
Выкладку товаров в сети называют упрощенной. Обещают «низкие цены каждый день», но без акций и скидок
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Сеть жестких дискаунтеров «Чижик», взорвавших рынок ритейла, продолжила интенсивную экспансию в Челябинскую область. В регионе уже утроилось количество магазинов этого формата, сообщили 74.RU в Х5 Group. Спустя месяц после запуска первых магазинов мы решили посмотреть, как этот процесс оценивают сама компания, покупатели и эксперты.
«Популярность растет»
Торговые точки предельно экономичного формата, который в народе попросту называют «нищемаркетами», открываются буквально каждую неделю. Так, в Челябинске очередной «Чижик» распахнет двери 19 сентября, сразу два магазина заработают 23 сентября в области — в Миассе и Нязепетровске.

В Ленинском районе Челябинска 19 сентября заработает еще один «Чижик» — на улице Руставели, 2
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Формат дискаунтера предполагает ограниченный (по сравнению с привычными «магазинами у дома» или «супермаркетами») ассортимент наиболее востребованных у покупателей товаров — около 800 позиций. Магазины занимают небольшие по площади помещения — обычно 350–400 квадратных метров (в два раза меньше, чем у «Пятерочек»). У них, конечно, упрощенная выкладка товаров. Но в отличие от других жестких дискаунтеров — «Светофора» и «Маяка» — на склад не похожи. Ассортимент не богатый: в каждой категории товара всего по два — три наименования.
Кроме того, в «Чижиках» много товаров под собственными торговыми марками. Эти бренды зачастую неизвестны широкому кругу, но позволяют продавать дешевле для покупателя и с большей прибылью для ритейлера. А вот акции и скидки в дискаунтерах искать бесполезно. Считается, что здесь и так низкие цены.
«Чижик» — новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 15 сентября 2022 года, под брендом «Чижик» работают более 200 магазинов в 18 регионах. А к 2025 году сеть планирует запустить 3000 магазинов.
В настоящий момент в Челябинской области действуют 12 магазинов под брендом «Чижик».
— «Чижик» вышел на Урал 15 августа — открыл первые магазины в Челябинской области и еще в двух регионах (в Екатеринбурге и Перми — Прим. ред.). Спустя месяц мы положительно оцениваем результаты работы сети в регионе. Наблюдаем рост популярности формата, в связи с чем планируем реализовать намеченный план по открытиям 40 магазинов, — рассказал 74.RU представитель X5 Group.

Продуктовая сеть бьет рекорды по выручке
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Одновременно с открытием первых «Чижиков» в Свердловской и Челябинской области заработал распределительный центр площадью 18,7 тысячи квадратных метров. Он находится в Екатеринбурге. Сюда будет поступать продукция от более чем 200 поставщиков. Грузооборот распределительного центра составляет 580 паллет в сутки, к концу года увеличится до трех тысяч паллет.
«Большой разницы не вижу»
Больших очередей на открытии первых торговых точек в Челябинске не было. Но многие покупатели шли целенаправленно — посмотреть своими глазами, сравнить цены. Пенсионеры разбирали яйца по 29 рублей и сахар по 49 рублей. По словам живущей неподалеку от нового супермаркета Надежды Петровны, это действительно низкие цены.

Но покупатели довольны не всем
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Другая покупательница пришла за стиральным порошком. Но оказалось, что он дороже, чем она видела в другом магазине.
— Persil тут по 499 рублей продают, а на днях мне попадался дешевле — по 460 рублей, — удивилась Ирина Николаевна.
Еще пару покупателей признались, что несколько разочарованы ассортиментом «Чижика».
— Понимаю, что это магазин низких цен, но уж слишком выбор маленький, — отметила Надежда. — Кое-что вроде бы дешевле, но в целом большой разницы в ценах не вижу.
«На первом месте — фактор цены»
Все крупные ритейлеры занялись развитием дискаунтеров. Причина лежит на поверхности — снижение покупательной способности россиян. Проще говоря, народ голосует рублем. И наметился этот тренд уже давно. Достаточно вспомнить, что самой растущей сетью в 2021 году стал дискаунтер «Светофор», а вовсе не вездесущие «Магнит» или «Пятерочка».
В структуре новых открытий за год больше всего выросла доля дискаунтеров — до 60,9%, чуть меньше магазинов «у дома» — до 11,8%, подсчитали в компании INFOLine. А сегмент супермаркетов и гипермаркетов наоборот постоянно сокращается.
— Дискаунтеры сейчас очень востребованы рынком. Во-первых, их в объемах страны мало, во-вторых, экономическая ситуация сейчас не предполагает роста доходов, при этом обязательные платежи, тарифы и розничные цены продолжают расти. Ценовой фактор при выборе товара вынужденно вышел на первый план, — объяснила руководитель направления «Ритейл», партнер агентства M.A.Research Анна Синявская.

В Челябинске уже работают 5 магазинов, в том числе в самом центре города
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Эксперт считает вполне обоснованными планы Х5 по экспансии «Чижика», так как проект успешно прошел пилотную стадию и оказался жизнеспособен.
— Там высокая, около 40%, доля СТМ (собственные торговые марки — Прим. ред.) в продажах, что очень важно для жесткого дискаунтера. Компания планирует довести ее до 50%. Строятся новые распределительные центры, которые ускорят развитие сети «Чижик», — добавила Анна Синявская. — Успеют ли они открыть именно 400 магазинов, сказать трудно. Если уже подобраны локации или есть договоренности о покупке подходящих местных сетей, то успеют.
По данным за второй квартал 2022 года, выручка жестких дискаунтеров «Чижик» выросла в 28 раз — до 6,8 миллиарда рублей.
Стратегия дискаунтера сегодня одна из самых востребованных на рынке. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с падением доходов населения.
— В принятии решения о покупках фактор цены выступает на первом месте. Поэтому практически все крупные ритейлеры запустили проекты в этой сфере. Но одно дело — стратегия, другое — ее реализация, — отметил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Как это часто бывает, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Так и здесь. Дискаунтерам необходимо иметь серьезную закупочную силу, превосходство над другими игроками по объемам продаж и большую долю собственных торговых марок. У европейских дискаунтеров она превышает 70–80%, у некоторых доходит до 95%. В наших дискаунтерах эта цифра редко приближается к 50%. Отчасти с этим связано некое разочарование покупателей. С одной стороны, магазины аскетичные, с другой стороны, для достижения низких цен не так-то и много сделано. Хотя по большому счету разочарования быть не должно, идет нормальный процесс.

До конца года на Южном Урале появится 40 «Чижиков»
Фото: Екатерина Тычинина
Поделиться
Вопрос в том, как ситуация будет развиваться дальше, рассуждает эксперт.
— Прежде всего необходим рост доходов населения. Тогда обычные магазины, которые торгуют широким ассортиментом продовольственных товаров, окажутся более востребованными и смогут эффективно противостоять дискаунтеров, — указал Иван Федяков. — Если экономическая ситуация будет ухудшаться, и кризис перейдет в долгосрочный, а, к сожалению, к этому много предпосылок, то уже не до жиру, быть бы живу. Все претензии к ассортименту и качеству придется немножечко умерить. И дискаунтеры продолжат процветать.
Дискаунтеры будут заправлять в ритейле, пока не начнется реальное восстановление покупательской активности и спроса, резюмировал эксперт.
В Челябинске действует несколько дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка». Мы разбирались, на кого рассчитаны магазины-склады и в чем суть этой бизнес-модели. А также проверяли, реально ли в них сэкономить.