В Челябинске начали работать первые жесткие дискаунтеры от владельцев «Пятерочки» — «Чижики». Мы отправились в один из магазинов, чтобы изучить цены и ассортимент, а также узнать мнение покупателей. Рассказываем, какие продукты там продают и что о новой сети думают жители города.
«Иди скорее, сахар по 49 рублей»
Один из «Чижиков» занял место бывшего «Дикси» на улице Российской, 63. Демонтировать напоминающий о предшественнике бело-оранжевый сайдинг не стали, только повесили поверх новую желтую вывеску и частично затянули фасад баннером. О формате магазина навязчиво кричит аудиореклама на входе:
— Как мы добились низких цен? Мы оставили только самые нужные товары! — раздается из выставленных на улицу колонок.
«Чижик» — новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 1 августа 2022 года, под брендом «Чижик» работают более 150 магазинов в 8 регионах. В Челябинске одновременно открылись два магазина «Чижик»: на Российской, 63 и Зальцмана, 23. До конца августа в регионе начнут работу еще 9 магазинов, а до конца года в области планируется открыть 40 супермаркетов.
В торговом зале покупатели торопливо набирают продукты.
— Иди скорее сюда, здесь сахар по 49 рублей, — зовет одна пенсионерка другую.
«Цены те же, что и везде»
Новый «нищемаркет» на первый взгляд не похож на другие дискаунтеры, которые работают в Челябинске, — «Светофор», «Маяк», «Доброцен»: это не «стадион» площадью в тысячу квадратов, заставленный коробками и палетами снизу доверху, а довольно компактное помещение — около 300 квадратных метров, товары аккуратно выставлены на полках. В каждой категории — выбор ограниченный: по два-три продукта. Много предложений под собственным товарными марками — «Светаево», «Вернер», «Щедрый Год», Greenola, Axl, Tafo. Их с недоверием изучают придирчивые покупатели.
— Вообще, я беру только те продукты, которые уже пробовала. Неизвестные бренды стараюсь обходить стороной. Вот, например, чай тут с каким-то новым названием, посчитала вес пакетиков — 2 грамма, можно даже на два раза заваривать. Брать или нет, пока не решила, — говорит Галина Михайловна. — Я пенсионерка с ограниченным доходом, всегда ищу акции, скидки, при этом смотрю на дату и состав. Меня здесь устраивают лимоны, они стоят 99 рублей за килограмм, считай, бесплатно. Я несколько дней назад брала в другом магазине по 130–140 рублей. Яйца продают по 29 рублей, но они в «Красном&Белом» по той же цене. Бутылка молока — 110 рублей за 1,5 литра, по-моему, нормально.
К нашему обсуждению подключается еще одна покупательница.
— Зря они хвастают, что цены ниже, цены те же самые, что и везде, — считает Наталья Павловна. — Обычно я в «Магнит» хожу, здесь не дешевле. Я сравнила цены на конфеты, шоколад, чипсы. Кое-что даже в «Спаре» выгоднее брать.
«Акций нет»
Подходим к полке с хлебом — здесь все булки вчерашние, молоко в основном позавчерашнее. Продукты не самые свежие, но срок годности еще не вышел. Интересуемся у работника магазина, будут ли дополнительные скидки или акции.
— Дополнительных акций нет, это и так магазин в формате дисконт. Цены не будут меняться, — говорит консультант «Чижика».
Зато есть так называемые товары недели, они меняются каждый четверг. Должно быть, ими стараются разнообразить ассортимент: это бытовая техника, посуда, наборы для детей. Так, на этой неделе можно купить телевизор за 11 тысяч рублей или тарелки за 1900, футболку с длинным рукавом на ребенка за 200 рублей и комплект колготок в школу — за 250.
«Всё есть, но без изысков»
«Чижик» на Российской открылся в довольно оживленном месте, где хватает конкурентов: рядом несколько «Магнитов», «Пятерочка» и «Красное&Белое». Несмотря на это, изучить новую сеть «нищемаркетов» пришло много народу: в узких проходах людям приходится толпиться, чтобы подступиться к полкам. Покупатели — в основном пенсионеры, большинство из них живет неподалеку. Прицениваются, станет ли дискаунтер альтернативой их привычным супермаркетам.
— Я живу в соседнем доме. Но пока общее впечатление неоднозначное: что-то здесь подешевле, а что-то по тем же ценам, что и везде. Я смотрела кофе «Нескафе Голд», он здесь стоит, как везде, — говорит Нелля. — А вот масло взяла сливочное за 99 рублей — это на 20 рублей поменьше, чем в других магазинах. Из сыра — только российский и голландский, выбора никакого. Короче говоря, всё есть, но без изысков.
В Челябинске работает несколько дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка». Мы разбирались, на кого рассчитаны магазины-склады и в чём суть этой бизнес-модели. А также проверяли, реально ли в них сэкономить.
Почитайте также репортаж из первого в Челябинске магазина сети «Жизньмарт», в котором нет кассиров. Весной в город зашла федеральная сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл», и мы изучили ее ассортимент.