В центре Челябинска, на пересечении улиц Маркса и Свободы, рядом с вьетнамским кафе «Дед Хо», откроют новую точку скандально известной красноярской сети «Ёбидоёби». Она станет третьей в нашем городе. Накануне над входом появилась вывеска с эпатажным названием. Как заявили представители заведения, этот филиал будет работать по франшизе на доставку и самовывоз. Для тех, кто захочет перекусить внутри, поставят столики. Разбираемся, кто стал франчайзи и как удается бренду с агрессивным маркетингом активно развиваться, несмотря на суды и возмущение людей.
«Есть куда расти»
Новую точку «Ёбидоёби» откроет красноярский предприниматель Михаил Лусников.
— Предварительная дата открытия — 14 сентября, но есть одно но: сейчас у нас большая проблема с персоналом, не можем найти, — поделился франчайзи. — Впрочем, она у всех в стране на рынке общепита. В данный момент мы набираем поваров и курьеров. Платим выше рынка.
По данным сервиса «Контур.Фокус», «Ёбидоёби» на улице Свободы в Челябинске открывает предприниматель родом из Красноярска — ИП Лусников Михаил Васильевич (два ранее открытых в Челябинске филиала сети «Ёбидоёби» принадлежат другим франчайзи). В данный момент у Михаила Лусникова зарегистрировано несколько предприятий в Красноярске, работающих в сфере общепита. Финансовых отчетов за 2022 год по ним нет. Кроме того Михаил Лусников владел event-агентством и рекрутинговой фирмой.
Михаил рассказал, что был одним из первых, кто открыл точку «Ёбидоёби» по франшизе. Бизнесмен подчеркнул, что уже изучил местный рынок и попробует выбиться в лидеры.
— С 2018 года у меня работает точка «Ёбидоёби» в Ачинске (Красноярский край). Проанализировав, что «Ёбидоёби» в Челябинске находится на 10 месте среди всех доставок еды, понял, что есть куда расти. Знаю, что у вас уже есть сильные игроки — «СушиБай» и «Суши74». Вообще, конкуренция — это всегда классно! На фоне других пытаешься стать лидером и занять позиции как можно выше, — рассуждает Михаил Лусников. — В конечном счете, это всегда хорошо для клиента. В Ачинске тоже есть конкуренция, но мы там — №1.
Компания «Ёбидоёби» была основана в 2016 году в Красноярске. Франшиза «Ёбидоёби» официально запустилась в 2018 году. Сейчас, по данным сайта компании, у «Ёбидоёби» 78 партнеров, больше 200 заведений в 140 городах России и Казахстана. По заявлениям компании, оборот сети в октябре 2021 года составил более 1,5 миллиардов рублей. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2022 году выручка ООО «Ёбидоёби» была 184,1 миллиона рублей, чистая прибыль — почти 10 миллионов. Директор — Константин Зимен. Владелицы — Татьяна Прадед, Жанна Зимен (до апреля 2023 года учредителями были Константин Зимен и Дмитрий Прадед).
Михаил Лусников предпочел не говорить о громких скандалах, связанных с названием нашумевшей компании, но при этом заявил, что основное преимущество «Ёбидоёби» — это вкусные роллы.
— Мы работаем на дорогом сливочном сыре Cremette, стараемся использовать охлажденную рыбу. Следим за вкусом и качеством продукта. К тому же, у нас только бесплатная доставка, — сказал собеседник.
Что говорят эксперты
Суши у красноярской компании «Ёбидоёби» — не самые выдающиеся, считает ресторанный блогер Азат Сапармамедов, тем не менее свои клиенты у сети в Челябинске есть.
— Они давно в городе, решили видимо точку навынос сделать или суши бар открыть, — ресторанный блогер Азат Сапармамедов. — Средние суши, те, кто с юмором, ест.
Владелец ресторана «Ролл Кролл» Дмитрий Утяганов уверен, что агрессивный маркетинг сети привлечет посетителей в первые месяцы. Но дальше все будет зависеть от качества блюд, а не от чувства юмора клиентов.
— Наверное, само название привлекает внимание посетителей. Клиенты реагируют на это. Лично для меня название не особо важно, я скорее смотрю на сами роллы. Если будут вкусно готовить, то они будут пользоваться популярностью, если нет — то нет, — рассуждает Дмитрий Утяганов. — Клиенты должны возвращаться, а если он пришел один раз — то это не очень хорошо. Сейчас японская кухня набирает обороты в Челябинске, да и везде. В основном, потому что люди не могут выехать из страны, но хотят посещать места с хорошей кухней. Любое гастрономическое направление сейчас востребовано, если оно сделано качественно.
Дмитрий Утяганов подчеркнул, что новая точка федеральной сети вряд ли повлияет на его бизнес.
— Нас конкуренция не пугает, мы работаем на постоянного клиента. Мы видим, что по франшизам открываются новые заведения, потом закрываются. В Челябинске таких было немало. Здесь еще очень важно работать на хороших продуктах. Многие сети заходят не всегда на лучших продуктах. Мы же постоянно работаем с поставщиками, чтобы продукты были качественные, поэтому мы не можем сделать цены сильно низкие. При этом есть те, то продают суши недорого и попросту мешают рис с майонезом, — объяснил ресторатор.
Скандальный шлейф
Борьба с названием сети доставки суши идет уже несколько лет и гремит на всю страну. В феврале 2016 года в антимонопольную службу обратилось управление архитектуры Красноярска с заявлением о спорном названии компании, но тогда комиссия не нашла признаков нарушения закона о рекламе. В октябре 2021 года УФАС Волгоградской области признало ненадлежащей рекламу наборов «КуниЛи» сети «Ёбидоёби». В октябре 2022 года антимонопольные службы возбудили дело в отношении компании из-за рекламы со словами: «Хочешь Чпоки ки?» Аналогичные проблемы у фирмы возникли в Калининграде из-за слогана «Закажи КУНИ ЛИ».
Одним из громких скандалов с «Ёбидоёби» стала история с так называемым «Мужским государством», которое признано экстремистской организацией и запрещено в России. В середине августа 2021 года «Ёбидоёби» опубликовала в соцсетях два рекламных поста с фотографиями темнокожего мужчины и белых девушек. Вскоре основатель «Мужского государства» (признано экстремистской организацией и запрещено в России) Владислав Поздняков призвал сторонников атаковать компанию, чтобы та удалила рекламу и принесла извинения. Последователи Позднякова оставляли негативные отзывы о сети и создавали левые заказы с доставкой на случайные адреса и оплатой курьеру на месте.
Летом 2023 году арбитражный суд Красноярского края обязал изменить название сети доставки суши «Ёбидоёби» — компания должна сделать это в течение трех месяцев со дня решения. Там посчитали, что слово «Ёбидоёби» противоречит «общеизвестным принципам гуманности и морали», так как оно с большой долей вероятности может ассоциироваться с бранной ненормативной лексикой. Впрочем, сама компания настаивала, что их название — это транслитерация предложения «День недели — суббота» на японском языке. Более того, владельцы заверили, что не сдадутся, и объявили об открытии «Сиськи пива»
Маркетолог Андрей Шавнев пояснял нашим коллегам из NGS24.RU, что в целом стратегия, основанная на эпатаже, — вполне нормальная история, когда у бренда не так много ресурсов для рекламной кампании и она хочет выехать на юморе и подколках.
— В таком формате проще выстраивать коммуникационную стратегию, — говорит Шавнев. — Особенно брендам, которые основными своими каналами продвижения выбирают социальные сети. Там проще делать эпатажные штуки и различные юморные вещи. Люди подписываются на паблики, чтобы, условно говоря, посмеяться, но у них возникает коммуникация с брендом. Они запоминают название и в конечном счете пробуют этот продукт.
А как вы относитесь к «Ёбидоёби»?
К слову, были скандалы, связанные не только с рекламой, но и с качеством самих роллов. Этим летом в Екатеринбурге люди массово отравились едой из службы доставки японской кухни «Ёбидоёби», с сальмонеллезом в больнице оказались 16 человек. Позже число пострадавших выросло до 32, а точку на улице Щербакова закрыли.