сети в Австралии, Новой Зеландии, Дании, Швеции и Литве. Кроме того, в шести штатах США полностью запретят продажу российской водки. Власти регионов призвали ритейлеров отказаться от всех российских товаров.
Что происходит в магазинах
На ассортименте в челябинских магазинах ситуация пока не сказалась. На прилавках есть и напитки из Бельгии, Чехии, Франции, Испании, и продукция из Австралии, Чили, Новой Зеландии.
— Всё в наличии, проблем нет, — подтвердили консультанты «Красное&Белое».
В обычных продуктовых сетях и «Мавте» — аналогичная ситуация.
— Пока всё есть, поставки идут, — рассказала консультант «Мавта». — Как будет дальше, не знаем.
Первые изменения для самих сетей между тем уже начались. Закупочные цены на импортные напитки выросли из-за резкого скачка валютных курсов.
— Цены на некоторые позиции импортного алкоголя были пересмотрены дистрибьюторами на повышение из-за скачка курсов валют, — сообщила аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова. — Также отмечается снижение корпоративных скидок, предоставляемых дистрибьюторами своим корпоративным клиентам, а в розничных сетях — отмена скидок и предложений на импортный алкоголь.
Есть и перебои с некоторыми поставками.
— Сообщается о приостановлении поставок из Латвии производителем Pernod Ricard, вероятно, из-за пробок на границе России и Латвии, — отметила Анна Буйлакова.
Данные о том, как меняется логистика доставок и планируется ли повышение цен, мы запросили в сетях «Красное&Белое» и «Мавт». Ответы на момент выхода публикации этого материала не поступили.
А вы уже столкнулись с подорожанием алкоголя в магазинах Челябинска?
Рестораторы в тревоге
А вот рестораторы о влиянии международной повестки на алкогольный рынок говорят охотнее. По ним ситуация ударила с первых дней после обвала рубля и введения санкций.
— Проблемы у нас начались на второй день после начала специальной операции. Все поставщики закрыли отгрузки на неопределенный срок, оставили товар на складах. И мы ждали, когда они выставят нам новые счета с новыми ценами, — рассказала владелица Boris bar, Greenery Friends’ bar, ресторана ENVY и «Ресторана живой рыбы» в «Солнечной долине» Татьяна Мизюрина. — Очень мало поставщиков (их по пальцам одной руки можно пересчитать), которые распродают остатки на складах по старым ценам. 95% поставщиков цены подняли, и рост — в среднем от 25 до 30 процентов.
— В первую очередь это коснулось импорта. Это вино, крепкий алкоголь импортный, — подтвердил собственник Hoppy Mondays и «Дома Галеева» Данил Карманаев. — Причем нас предупредили, что в дальнейшем поднятие цен также планируется. Вчера уже была новость, что ушли некоторые пивоваренные бренды, отказываются работать с Россией. Непонятно, как дальше работать.
Причем повлиять скачок валютных курсов может не только на импортный алкоголь, но и местный, если в производстве используют сырье из-за границы.
— По крафтовому пиву тоже абсолютно непредсказуемая ситуация, — признал Данил Карманаев. — Весь хмель, солод импортные. Пока остатки сырья на складах есть, на месяц-два, наверное. Потом ситуация будет непредсказуемой. По пиву возможны замены, но это будет уже другое качество.
В среднем у каждого ресторатора есть запасы основных позиций на две недели. На эти остатки цены решили сохранить прежние.
— У нас политика такая: пока у нас есть товар по старым ценам, мы держим наши цены, — объяснила Татьяна Мизюрина. — Как только приходит новый закуп, мы выставляем новые цены. Там мы уже ничего не сможем сделать.
Точного срока повышения цен она пока дать не может.
— Что-то заканчивается, что-то поднимается постепенно, — продолжила Татьяна Мизюрина. — Сложно это предсказать. Например, у нас может быть банкет — и может быть выпито всё игристое. Тогда нам нужно будет заказывать его и мы будем вынуждены поднять цены на эту позицию, потому что это будет новая поставка. Всё очень непредсказуемо.
Такой же позиции придерживается и собственник Hoppy Mondays и «Дома Галеева».
— Мы сами еще не поднимали цены ни в каких заведениях, но, естественно, планируем. Я думаю, что через неделю уже придется что-то решать, — сказал Данил Карманаев.
Причем всё это происходит на фоне роста цен и на другие позиции.
— В «Доме Галеева» мы делаем настойки, они делаются на большом количестве пюре. Например, пюре манго, маракуйи. Это тоже всё импорт, это тоже взлетит в стоимости, — уточнил ресторатор. — Но с едой немного попроще, потому что много локализованных продуктов. А с алкоголем будет всё достаточно печально.
Что еще почитать об экономической ситуации
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!