![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/72/63/0672634c0c906a287fa2e53e90c7008b/656x438_1:5723_902359cefcec72517b78ffb69697fbd6@1920x1280_0xIErQ5KtQ_1649796747247341171.jpg.webp)
Еще недавно торговые точки, напоминающие склады или оптовые базы из 90-х, ютились лишь на окраинах миллионника. Теперь же магазины, где нет красивых витрин, представлен узкий ассортимент, а продукцию выкладывают прямо на палеты, всё чаще попадаются на глаза и вытесняют привычные супермаркеты даже в центре города. Наступил бум «жестких дискаунтеров». Например, в Челябинске сейчас, по данным 2ГИС, насчитывается 15 магазинов «Светофор» — крупнейшей российской сети, работающей в этом формате. Для сравнения: в Екатеринбурге их число достигло 13, в Тюмени — 11, в ХМАО — 10, в Кургане — 7, в ЯНАО — 2.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/c9/19/7ac9190fd113a2e607913fd52ba16d1c/656x438_1:5723_f2014d9bffa165570c1a165404c75d7e@1920x1280_0xFiwcgsM1_2971140414481952930.jpg.webp)
«Жесткие дискаунтеры» — магазины самообслуживания с максимально простым оформлением торгового зала. Главное преимущество — низкие, на 10–20% ниже среднерыночных, цены. Ритейлеры между собой называют такие магазины «нищемаркетами».
На чём экономит «Светофор»
По итогам прошлого года «Светофор» оказался самой быстрорастущей сетью супермаркетов. Компания родом из Красноярска сначала продвигалась в регионах, только в прошлом году зашла в Москву. Сейчас в России действует более 2200 магазинов. По данным INFOLine, «Светофор» с выручкой под 200 миллиардов занял седьмое место в рейтинге FMCG-ритейлеров (Fast Moving Consumer Goods в переводе с английского — «товары повседневного спроса»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/56/a7/9c/56a79c2385d0a086db0146dbb6721c1d/656x438_1:5723_11ec4b7d6007078c081e7c05ef8a7c30@1920x1280_0xkR3ESQ9J_1006999730379951065.jpg.webp)
Такой результат стал полной неожиданностью для многих экспертов. Казалось бы, за последние годы потребитель превратился в капризного и разборчивого клиента. Даже «Магнит» и «Пятёрочка», начинавшие работать как типичные дискаунтеры, со временем начали инвестировать в свои торговые точки, реконструировать торговые залы и расширять ассортимент. А здесь минимум удобств: производственно-складские помещения ангарного типа, голые стены, многоярусные полки, узкие проходы, мало света, отсутствие логики при выкладке товаров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/32/ff/0d32ffcbd97a98395eaefac90850383d/656x438_1:5723_81f4e58b483cba2ba188ca9ac65d3a40@1920x1280_0xMBypTTOz_0749922795426207408.jpg.webp)
Никаких витрин и стеллажей, продукция просто выставлена на палеты (транспортная тара для груза. — Прим. ред.), лежит в коробках или на огромных полках, как на складе. В самом «Светофоре» такое оформление называют «минимальным аскетическим исполнением торгового зала».
— Ой, не знаю даже, в какую ситуацию надо попасть, чтобы брать там продукты, — вздыхает покупательница Елена. Она берет с полки то одну, то другую упаковку, пытается прочитать, что там написано, затем вновь бредет вдоль полок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/aa/48/35aa480d469964fbac8c4eb60aca0142/656x438_1:5723_5181e5b4c250205f0d84883a51489666@1920x1280_0xAFYzop0U_2518773172196571768.jpg.webp)
Раскрученных брендов и скоропортящихся продуктов в «жестких дискаунтерах» обычно не бывает. Ставку делают на товары длительного хранения — консервы, замороженные продукты, промтовары без особых условий хранения. Но цены действительно привлекательные. По правилам «Светофора» товар на полке должен быть минимум на 20% дешевле, чем в других сетях. Хотя большинство позиций затруднительно сравнивать: малоизвестные производители, нестандартные упаковки, непривычный вес упаковки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/fb/08/05fb089e2ba7af04abdec88936741226/656x438_1:5723_39ceb43dcfc4ab47ce9ac95a113c7b3d@1920x1280_0xkl090tgt_3331541189380250209.jpg.webp)
— В этих магазинах витает запах бедности с нотками нищеты, — смущается другой собеседник в одном из «Светофоров». — Все говорят про низкие цены, вот зашел посмотреть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/8c/94/648c947fef845b6d895e615fd62fe77e/656x438_1:5723_10368b5362e79dfca06e906f56753f69@1920x1280_0xQZh8hblu_8978815937206443203.jpg.webp)
В Челябинске первый «Светофор» появился шесть лет назад — магазин заработал в Металлургическом районе, на улице Сурикова, 2. Ритейлер готов был открыть еще несколько точек, но с поиском помещений возникли проблемы. «Светофор» предлагал настолько низкую плату за аренду, что владельцы торговых залов отказывались от договоров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/bf/9d/5cbf9dbdcf7a0617b7adb0d2c35a6bb0/656x438_1:5723_4d6488b20b2475136ccf7c494b377e18@1920x1280_0xCpnL3m7B_3266437718661215528.jpg.webp)
Сейчас представители «Светофора» рассматривают помещения площадью от 900 до 1200 кв. м и только на первом этаже. И, судя по динамике запуска новых торговых точек, договариваться с арендодателями научились.
— Покупатели «Светофора» — это прежде всего люди, которые умеют считать свое время и деньги. Большая часть покупателей — семейные люди с доходом средним и ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин один-два раза в неделю, — описана целевая аудитория на сайте сети.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/60/8f/c9608fcddf1a092a6870131c0146a7d5/656x438_1:5723_493981977cc1d68e10cb953b1283ac18@1920x1280_0xSCm1rzrr_0682424377583937608.jpg.webp)
Мы попытались прояснить планы «Светофора» на развитие в Челябинске и регионе. Но сеть подтвердила репутацию предельно закрытой структуры. Региональный представитель торговой сети «Светофор» в Челябинске Константин Покачко отказался обсуждать работу магазинов и делиться планами на будущее.
— Мы не даем комментариев по телефону. Приезжать ко мне тоже не надо, я сейчас в командировке, — сказал Константин Покачко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/7a/e8/7f7ae8b0e9adb20d01c704be2a3f7df2/656x438_1:5723_75f9ff402e930606da5884a406f5cc17@1920x1280_0xeMqdxR00_6908253023523379508.jpg.webp)
74.RU отправил запросы в головной офис «Светофора», но они также остались без ответа.
— У нас это (общение со СМИ. — Прим. ред.) не приветствуется, — объяснил представитель «Светофора» в другом регионе.
При выборе помещений «Светофор» всегда ориентировался на максимально возможную низкую цену и в первую очередь открывал магазины в отдаленных районах, в местах, куда никогда бы не пошел традиционный ритейл, отмечают эксперты в сфере коммерческой недвижимости.
— Что касается захода «жестких дискаунтеров» на первую линию или в центр города (в Челябинске уже есть такие примеры. — Прим. ред.), то тут речь идет о неудачных помещениях. Дискаунтеры в принципе развиваются на падающем рынке — с грустным собственником договориться проще. Сейчас много таких площадок. Их собственники понимают, что лучше уж такой арендатор, чем никакой, — объясняет директор компании «IBC Недвижимость» Станислав Ахмедзянов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/aa/af/06aaaf0b9465b7d4ccaa3960d784b956/656x438_1:5723_3226f9ccfaa6b3cfac0aac8a85251700@1920x1280_0x1ufFPZuQ_9881267377323735981.jpg.webp)
Что известно о владельцах сети
Кто же стоит за бизнес-империей «Светофор»? Компания ведет отсчет деятельности с 2009 года, когда в Красноярске открылся первый магазин низких цен. Обкатав формат, инициаторы проекта начали открывать новые точки в Сибири, а затем пошли по стране. Магазины регистрировались на компании «Торгсервис», отличались они лишь номером региона в названии. Например, в Новосибирске — ООО «Торгсервис 54», на Алтае — «Торгсервис 22», в Санкт-Петербурге — «Торгсервис 78», в Челябинской области — «Торгсервис 74» и так далее.
Сейчас действует более 50 таких «Торгсервисов». По данным сервиса «Контур.Фокус», контрольный пакет в большинстве компаний принадлежит семье Шнайдер — Валентине и ее сыновьям Андрею и Сергею. Также среди совладельцев упоминаются Валерий Яковлев и Андрей Вейкулайнен. Группа компаний «Торгсервис» управляет сетями «Светофор», «Маяк» и Mere (магазины за рубежом. — Прим. ред.). Кроме того, представители семьи Шнайдер контролируют еще с полсотни юрлиц. Например, в феврале 2021 года учредителем «Торгсервис 74» стало АО «Артклиник».
В 2015 году в России работало уже 550 «Светофоров», в 2017-м сеть начала открывать торговые точки в Казахстане и Беларуси. В 2018 году преодолела планку в 1000 магазинов. Сейчас, по данным компании, под этим брендом действует более 2200 торговых точек. Сеть вышла на международный уровень — открыла магазины в Китае, Румынии, Польше и Германии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/f2/d1/29f2d1e8b119d22040aacaa61e33a754/656x438_1:5723_fc5707f603af27b1507ef90fe34d4f49@1920x1280_0xRujECOTC_1197844292998225861.jpg.webp)
По итогам 2020 года Валентина Шнайдер и семья заняли 182-е место в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России». Forbes оценил их состояние в 650 миллионов долларов США.
В коронавирусном 2020-м «Светофор» показал рекордный рост выручки — на 39% больше, чем годом ранее. Мало кому известная сеть впервые попала в топ-10 крупнейших продовольственных ритейлеров России. А по вводу новых торговых площадей «Светофор» стал, по данным INFOLine, вторым после X5 Retail Group, оставив позади такого тяжеловеса, как «Магнит».
Почему «Светофору» горит зеленый свет
Формат продуктовых магазинов-складов набирает обороты благодаря постоянным кризисам — финансовому, коронавирусному и так далее — и падению жизненного уровня россиян, указывают эксперты.
— В период пандемии резко нарастили продажи ритейлеры, действующие в двух сегментах: низкобюджетные магазины у дома и онлайн. Fix Price, «Светофор» — одни из лидеров роста. Еще до пандемии крупнейшие игроки отмечали, что «Светофор» — один из опаснейших конкурентов. Гипермаркеты теряли трафик, наращивали его меньшие сегменты. Перехват покупателей за счет месторасположения и низких цен оказался успешной стратегией. Экономия достигалась за счет всего, — говорит начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — В России конкурировать в сегменте «у дома» еще не так сложно за счет значительной сегментации рынка. Крупнейшие сети далеки от антимонопольных ограничений. Кроме того, у них действуют жесткие стандарты на помещения. А «Светофор» нередко выбирает любые и не тратит деньги на брендирование и прочие дорогостоящие маркетинговые вещи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/3f/02/f43f02bf2e39be6d3efb4b23498250ce/656x438_1:5723_9fb4345e6083541be1aedfa87ad76618@1920x1280_0x2EIXM9G3_0679143166007741088.jpg.webp)
Эксперты называют несколько причин быстрого роста выручки и феноменального взлета «жесткого дискаунтера».
— Во-первых, интерес к дискаунтерам у россиян растет уже давно. Если в Европе такой формат ритейла крайне популярен, то до нас сие веяние дошло с большим опозданием. Во-вторых, экономический кризис и продолжающееся уже более семи лет падение реальных доходов населения вынуждают потребителей смещать приоритеты в экономсегмент. В-третьих, судя по всему, руководство компании быстро и успешно проанализировало ситуацию и сделало правильные выводы — в период пандемии спрос на услуги дискаунтеров только увеличится. Ну, и четвертый фактор — резко выросшая инфляция издержек, которая потянула за собой потребительские цены наверх ускоренными темпами, — перечисляет аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев.
А дискаунтеры несут неизмеримо меньшие издержки по сравнению с классическим ритейлом, добавляет эксперт. Их бизнес-модель предполагает избавление от излишеств в виде большого количества персонала, мерчандайзинга, рекламы. Товары размещаются в торговом зале прямо на деревянных палетах или в коробках. Ценники просто приклеиваются сверху на обычном листке бумаги, никаких витрин или полок не предусмотрено. Продукты, требующие хранения при низких температурах, находятся в отдельных помещениях-рефрижераторах. Ассортимент продукции ограничен. Свежие фрукты и овощи, а также продукты с маленьким сроком годности в жестких дискаунтерах просто не предлагаются. В итоге издержки, связанные с логистикой и ритейлом, в этом формате торговли ниже как минимум на 15–20%, чем в классических магазинах и гипермаркетах. В совокупности всё это и дало существенный прирост выручки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/99/b6/a899b64423fb185c01d705f4f3d82725/656x438_1:5723_f789396083fef966ed65950b429967ca@1920x1280_0x9kpYl1BG_4014554036639808541.jpg.webp)
Снижение реальных доходов заставило многих россиян включить режим жесткой экономии и подстегнуло развитие дискаунтеров.
— Люди закупают продукты и товары первой необходимости исключительно в магазинах ритейлеров, предлагающих низкие цены и привлекательные промоакции. В формате дискаунтеров растет не только «Светофор», но и другие сети. Мы видим много проектов в этой области. Причем регионалы оказались ближе к потребителю, они раньше начали открывать дискаунтеры. Например, красноярскую сеть «Батон» запустили в 2018 году. Теперь добавились и федералы — Х5 с «Чижиком», «Лента» с проектом «365» и так далее, — указывает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Почему дискаунтеры стали одним из самых привлекательных направлений в сегменте FMCG? Все форматы товаров повседневного спроса сейчас находятся под давлением. Магазин у дома — очень высокая конкуренция. Серьезный удар нанесен по среднему классу, и это душит супермаркеты. Непотопляемым за счет своей эффективной бизнес-модели казался формат гипермаркетов. Но сейчас он сильно «подъедается» интернет-торговлей. Человек, который привык ходить в магазин у дома, с трудом переключается на интернет-покупки. А тот, кто раз в неделю ездил в гипермаркет, с удовольствием перейдет на онлайн-заказы, потому что экономит время и деньги. В итоге дискаунтеры стали новым для нашего рынка форматом, у которого огромные перспективы развития и роста.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/6e/5e/8e6e5e5090ba5c54e3a92194735c5417/539x403_1:5723_f9e7240382f118deadf66460d6bb7ecb@539x403_0xHhgumFFW_0198112483451550284.jpg.webp)
Бизнес-модель «Светофора» хорошо легла на тренд падения реальных доходов россиян, соглашается руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
— Девиз последних полутора лет у многих россиян — «экономить и запасаться». Скидки приобрели большее значение, чем до пандемии. Если раньше отдельные группы россиян наполняли продуктовыми товарами корзину в одном магазине, то теперь не редкость покупатели, которые приходят в супермаркеты в поисках товаров со скидками или по акциям. Они ту же корзину наполняют в двух или трех магазинах, — отмечает Андрей Верников. — Секрет низких цен — экономия во всём, отличная логистика и грамотная работа с поставщиками, минимальные затраты на рекламу. В частности, магазин готов принять от поставщиков лишь те предложения, цена которых значительно ниже, чем в конкурирующих сетях. Такая же бизнес-модель существует и в некоторых европейских сетях. Так что по мере восстановительного роста реальных доходов россиян позиции «Светофора» на нашем рынке останутся крепкими.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/d7/37/e3d73721eb843f61db9ac52205e8d734/656x438_1:5723_73e0fbe80dcbac952c749afe633fd8aa@1920x1280_0xdMxhmDGp_5766859570695033581.jpg.webp)
Эксперты обратили внимание на то, что за последний год сильно изменился средний портрет покупателя дискаунтера. Если раньше в магазины подобного формата ходили только малообеспеченные граждане, то сейчас в силу понятных причин подавляющее большинство россиян готово закупать часть продукции в сетях со сверхнизкими ценами.
— Это уже не считается зазорным в глазах окружающих, как, к слову, и покупка товаров по акции, со скидкой, по промоакциям и так далее. Скорее всего, со временем в России дискаунтеры, в том числе и «жесткие», займут примерно такое же место, как и в Европе. Станут не просто весьма популярными, но и обретут свою постоянную клиентуру. Да и купить что-то со скидкой перестанет быть признаком, что вы оказались на дне в этой жизни, — успокаивает Алексей Коренев. — Экономия — вполне нормальное явление, позволяющее расходовать средства более эффективно и использовать их на что-то более нужное.
Прогнозы на бедность
В ближайшие годы количество дискаунтеров будет только расти, указывают эксперты.
— Люди нищают. Грустно на это смотреть, еще грустнее делать вид, что этого не происходит. Колоссальное количество бизнесов вынуждено уйти с рынка, всё больше людей, которые не могут позволить себе прежний уровень жизни и ищут способы сократить расходы, — отмечает Станислав Ахмедзянов. — Падение реальных доходов и обнищание населения в последние семь лет, что бы ни говорила статистика, будут и дальше способствовать развитию подобных сетей. Много разных названий, ипостасей, но суть одна — это склад продаж, где товары можно брать как ящиками и коробками, так и поштучно. Подобные магазины появлялись в компьютерной сфере, в сегменте материалов для ремонта и так далее. В принципе, эту модель можно назвать «Metro для бедных», только в дискаунтерах главный принцип отбора товаров — низкая цена. А с продуктами добиться этого сложнее. За качеством в таких сетях не гонятся. Поэтому на полках появляются прессованная свиная кожа, костная мука и прочая продукция, которую люди приобретают только из-за жуткого недостатка денег. С другой стороны, потребители голосуют ногами и рублем. Если есть спрос, будет и предложение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/dd/57/b2dd579a661e0a74cba1093e0dce0440/656x438_1:5723_625d55aa4fb4cd3570dff29d5a161847@1920x1280_0xSRNmeFJZ_3698771767180895711.jpg.webp)
Ведущие федеральные ритейлеры ускоренно осваивают этот формат. Так что в скором времени появится еще больше новых дискаунтеров, и это усилит конкуренцию между подобными магазинами, прогнозируют эксперты.
— Сейчас в мире тренд на экономию. Популярность приобрели приложения к смартфонам, которые показывают скидки в ближайших магазинах, публикуются таблицы просроченных продуктов, которые пригодны к употреблению. И этот тренд надолго, — уверен Андрей Верников. — Следует учитывать, что тенденция к росту реальных доходов россиян, которая будет наблюдаться во втором полугодии, не станет устойчивой. В 2022-м реальные доходы увеличатся, но рост будет символическим. Его будут сдерживать инфляция и большая закредитованность населения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/d4/3d/c5d43d5bd2a117c9661e3117a20bfd36/656x438_1:5723_05d691dc5a7a2d01aa9dd5d0175125cd@1920x1280_0xcLNvfku2_7702127564223457719.jpg.webp)
«Светофор» выходит на рынки Германии, Великобритании, Бельгии, Греции и других стран. То есть туда, где условия конкуренции более жесткие, чем в России, указали эксперты.
— Сейчас на долю 10 сетей приходится около 37% выручки отрасли, до 2025 года их совокупная доля может вырасти до 40–45%. Не ожидаю, что сети жестких дискаунтеров займут большую долю на российском рынке. Но в топ-10 удержат позиции и «Вкусвилл», и «Светофор», — считает Георгий Ващенко. — Спрос на низкобюджетные товары и продовольствие будет устойчивым, последствия пандемии дадут о себе знать, возможно, еще два года. Одним из последствий пандемии является рост цен на продовольствие, он будет опережать уровень общей инфляции. Я не исключаю, что в 2022 году даже ведущие игроки будут экспериментировать с сегментом «жесткого дискаунтера».
Ждать ли ценовой войны между «жесткими дискаунтерами» в России? Эксперты сходятся во мнении, что войны не будет, но конкуренция между различными бизнес-моделями усилится. Бизнес-модель торгового зала-склада будет соревноваться с моделью сервиса доставки магазина на дом.
К лету в Челябинске взлетели цены на морковь, картошку и свеклу. Вместе с экспертами и представителями торговых сетей мы разбирались, почему подорожал «борщевой набор».
Цены на товары в магазинах выросли заметно, и коснулось это не только «борщевого набора». Мы прогулялись по популярным супермаркетам и сравнили цены с прошлогодними.
На этой неделе на прямой линии президента Путина спросили, почему так стремительно дорожают продукты, и вот что он ответил.