Кыштымскому рыбоводному хозяйству разрешили выловить из Аргазинского водохранилища 240 тонн рыбы до конца года. Обычно такие новости проходят незамеченными, но среди рыбаков Челябинской области это вызвало бурный протест и желание во что бы то ни стало не пустить промышленное предприятие к любимым Аргазям. Рыбаки записали видеообращение к губернатору и намерены дойти до президента. Что на доводы защитников водоема ответили основатель рыбохозяйства и Минсельхоз области — в материале журналиста 74.RU Татьяны Стригановой.
«Два года наслаждались первоклассной рыбалкой»
Группа рыбаков попросила губернатора Челябинской области законодательно запретить промышленную ловлю рыбы на Аргазинском водохранилище. В поддержку этого обращения они собрали шесть тысяч подписей рыбаков, которые регулярно бывают там.
— Четыре года на озере не было промышленного лова. Рыба развелась, и два года мы и гости нашей области наслаждались первоклассной рыбалкой. Но наша радость была недолгой. На берегу появился вагончик и рыбак, который развернул на озере ставной невод. Старший госинспектор сообщил нам, что это не браконьеры, а рыбаки Кыштымского рыбзавода, которому Минсельхоз согласовал вылов всех видов биологических ресурсов. Промышленный лов убивает озеро. Оставьте озеро в покое, пожалуйста, — говорится в видеообращении к губернатору Алексею Текслеру.
Рыбаки-любители запустили флешмоб #спасиАргази в соцсетях. «ВКонтакте» за несколько дней опубликовано несколько сотен постов. Активист сообщества рыбаков Руслан Лукманов рассказал, что негативный эффект на озере начался с первого дня промышленной ловли.
— Мы увидели вагон на берегу, а в воде устанавливаются сети, в землю вбиваются конструкции для промышленного лова. Это довольно большой участок. Под шумок выдачи разрешения рыбоводному заводу ситуацией воспользовались браконьеры. И сейчас там всё закидано сетями и непонятно, кому они принадлежат. Еще один вопрос — экологический. Я знаю, что были исследования Аргазей. На дне там есть отложения тяжелых металлов, и если всё это разворошить, то ничего хорошего в плане экологии от этого не будет.
Также Лукманов привел пример магнитогорского водохранилища, в котором популяция рыбы сошла на нет после промышленного вылова.
«Больше шума, чем реальности»
В министерстве сельского хозяйства области 74.RU подтвердили: спустя 4 года после прекращения промышленного вылова на Аргазях его возобновили договором от 20 октября. Объем — 240 тонн до конца года. Начальник отдела рыбоводства и рыболовства министерства Алексей Екимов заявил, что рекомендуемый для области объем промышленного вылова рыбы в 6 тысяч тонн в год не выбирается и наполовину. Претензии рыбаков он считает безосновательными.
— Этот водный объект всегда использовался для этих целей. Но в одно время у нас рыбаки-любители поднялись, начали везде говорить, что их ущемляют. В итоге на ряде водоемов, в том числе Аргазях, промышленный вылов прекратился. С другой стороны, есть объективные факторы, что уровень воды падает и рыбу надо отлавливать, чтобы минимизировать заморы. А мы из установленного объема на год в 6 тысяч тонн промышленного вылова (устанавливается Росрыболовством. — Прим. ред.) и тысячи тонн не вылавливаем. Поэтому здесь больше шума, чем реальности, — пояснил Екимов.
При этом в Минсельхозе не исключают, что двухмесячный договор на вылов рыбы будет продлен после Нового года.
Позиция Минсельхоза в корне не устраивает так называемый «рыбацкий комитет», который возглавляет известный борец за права рыбаков в Челябинской области Михаил Акатьев. По его мнению, действия ведомства направлены на то, чтобы «добить водоем полностью». Причем факты обмеления водоема он, в отличие от чиновников, считает веской причиной для ограничения вылова рыбы на Аргазях и других водоемах региона. В группе на 20 тысяч участников он каждый вечер проводит онлайн-трансляции и разъясняет, как противостоять рыбоводам.
«Мне кажется, они вообще против России!»
После заключения договора на вылов сотен тонн рыбы негатив испытывают не только рыбаки-любители, но и владелец предприятия, который начал работу на водоеме. Основатель Кыштымского рыбоводного хозяйства Александр Новиков рассказал 74.RU, что в первый же день работы у него неизвестные сняли установленные сети и выбросили их на берег. Ущерб он оценивать не стал, но 14 нанятых рыбаков остались без зарплаты.
Вообще, разборки с активистами-рыбаками для Новикова не в новинку. Противостояние длится несколько лет и привело к уникальной для России ситуации — рыбоводы с рыбаками стали врагами, причем предприниматели ощутимо проигрывают.
— Сегодня в Курганской области предприятия по рыбодобыче получили военное предписание по выпуску товарной рыбы. Там совсем другое отношение. Там ни один любитель не встанет на рыбалку на рыбоводный участок. Это прописано в законе. А у нас это всё передергивается и саботируется. У нас приоритет отдается кучке людей. Что такое любительская рыбалка? Это отдых. Это не жизнеобеспечение. Экономика, создание рабочих мест — это всё их не волнует. В России только одна Челябинская область в таком положении, где так себя ведут любители. Это саботаж и вредительство. Мне кажется, они вообще против России! Зайдите на их сайт. У нас любителю разрешается в день выловить 5 килограммов, а они выкладывают и хвастаются, что поймали за день 50, 70 килограммов судака. И еще бравируют этим, — возмущен владелец предприятия.
Кыштымское рыболовное хозяйство — правопреемник Кыштымского рыбколхоза, основанного в 1937 году. По данным сервиса «Контур.Фокус», компания семейная: учредителями хозяйства являются Новиковы Александр (68,1%), Наталья (21,2%) и Алексей (10,6%). Прошлый год закончили с результатами по выручке в 3,3 миллиона рублей и чистым убытком в 5,8 миллиона.
К чему привело противостояние с рыбаками-любителями, можно проследить по объемам производства у Александра Новикова. С 2004 по 2010 год был постоянный рост вылова рыбы: с 200 до 500 тонн в год. Пиковым стал 2010 год, когда хозяйство выловило 1000 тонн рыбы. Прошлый год они закончили с результатом в 40 тонн.
Несколько лет назад мы опубликовали большой ликбез для любителей рыбалки. Где и какая рыба клюет и как не нарваться на большой штраф.