На Новоградском тракте (напротив КСК «Рифей» и поблизости с поселком L-Town) развернули масштабную стройку. Работы ведут параллельно на нескольких участках. Где-то еще только готовят площадку, где-то монтируют конструкцию, похожую на большой ангар, а где-то собирают второй этаж капитального здания. Как выяснил 74.RU, в ближайшие два года здесь должен заработать Light Industrial Park — территория, которая объединит несколько небольших производств. Чья это идея и насколько она перспективна — разбираемся вместе с экспертами.
«Чтобы люди утром не ехали в город»
Внимание на начавшиеся строительные работы обратили автомобилисты.
— Какой-то ангар ставят на повороте к L-Town, прямо напротив «Рифея», это очередной поселок или злосчастный Кременкульский рынок решили здесь обосновать? — поинтересовалась Анна.
Так как участок находится в непосредственной близости к загородному поселку, мы решили спросить о его судьбе у инвестора проекта «Город L-Town» Василия Курбацких. Он рассказал, что напротив «Рифея» начали строить новое пространство, которое станет продолжением проекта города-спутника, но это будет не жилье, в ближайшие два года здесь должны создать несколько предприятий.
— Это связано с тем, что L-Town — фактически район города, где удовлетворяются потребности: живи, учись, работай, отдыхай. В целом у нас будет создано более пяти тысяч рабочих мест, чтобы утром люди на машине не ехали в город, а работали на предприятиях рядом с домом, — рассказал он. — То, что вы видите сейчас, это так называемый Light Industrial Park, он запроектирован, он входит в генплан проекта, является его составной частью, которая удовлетворяет потребности людей в работе.
На участке, расположенном вдоль Новоградского тракта, по задумке авторов проекта, должны появиться несколько десятков предприятий.
— Будет организовано чистое производство с нулевой охранной зоной, — заверил Василий Курбацких. — Там будет точно предприятие по производству газотурбинных двигателей, будет предприятие по производству станков с числовым программным управлением, будет большое производство мебельных фасадов — крупнейшее предприятие в России. Эти чистые производства будут вдоль трассы, а внешне они будут выглядеть как автоцентры — такие красивые фасады, внутри будут выставочные павильоны, магазины. Ну, в общем, красиво будет выглядеть с трассы.
Застройщик загородного поселка L-Town — ООО «Арк-Групп». По данным сервиса «Контур.Фокус», она работает в Челябинске с 2005 года. Владельцем и генеральным директором является Василий Курбацких. Компания строила загородный поселок «Соколиная гора» и бизнес-центр «Аркаим Плаза». Выручка на конец 2023 года составила 134,4 млн рублей, чистая прибыль — 11,3 млн.
Построить предприятия на площадке обещают за два года.
— Они приобрели землю, мы подвели к ним сети — газ, электричество, воду, канализацию, в этом году выполним дорожные работы. И первые предприятия в следующем году начнут вступать в строй, — говорит застройщик. — Общий объем инвестиций — около шести миллиардов, это без оборудования, оборотных средств и так далее. Так что в Челябинске прибывает современных предприятий, которые обеспечат в том числе работой наших жителей. Пять тысяч рабочих мест — это достаточно много, это полтора электрометаллургических комбината! А для нас главное, чтобы не было маятниковой миграции, чтобы утром все не ехали в Челябинск, в пробки не вставали, чтобы была самодостаточная история внутри «Эльтауна».
«Таких парков требуется в пять раз больше»
По словам экспертов, формат Light industrial сегодня очень востребован. Обычно это площадка с помещениями для малого бизнеса, которые разделены на блоки с отдельным входом, выделенной складской зоной и административным блоком. Площадь таких помещений небольшая — от 500 до 2000 тысяч квадратов.
— Конечно, востребованность мест производства с инфраструктурой крайне важна. Кадры можно переучить/научить, станки и технологии можно закупить, а вот производственные цеха, как дитя родить — нужно время и место! — считает председатель комитета по промышленности «Опоры России» Павел Золотов.
Но требования к таким объектам очень серьезные, заметил эксперт.
— В первую очередь, это доступность общественного и грузового транспорта, нормальные дороги к производству, наличие парковок и стоянок для личного и грузового автотранспорта, мест для разворота. Необходимо, чтобы на площадке были достаточные электрические мощности для подключения производственного оборудования, энергоэффективность зданий и инженерных систем, наличие и эффективность систем отопления и вентиляции, водоснабжения, канализации, водоотведения, высокоскоростной интернет и телефонная связь, системы безопасности — видеонаблюдение, контроль доступа, охрана и многое другое, — перечисляет наш собеседник.
Конечно, вопросы к проекту в этом плане есть. Если с дорогами около площадки все более или менее (хотя трафик на выезде из города очень плотный), то с электричеством прямо беда — всю прошлую зиму соседние поселки замерзали и страдали от постоянных отключений, а что будет, когда заработают производства?
Кстати, в Челябинске уже есть опыт строительства индустриальных парков, например, несколько лет назад такой появился в Малой Сосновке, но идеальным его назвать пока сложно.
— По отзывам предпринимателей, медленно идет передача земель, где-то подтопления, где-то нет инфраструктуры, но что бы не происходило в Малой Сосновке, таких парков сейчас требуется в пять раз больше, чем есть, — говорит Павел Золотов.
«Просто земля под красивым девизом»
Впрочем, управляющий партнер компании IBC Станислав Ахмедзянов сомневается в том, что проект удастся реализовать в том виде, в котором его задумал застройщик «Эльтауна».
— Если бы это был концепт уже построенного парка, в котором бы продавались или сдавались в аренду помещения, я был бы всецело за, потому что таких площадей очень большой недостаток. Мы видим много игроков в Москве, которые запускают парки Light Indastrial, потому что люди устали сидеть в старых заводских дырявых зданиях и хотят чего-то нового. Проблема в том, что, когда в парке под красивым девизом продается просто земля, а дальше гребите, как хотите, это не приводит к большим результатам. Просто отделить участок и распродавать — всегда получишь какой-то Шанхай. Это будут разные строения, разные проблемы, — Станислав Ахмедзянов. — Тот, кто покупает землю, не обязательно построит там производство, кто-то возьмет и сделает там склад, например.
Проблема еще в том, что маленьким предприятиям часто просто не под силу самостоятельно построить помещения.
— Сама сфера Light производства — это маленькое производство, и там люди не имеют компетенции, знаний и опыта, как это сделать. Вон у нас парк «Малая Сосновка», много производств там запустили? Там, где «берите землю и сами стройте». Ответ: «нет, немного», потому что бизнесменам необходимо не только делать, но и искать кредиты, входить в эту тему, отходить от своего основного производства, а ему когда это делать? У маленького производителя нет огромного штата сотрудников, он либо строит, либо занимается бизнесом, — подытожил эксперт.
Земля на выезде из Челябинска со стороны Северо-Запада пользуется спросом у застройщиков, причем строят там не только малоэтажные поселки, но и многоэтажки. Недавно, например, началось строительство ЖК «Шишкин».