В Челябинске выставили на продажу уникальный полигон, который должен был стать школой практической стрельбы для всей России. Объект расположен в Красноармейском районе, в километре от города. Имущественный комплекс предлагают за 90 миллионов рублей. Разбираемся, каковы причины продажи, что планировал построить основатель, почему не «взлетел» уникальный проект и кого может заинтересовать полигон в новых реалиях.
Что продают
Огромный земельный участок — 66,4 гектара — расположен рядом с федеральной трассой Челябинск — Новосибирск, между Первым и Вторым озерами. Основную часть территории — 50 гектаров — занимает собственно стрелковый полигон. Официально он был запущен в 2007 году и успешно работал до пандемии коронавируса. На территории есть несколько зданий, два 100-метровых полузакрытых тира (то есть огневой рубеж находился под крышей, а мишени — на открытом воздухе), блиндаж и судейская.
В имущественный комплекс входят передвижная электростанция, автодорога и спецдорога с капитальным бетонным покрытием, а также недостроенный цех навесного танкового оборудования. Именно здесь более полувека испытывали танки, которые собирали на ЧТЗ. В 1990-е годы завод избавился от полигона, который перешел в частные руки. В начале 2000-х годов территорию начали использовать как стрельбище.
В 2007 году на этой территории открыли многофункциональный стрелковый комплекс «Полигон». Он проработал до начала 2020 года, когда началась пандемия.
— Уникальность объекта состоит в том, что достаточно большая территория предприятия находится практически в черте города (1 километр от границы Челябинска), что является великолепной перспективой для ведения бизнеса проектов любого масштаба, — говорится в объявлении о продаже. — Возможно использование для размещения производственной площадки, логистического центра, складских баз, торговых площадок и иных объектов.
Имущественный комплекс снабжен энергосетью 160 кВт с возможностью увеличения. Кроме того, к объекту можно подвести газ и железнодорожную ветку, благо станция Баландино находится в трех километрах, указывает представитель владельца. Директор полигона Надежда Петрова подтвердила, что объект прекратил работу после начала пандемии. Но отказалась более подробно комментировать причины продажи объекта.
«Специальный учебный центр "Полигон"» создан 15 августа 2013 года. Учредителем был Василий Червоняк, затем Татьяна Червоняк, с 18 марта 2021 года — Елена Орлова. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка предприятия упала на 98% — до 5 тысяч рублей, чистый убыток составил 306 тысяч.
По данным Росреестра, участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (аэропорт неподалеку). Арендатор земли — Елена Орлова. Она же является владельцем ООО «Специальный учебный центр "Полигон"». Эта компания и управляла полигоном. Также Елена Орлова владеет ООО «Центр Военно-Прикладных Разработок "Полигон"», созданным в августе 2020 года.
Международные амбиции
Стрелковый комплекс «Полигон» заработал весной 2007 года. Его основателем был Александр Петров — офицер в отставке, прослуживший в той самой Карталинской дивизии, на вооружении которой стоял комплекс «Сатана». В начале 90-х годов, когда военным месяцами не платили зарплату, Петров уволился и занялся предпринимательством. Сначала это был заправочный бизнес, потом гостиничный — комплекс на озере Смолино. В декабре 2005 года Александр продал свои 50% акций, взял земельный участок в долгосрочную аренду — до 2054 года — и вложил деньги в строительство полигона. Инвестиции оценивались в несколько десятков миллионов рублей.
Александр Петров сразу решил строить не простой тир с тарелочками, а настоящий стрелково-спортивный комплекс для нарезного оружия, соответствующий международным стандартам, — чтобы Челябинск мог принять чемпионаты Европы и мира по практической стрельбе.
— Здесь будет стрельбище под нарезное оружие из 39 полузакрытых тиров и стрелковых галерей. Самый дорогой, но безопасный вариант. Будет штурмовая полоса для спецподразделений, учебный комплекс на 5 тысяч квадратных метров. В идеале полигон должен получиться уникальным — по количеству и качеству объектов, их безопасности и близости к городу, — делился планами с 74.RU Александр Петров в 2007 году.
Предполагалось возвести гостиницу, двухэтажный учебный комплекс, оружейный магазин. Проект объекта был сертифицирован институтом спецтехники и связи России.
Друзья и коллеги основателя стрелкового полигона называли его фанатом своего дела. Александр Петров сам отлично стрелял из разных видов оружия — от пистолета до автомата. Также он разработал несколько методик (хват пистолета, ружья, карабина и стойку стрелка), которые некоторые силовые структуры взяли за основу огневой подготовки своих сотрудников. Александр Петров воспринимал свое детище не только как бизнес. Он ратовал за культуру обращения с оружием, патриотическое воспитание — разработал программу военно-спортивных лагерей для воспитанников детских домов, сотрудничал с Минобразования и другими ведомствами.
На чем зарабатывал полигон
На стрельбище приезжали тренироваться представители различных силовых структур, которые по долгу службы обязаны уметь стрелять. Среди них — ФСБ, пограничники, МВД, Росгвардия, таможня, подразделения специального назначения. В учебном центре также работали с «гражданскими» — можно было пройти подготовку, пострелять из имеющихся пистолетов и винтовок, провести пристрелку личного оружия.
Стрелковый комплекс активно участвовал в госзакупках — только за последние 9 лет заключили контракты на 6,5 миллиона рублей. Для занятий по огневой подготовке стрельбище использовали различные силовые структуры.
Так, в 2019 году таможенники дважды арендовали полигон, заплатив 47 тысяч и 78 тысяч рублей. В 2018 году учебные стрельбы за 247,5 тысячи рублей провел Челябинский отряд филиала предприятия на Южно-Уральской железной дороге. В 2017 году на полигон приезжали пограничники — в общей сложности 220 тысяч рублей — и сотрудники регионального управления ФСБ — более 900 тысяч рублей.
Стрелковый полигон активно работал до разгара пандемии коронавируса. Весной 2020 года объект вынуждены были закрыть для посетителей. Ситуацию усугубило чрезвычайное происшествие в мае 2020 года: клиент выстрелил в инструктора, а потом застрелился. Стрелявший умер на месте, позже скончался в больнице инструктор по огневой подготовке.
Как выяснил 74.RU, это был не простой сотрудник. Василий Червоняк работал заместителем директора частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Полигон», а также являлся учредителем этой организации. Он вместе с Александром Петровым стоял у истоков строительства стрелкового полигона. По факту происшествия возбудили уголовное дело, рассматривалась версия покушения на убийство. В итоге следствие пришло к выводу о несчастном случае, и дело закрыли.
Но это ЧП стало роковым для полигона как бизнеса. Здесь не только запретили проводить стрельбы, но также изъяли оружие и лицензии.
А в августе прошлого года компанию ждал еще один удар — Александр Петров умер от коронавируса.
На территории стрельбища ранее работало несколько компаний с похожими названиями — ООО «Полигон», ООО «Спортивно-стрелковый клуб "Полигон"», ЧОУ «Полигон», СК «Полигон», ЧОУ «ЦСП "Полигон"». Большинство из них в настоящее время ликвидированы.
Возродить нельзя продать
По словам экспертов, в Челябинске мало действующих стрелковых полигонов: закрыто стрельбище МВД в Каштаке. Единственный государственный полигон находится в Полетаево. Остальные — частные, у них практикуется спортивная стрельба и есть свои ограничения.
Стрелковый полигон в Красноармейском районе необходимо сохранить, развивать и использовать по прямому назначению, отметил директор охранного предприятия «Воевода» Дмитрий Шаманаев.
— Таких полигонов у нас в регионе нет вообще. А уникален он тем, что на его базе можно создать учебный центр. Что, собственно говоря, Александр Петров и планировал сделать. Только там можно было тренировать такие навыки, как отражение нападения, работа в динамике, стрельба с разворота 180 градусов. В Гудермес, где действует такой учебный центр, сейчас едут со всей страны. Почему у нас на 50 гектарах не создать подобный? Конечно, можно. И люди поедут сюда, — уверен Дмитрий Шаманаев. — Особенно сейчас, в условиях СВО, такой региональный центр необходим. Здесь можно проводить занятия, начиная с НВП для школьников и заканчивая подготовкой сотрудников силовых структур Урала, Сибири и Поволжья.
Потенциал полигона недооценен, указал руководитель охранного предприятия. По его словам, здесь можно оборудовать уникальную площадку не просто для пулевой стрельбы, но и для комплексной подготовки сотрудников, в том числе отработки захвата преступников и освобождения заложников.
— Сейчас территорию бездарно продадут и построят дачи — вот чем это закончится, — печалится Дмитрий Шаманаев.
Эксперты в сфере коммерческой недвижимости с осторожностью оценивают перспективы использовать участок по другому назначению.
— Оценивать земельный участок без подробнейшего изучения и понимания градостроительной документации бесполезно. Необходимо смотреть градостроительный план земельного участка, на правила землепользования и застройки в этом месте. Потому что порой заблуждаются не только покупатели, но и специалисты, и сами собственники, — отметил директор компании «IBC-Недвижимость» Станислав Ахмедзянов. — Сейчас по землям столько ограничений, столько зон с особыми условиями использования территории, столько санитарно-защитных зон, санитарных разрывов. То есть необходимо учитывать множество факторов. Зачастую люди думают, что они могут строить что угодно. А на самом деле ограничений очень много.
Возникают вопросы и по предыдущему использованию территории — под танковый полигон, добавил эксперт.
— Что там и сколько проливалось, что осталось, необходимо ли рекультивировать территорию и так далее? — задался вопросами Станислав Ахмедзянов. — Это сложная ситуация, со многими неизвестными.
В любом случае нужно очень внимательно смотреть документы на землю, а только потом строить планы по ее использованию, заключил эксперт.