Бизнес интервью

Люди устали быть «виртуально богатыми»: новые тренды российского рынка финансовых private-услуг

Интервью с управляющим директором Росбанк L’Hermitage Private Banking Анной Воробьевой

Анна Воробьева, управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking: «Росбанку удается сохранять надежность, и это не просто красивые слова, а вполне измеримые показатели»

Один из первых в нише private на российском рынке, Росбанк сохраняет европейскую культуру обслуживания: здесь не навязывают конкретные услуги, открыто говорят о возможных рисках и стремятся обеспечить клиентам покой и устойчивость.

Каких ещё качеств ждут от банка обладатели крупных капиталов и во что предпочитают вкладывать свои миллионы? На что можно опереться, пока финансовые рынки лихорадит? Почему высокие ставки по вкладам не всегда выгодны, и способен ли искусственный интеллект полностью заменить банковских сотрудников? Рассказала управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking на Урале и Дальнем Востоке Анна Воробьева.

— Анна, какая ситуация сейчас складывается в нише private banking, не пришлось ли банку поменять подход к обслуживанию в связи с последними событиями?

— За последние полгода мы стали свидетелями беспрецедентных процессов в экономике, политике, культурной и нравственной жизни, и это не временная история, а наша новая действительность. Меняются торговые и финансовые отношения, правовые нормы, в том числе международного стандарта. Да, нужно адаптироваться ко всем этим явлениям, но Росбанку удается сохранять надежность, и это не просто красивые слова, а вполне измеримые показатели. Важно, что после смены акционера мы подтвердили все свои рейтинги — это показало, как серьезно рынок относится к нашему новому собственнику, и дальнейшее развитие банка представляется уверенным и стабильным.

Говоря о взаимоотношениях с клиентами, подчеркну, что особенность private — постоянство. Все экономические и политические кризисы цикличны: за нашими плечами полуторавековой опыт группы Societe Generale, пережившей несколько кризисов. Есть резервные формы активов, есть сценарии поведения, которые помогают в случае резких изменений выдержать период турбулентности. И мы остаемся как никогда стабильны в своем подходе: сохраняем близкие отношения с клиентами, обеспечиваем глубокую экспертизу. С марта мы были на связи буквально 24 на 7, понимая, как важно поддерживать непрерывный контакт в такое напряженное, эмоциональное время.

— Реально ли в период турбулентности на финансовых рынках увеличить свой капитал при помощи банковской экспертизы? Какими инструментами для этого можно воспользоваться?

— Нужна стратегия по управлению своими активами. Ключевая отправная точка — определить риск-профиля клиента: на каком риск-языке говорит человек, к каким последствиям готов. Нередко самые консервативные с виду клиенты на деле оказываются очень рисковыми людьми: все активы они вкладывают в свой бизнес, в котором чувствуют себя уверенно, однако чаще это большой риск.

Следующий этап — построение сбалансированного портфеля. Это не набор случайных продуктов из серии «по какому вкладу самая высокая ставка — такой и откроем». Помните, как в начале года ставки по депозитам в ряде банков достигали 22, где-то даже 23% годовых? При этом депозиты носили очень короткий характер: три, максимум шесть месяцев. За этот период по российским облигациям можно было получить доходность до 40% годовых.

Простой диверсификации тоже недостаточно. Да, все мы знаем, что нельзя хранить яйца в одной корзине. Но важно так распределить средства, чтобы даже в случае негативных событий оставался набор активов, который как минимум застрахует от падения, как максимум — приведет к росту. Это называется аллокация. Если по каким-то направлениям клиент уходит в минус (взять сейчас те же валютные решения) — такие продукты обязательно компенсируются чем-то другим либо отыгрываются на более длинном горизонте. Наши клиенты со сформированным аллоцированным портфелем достаточно комфортно преодолевают неспокойные периоды и даже выходят в плюс на фоне общего падения рынков.

«Наши клиенты достаточно комфортно преодолевают неспокойные периоды и даже выходят в плюс на фоне общего падения рынков»

— Насколько хорошо сам клиент должен разбираться во всех этих тонкостях? Или достаточно доверить свой капитал экспертам — и радоваться его росту и приумножению?

— В управлении частным капиталом есть две основные формы: advisory и доверительное управление. Advisory, от слова «совет» — консультационный формат. Его предпочитают клиенты, которым важно сохранять контроль и активно управлять своим капиталом. Они хотят вникать в подробности, обсуждать альтернативы с экспертами, но решение принимать самостоятельно. Многие наследники бизнеса, имеющие время на «погружение» в управление тем, что уже заработано, выбирают этот формат.

При доверительном управлении клиент передает инициативу банку, ему достаточно получать отчет: насколько эффективно актив прирастает, как управляется. При этом мы заранее обговариваем все риски, обсуждаем приемлемые направления, отрасли и т. д. У нас есть клиенты, которые по религиозным соображениям не допускают в портфеле облигаций, потому что это одна из форм заимствования денег. Кто-то не приемлет неэкологичные формы бизнеса — добычу угля, кто-то хочет инвестировать только в искусственный интеллект и т. д. Все эти вводные учитываются при построении портфеля — и дальше человеку уже не нужно погружаться в детали. При этом если клиент захочет что-то поменять, купить какой-то бизнес или вывести определенную сумму — всё это можно сделать достаточно оперативно. Огромный плюс доверительного управления — в гибкости и мобильности.

— Отличается ли рынок private banking в столице и регионах?

— Объём денег в Москве несопоставимо более высокий — и уровень входа в private-сегмент выше, сейчас это 70 миллионов рублей. В регионах порог как минимум вдвое меньше. Но мы не предъявляем жестких требований, рассматриваем и меньший объём активов — многое зависит от потенциала клиента и нашей готовности работать долгосрочно. Есть кейсы, когда мы принимаем клиентов без условий о минимальных порогах. При этом разницы в продуктовой линейке, уровне экспертизы, любых других сервисах между Москвой и регионами нет.

— А какие услуги сейчас пользуются наибольшим спросом у состоятельных клиентов, изменились ли их предпочтения?

— Список услуг всегда очень индивидуальный, он зависит от риск-профиля клиента, от его ожиданий и задач, которые он перед нами ставит. У нас нет условий по набору продуктов, которыми должен пользоваться клиент. Это такой правильный персонализированный сервис международного стандарта, нацеленный на долгосрочное сотрудничество.

При этом Росбанк L’Hermitage Private Banking участвует в решении не только финансовых задач клиентов: например, мы также помогаем в вопросах медицинского обслуживания, обучения, юридического сопровождения капиталов. Будучи приоритетным партнером группы Societe Generale, мы сохранили ценные связи с международными экспертами и готовы найти инструментарий под разные запросы клиента.

— Какие тренды доминировали на рынке private banking в 2022 году?

— В контексте падающего рынка обращают на себя внимание альтернативные инвестиции. Кстати, в портфеле даже самого консервативного клиента их должно быть минимум 5–15 процентов. Одна из самых доступных — инвестиция в металлы, причем необязательно драгоценные. Более редкий, но очень интересный вид альтернативных инвестиций — в вино. Это классический пример очень ограниченного, невозобновляемого ресурса, который с течением времени становится только дороже.

Очень специфический и недооцененный, особенно в регионах, тренд — инвестиции в арт-объекты. За период пандемии мы пережили настоящий бум, люди скупали предметы искусства. В условиях изоляции и дистанта многие устали быть «виртуально богатыми», картина или статуя же в этом плане — вполне осязаемый атрибут благосостояния.

— А цифровые активы можно отнести к альтернативным инвестициям?

— Это, скорее, некая виртуальная надстройка над нашим реальным физическим миром. Думаю, в цифровом формате скоро будут все виды активов: так ресурс становится более доступным, быстрым, удобным, оптимальным по цене, требуется всё меньше операционных расходов на упаковку актива. Пока что всё упирается в правовое регулирование — как только вопрос юридических гарантий будет закрыт, цифровые активы станут одной из основных форм инвестирования, на мой взгляд.

«Несмотря на глобальную автоматизацию, сегмент private будет до последнего с человеческим лицом»

— Продолжая тему digital, поговорим подробнее об искусственном интеллекте в премиальном обслуживании?

— Например, наши клиенты регулярно получают подборку новостей, прямо или косвенно влияющих на портфель активов. Так вот, именно искусственный интеллект отслеживает весь новостной фон и формирует этот дайджест с конкретным диагнозом: позитивна, нейтральна или негативна конкретная новость для активов клиента.

На искусственный интеллект сейчас в принципе завязано множество банковских процессов — начиная с того, сколько купюр нужно загрузить в банкомат. Со временем обычный розничный клиент вряд ли сможет общаться уже не с виртуальным ассистентом — личное общение станет услугой эксклюзивного уровня. Но несмотря на глобальную автоматизацию, сегмент private будет до последнего с человеческим лицом. Клиенты по-прежнему смогут рассчитывать не только на высокий уровень финансовой квалификации экспертов, но и на эмпатию, эмоциональный контакт, без которых невозможны длительные крепкие и доверительные отношения.

ПАО РОСБАНК, Генеральная лицензия № 2272 от 28.01.15.

Источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом: www.private-banking.ru. До заключения договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию по № телефона 8 800 200-54-36.

ПАО РОСБАНК, www.private-banking.ru

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления