Сотни мокрых пар ботинок, вздутые полы и земля на плитке. Таким мы застали ТРК «Горки» на второй день после затопления во время мегаливня. Комплекс превратился в лабиринт, по которому покупатели вынуждены передвигаться по эвакуационным лестницам. В магазинах же подсчитывают убытки. Один из крупных арендаторов рассказал нашему корреспонденту, что часть товара ему просто придется выбросить. При этом он не исключает, что ситуация этим летом может повториться. Подробности — в репортаже 74.RU.
«Если опять дождь — первый этаж утопится»
В «Омеге Планет» до сих пор разбирают завалы с мокрой одеждой. Пострадала в первую очередь обувь, которую даже пытались сушить на улице. Сейчас ботинки и шлепки метровыми кучами лежат у входа и у кассы, десятки пар брюк перекинуты через стеллажи, сумки вывернуты наизнанку. В пакеты сложили то, что уже не спасти и придется выкинуть. В конце зала, рядом со складом «Ленты», до сих пор стоит вода. В остальной части — грязные разводы. Несмотря на такие условия, покупатели идут.
— Вы работаете? — спрашивает покупательница в возрасте.
— Да, только за наличку, — отвечает суровый продавец.
Работают за наличку, потому вайфай тут все еще барахлит, остаются проблемы и с терминалами, и с банкоматами. Продавец говорит, что в день потопа вода поднялась на 20–30 см, и показывает нам отметины на стойке с кассой.
— Наш главный подойдет, сейчас он молится. У нас, мусульман, время молитвы. Опять погода плохая, тучи черные, может опять такой же дождь будет. Если опять будет, первый этаж вообще утопится, — опасается наш собеседник.
Подходит администратор, или, как он выразился, главный в магазине. На его взгляд, «Омега Планет» — одна из самых пострадавших точек.
— Больше миллиона [ущерба] тут по-любому, — прикидывает не назвавший свое имя администратор.
По злой иронии его прерывает рекламный звонок от банка, который предлагает взять кредит.
— Хорошо-хорошо, у нас сейчас вообще проблема, — раздраженно бросает трубку администратор.
На все вопросы корреспондента о том, как он с работниками будет разгребать последствия потопа, отвечает однотипно: «Обращайтесь в "Ленту"».
— Мы относимся к «Ленте», за это ответственность они берут. За товар тоже. Мы аренду им платим, это помещение их. Я всё снял, сфоткал, что происходило. У них главный где-то в Питере или Москве, — поясняет администратор.
— Вы надеетесь на компенсацию?
— Конечно. Главные решат, они между собой разберутся уж, — не теряет оптимизма мужчина.
«Страшно было за людей, которые в воде шли»
Большинство наших собеседников просят не называть их настоящие имена, а кто-то название и местоположение магазина. Одни не хотят ссориться с арендодателем. Другие не могут объяснить, чего опасаются. По словам продавцов, вода начала прибывать после обеда: сначала это был ручей со стороны входа на Артиллерийской, который уборщицы оперативно вытирали. Но за 10–15 минут вода заполонила площадку рядом с островками и лифтом, через 20 минут вода была уже в нижней части «Горок», рядом с «Лентой».
— Сначала я в своей обуви могла спокойно ходить и не промокать. Потом мы ходили с мокрыми ногами, кто-то просто разувался, ходил босиком. В тот день нас эвакуировали, сказали, что может ударить током. Но это было не сразу. Все ходили тут, снимали, плескались. Я услышала, как охраннику сказали эвакуировать людей, а он дальше стоял там у себя, — рассказывает продавщица одного из магазинов «Горок».
Алина и Ксюша, которые работают на островке «Король Мармелад», вспоминают, что им пришлось поднять товар и вынуть провода. У их магазинчика небольшой ущерб — вздулся подиум. Но было страшно, говорят девушки.
— Мы сразу встали на подиум, чтобы не касаться железок. Страшно было за людей, которые хихикали, в воде шли. Нас удивило, что, когда воды было много, никто не разгонял людей. Может быть, они не понимали, что что-то серьезное может произойти, — добавляют продавщицы.
Всю ночь клининг и администрация откачивали воду насосами и вытирали тряпками. В коридорах до сих пор видны размывы с землей, лифты и эскалаторы не работают (только лифт для инвалидов), посетители поднимаются по эвакуационной лестнице.
Утром продавцы вернулись к своему товару. Кто-то увидел свой магазин, как на видео ниже.
А некоторым повезло — не пострадали верхние этажи и часть на первом этаже, которая находится на возвышенности.
— Наша галерея повыше. Поэтому товар не пострадал. Мы все подняли, чтобы ничего не намокло, — отмечает девушка за кассой магазина чая и подарков «Кантата».
Некоторых арендаторов топит уже второй раз. Владельцу одной точки (продавец попросила не называть ее) тем летом после ливней пришлось заменить технику. А еще пострадали торговые стеллажи: в полки въелась известка. В этом году арендатор обошелся малой кровью.
— У нас на складе были картонные коробки с другими коробками, они намокли. [Владелец точки] отреагировал плохо [на очередной потоп]. В этом году у нас снова затопило технику, я сейчас с этим разбираюсь. Он стоял на подставке, но его это не спасло, — сетует продавщица.
В еще в одном магазине одежды вздулись полы. По словам торговца, это не страшно, товар-то цел.
— Мы не предъявляли претензии и [не собираемся]. Не чтобы не выгоняли, просто. В принципе все в порядке. Нам как говорят: страхуйте товар. У нас только мебель пострадала, пол. Больше мебель. Одежду-то, конечно, спасли, — объясняет продавщица.
Редакция 74.RU запросила комментарий у компании «Союз Маринс Групп», которая владеет ТРК «Горки». Мы опубликуем ответ, как только его получим.
Напомним, «Горки» погружались под воду и в 2009, и в 2021, и в июле прошлого года. В последний раз вода стояла по щиколотку. Она шла не только снизу (со входа), но и лилась сверху: как говорили продавцы, «стекала по лампам». Местные рассказывали, что воду вычерпывали совками, потому что тряпки не справлялись. А на следующий день торговый комплекс заработал на полчаса позже. В ТРК заявили, что удалось избежать масштабного ущерба. После происшествия протекающую крышу подлатали.