9 апреля в Центральном районном суде Челябинска началось предварительное слушание по иску об изъятии «Макфы» и других активов у семьи экс-губернатора Михаила Юревича и бывшего депутата Госдумы Вадима Белоусова. Такое заявление подала Генпрокуратура России. В режиме онлайн рассказываем обо всём, что происходит в суде и что предшествовало громкому делу.
Напоминаем суть дела
Сразу напомним о сути дела.
28 марта в Центральный районный суд Челябинска поступило исковое заявление заместителя генерального прокурора к Валерию, Наталье, Александру и Михаилу Юревичам, Вадиму и Ирине Белоусовым, АО «Макфа», АО «Первый хлебокомбинат», АО «СМАК», AO «Новая — пятилетка», ООО «Проспект», ООО «Управляющая компания "М-Групп"», ООО «Управляющая компания — «Агромакфа», ООО «Темп Автотех», ООО «Отельстрой», ООО «Универсальный магазин "Школьник"», ООО «Новая планета», ООО «Родник», в том числе к ряду иностранных организаций, действующих на территории Великобритании, Кипра (всего к 34 компаниям и 13 гражданам) об обращении в доход Российской Федерации имущества ответчиков.
Чуть позднее тот же суд запретил регистрационные и распорядительные действия с акциями крупнейшего российского производителя макаронных изделий — АО «Макфа».
Сам же иск объяснили следующим образом:
— Исковые требования прокуратуры основываются на нарушении положений статей 13 и 14 (ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. — Прим. ред.) Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», — сообщили на запрос 74.RU в пресс-службе Центрального районного суда Челябинска.
Возле самого Центрального районного суда обстановка сегодня достаточно обыденная, передает репортер 74.RU Ольга Козлова.
Кстати, сразу после поступления иска в суд мы спросили экономистов и юристов, что в принципе всё это значит, и вот что они ответили.
Стоимость одного только холдинга «Макфа», по оценке Генпрокуратуры РФ, превышает 46 миллиардов рублей. Чтобы понимать масштаб иска, почитайте наш материал о том, как создавалась бизнес-империя экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича.
СМИ уже собираются в коридоре Центрального районного суда. Помимо региональных изданий здесь представлены, разумеется, федеральные, в том числе ТАСС, РИА Новости, «Коммерсант».
Стоит напомнить, что вокруг этого беспрецедентного иска возникла не менее громкая новость об аресте активов семей Юревича и Белоусова на 100 триллионов рублей. Тогда мы тоже по горячим следам разбирались, откуда взялась астрономическая сумма.
Наверху в коридоре суда спецназ службы судебных приставов в масках. Здесь усиление, поскольку в процессе очень много участников. Прокуроры уже на месте, их трое.
Первым со стороны ответчиков пришел Вячеслав Плахотнюк — адвокат экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова, объявленного в международный розыск. Он от комментариев пока воздержался, но в перерыве пообещал позицию озвучить. Постепенно зал заседаний заполняют и другие участники процесса.
На прошлой неделе в Челябинске случилось судебное решение по бизнес-активам, которое наблюдатели уже назвали историческим. Предприятия группы «Ариант» изъяли у Аристова и Кретова в пользу государства. Суть дела там несколько иная, но мы все равно разобрались с экспертами, почему «раскулачивать» миллиардеров начали именно с Челябинска.
Мест за столом ответчикам предсказуемо не хватает, и адвокаты приносят стулья, чтобы вопреки правилам сесть спиной к прокурорам.
Ответчики продолжают собираться, а мест всё меньше. Юристы садятся на места в зале, но ключевым фигурам важно быть впереди.
— Сейчас еще принесут [стулья], — обсуждают представители компаний, к которым подан иск Генпрокуратуры.
И действительно появляется пристав со стульями.