Зарубежный собственник гипермаркета Castorama давно ушел из России, но магазин в Челябинске продолжал работать под прежним названием. На этой неделе на фасаде ТРК «Родник» появилась новая вывеска. Это произошло в рамках глобального проекта по ребрендингу российского сегмента Castorama, подтвердили 74.RU в пресс-службе сети «Максидом». Рассказываем, что еще изменится в работе популярного гипермаркета и как окончательный отказ от международного бренда оценили эксперты.
Смена бренда
Новую вывеску на ТРК «Родник» наши читатели заметили 14 ноября. В справочниках и на картах магазин по-прежнему называется Castorama. Но на официальном сайте нового владельца указано, что по этому адресу работает «Максидом».
При открытии сайта Castorama и выборе региона — Челябинск уточняется, что магазин сменил бренд на «Максидом», а кнопка «Перейти» перенаправляет на сайт «Максидома».
Напомним, британская группа Kingfisher объявила о продаже российских магазинов Castorama еще осенью 2020 года. Ретейлер «Максидом», штаб-квартира которого находится в Санкт-Петербурге, приобрел их за 7,4 миллиарда рублей.
Castorama входит в холдинг Kingfisher (Великобритания), который занимает первое место в Европе и третье в мире по гипермаркетам формата DIY. В России холдинг запустил магазин в 2006 году. В Челябинске Castorama открылась в 2011-м. В 2020-м в 13 регионах России работали 18 гипермаркетов сети. За 2020 год официальная выручка составила 24,6 миллиарда, убыток — 2,9 миллиарда рублей.
После продажи сети было много слухов о ее закрытии. Тем не менее магазины довольно долго работали под старой вывеской, даже ассортимент не слишком менялся. Ребрендинг в разных городах России происходил постепенно. Так, в 2022–2023 годах бренд сменили «Касторамы» в Казани, Одинцово, Щербинке, Самаре, Воронеже, Екатеринбурге. При этом в Оренбурге и Саратове магазины просто закрыли. Сейчас под новым брендом работают 12 бывших «Касторам», на очереди — еще три.
Обещают новые отделы и скидки
В Челябинске гипермаркет Castorama работал в ТРК «Родник» примерно с момента открытия комплекса в 2011 году.
— «Максидом» в Челябинске начал свою работу в ночь на 14 ноября. Переход магазина под наш бренд произошел в рамках глобального проекта по ребрендингу российского сегмента Castorama, — объяснили 74.RU в пресс-службе компании «Максидом». — Ассортимент составляют товары разных ценовых категорий: наряду с товарами для самых экономных, всегда присутствуют эксклюзивные товары — для самых притязательных.
Переоформление гипермаркета будет происходить без закрытия его для покупателей — ассортимент и торговый зал будут постепенно обновляться, перестраиваясь под формат «Максидома», добавили в компании.
— В рамках ребрендинга в магазине появятся новые отделы с посудой, текстилем, мебелью и бытовой техникой, — указали на новшества в «Максидоме».
«Максидом» — российская сеть гипермаркетов товаров для обустройства дома и дачи, ремонта и строительства. Основана в 1997-м в Санкт-Петербурге. В нее входит 28 гипермаркетов в 12 регионах России. В общей сложности представлено 60 тысяч наименований товаров. Компания «Максидом» принадлежит семье миллиардера из списка Forbes Александра Евневича, совладельца крупнейшего российского производителя чая и кофе «Орими Трэйд» и банка «Объединенный капитал». По данным сервиса «Контур.Фокус», основная доля сети «Максидом» — 76,25% — оформлена на его дочь Марию Евневич. За 2023 год официальная выручка ООО «Максидом» составила 27,9 миллиарда, чистая прибыль — 943,6 миллиона рублей.
Также в пресс-службе сети напомнили о программе лояльности: оформив карту «Максидом», покупатель сможет получить скидку или бонус-бэк до 7% на товары из ассортимента. В ближайшее время планируется запуск акций со скидками на несколько категорий товаров, которые также будут суммироваться со скидками по карте.
«Триггером ребрендинга стала политика»
Представители «Максидома» изначально говорили о постепенном ребрендинге российского сегмента сети Castorama, приобретенного компанией в 2020 году. За полтора года после покупки под вывеску «Максидом» перешли всего четыре магазина.
Ребрендинг оказался более длительным, чем ожидалось, признался и. о. коммерческого директора сети «Максидом» Александр Попов на форуме DIY-2022. Тогда же он сообщил о решении оставить остальные магазины под брендом Castorama, который имеет большое количество лояльных покупателей.
— В ближайшие годы компания будет придерживаться мультибрендовой стратегии развития, останутся работать две сети — «Максидом» и Castorama, — сказал Александр Попов.
Но после начала специальной военной операции все резко изменилось.
— Крупнейшая британская компания-ретейлер, владевший брендом Castorama в России до 2020 года, на фоне геоэкономической напряженности, очевидно, была заинтересована оперативнее замести свои следы. Британцы свой российский бизнес действительно относительно давно продали отечественному ретейлеру «Максидом», поэтому триггером ребрендинга стала политика, — объяснил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.
Руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская не видит особой проблемы в затянувшемся ребрендинге.
— Такое часто бывает, когда сеть уходит с российского рынка или происходит ее выкуп. Компании могут договориться между собой, что можно доработать под старой вывеской до срока окончания действующего договора, — отметила Анна Рождественская.
В то же время смена вывески и полномасштабный ребрендинг для каждого объекта — очень длительный и дорогостоящий процесс, указали эксперты.
— Полномасштабные изменения готовятся минимум за полгода до их внедрения, оптимальный полный цикл ребрендинга и перерегистрации для каждого гипермаркета может занимать 12 месяцев. При этом стоимость услуг агентства по разработке новых логотипов и ключевых элементов айдентики, затраты на производство и установку новых брендированных материалов в одном торговом объекте суммарно могут исчисляться от 12 миллионов рублей и выше. И это не считая услуг по PR-поддержке и прямой рекламы, включая продвижение в цифровых каналах, — акцентировал Андрей Лобода. — Вполне вероятно, что «Максидом» для реализации этой комплексной задачи привлек региональных поставщиков услуг, и расходы на этот важный для сети проект действительно стали сбалансированными и оптимальными.
Эксперты также указали на продолжающуюся трансформацию рынка.
— Одним из ее признаков стал опережающий рост онлайн-продаж. Второй важный вектор трансформации: переориентация спроса из b2c в b2b, в основе которой лежит увеличение доли жилья, сдаваемого с отделкой, и постепенный переход потребителей от модели Do it yourself («сделай сам») к Do it for me («сделай для меня»), — отметил гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. — И третий момент — сокращение продаж материалов в пользу комплексных систем и решений, включающих также сервисы, связанные с установкой, ремонтом и отделкой.
При этом объем рынка товаров для дома и сада, а также товаров для ремонта бьет рекорды. По итогам 2024 года он может вырасти почти на 19% и достигнуть 8,1 триллиона рублей, прогнозируют авторы исследования INFOLine.
Как Castorama заходила в Челябинск
Castorama поначалу планировали открыть в Копейске. В 2007 году власти города-спутника сообщали о договоренности с группой компаний Kingfisher о строительстве гипермаркета площадью 12 тысяч квадратных метров, он должен был разместиться рядом с Metro Cash & Carry. Но помешал кризис 2008 года.
В 2010-м стало известно, что гипермаркет товаров для дома и ремонта Castorama займет 13 тысяч квадратных метров в строящемся ТРК «Родник».
Осенью 2011 года открылся ТРК «Родник», одним из якорных арендаторов которого стала международная торговая сеть Castorama.