![«Легче убить или купить»: региональные ретейлеры рассказали об экспансии федеральных сетей — что будет с магазинами и ценами Производителям приходится идти на многое, чтобы попасть в корзину к покупателю | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/45/5a/c2455acb8aa569999db4c79cc59803dc/656x368_1:5593_13f97a6270a8ac7a61e5bfc20933d0d1@4080x2288_0xePApSWuB_4627119261243737177.jpg.webp)
Производителям приходится идти на многое, чтобы попасть в корзину к покупателю
В Новосибирске проходила выставка «Сибирская продовольственная неделя», где производители и поставщики могли показать свои продукты, а другие участники рынка просто пообщаться друг с другом. Обозреватель NGS.RU провел на выставке почти целый день и собрал самое интересное из того, что говорили многочисленные спикеры.
На выставке поставщики могли напрямую пообщаться с представителями торговых сетей и маркетплейсов. Удовольствие это стоило 75 тысяч рублей примерно за 5 минут диалога, но желающие заняли почти все несколько десятков выделенных под это столов. Один из них даже показал обозревателю NGS.RU экран в банковском приложении со списанной суммой и, согласившись, что «дороговато», выразил надежду на заключение контракта на несколько миллионов.
Ретейл и банки
Главной темой обсуждений на круглых столах стали перспективы ретейла и взаимоотношения торговли с поставщиками, покупателями, банками и ситуации на рынке труда.
Директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов, например, рассказал о больших успехах отечественных брендов, сумевших заменить международные в торговых центрах. По мнению чиновника, этому способствовали не только находчивость отечественных бизнесменов, сумевших наладить торговлю похожими товарами под новыми названиями, но и рост реальных доходов населения.
![Рустам Закиров считает, что ретейлерам вполне по плечу кредиты и больше 25% годовых | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/61/54/fa61542e1c5eb8e5823811ea2d8f49e7/656x438_1:5593_f4a6e0d67d8f7ec0a56192b6ff0875c2@5000x3333_0xzJl0Vxl3_2862640574289175473.jpg.webp)
Рустам Закиров считает, что ретейлерам вполне по плечу кредиты и больше 25% годовых
Это не означает, разумеется, отсутствия проблем. И ретейлеры, и производители испытывают кадровый голод. И всех, разумеется, волнует рост ключевой ставки ЦБ (а значит, и стоимости кредитов), которая, судя по всему, не собирается снижаться.
Управляющий директор, начальник управления по работе с клиентами потребительского сектора и торговли Сбербанка Рустам Закиров не смог обещать собравшимся возможного снижения кредитных ставок, но заметил, что отрасль продолжает не только оплачивать старые, но и брать новые кредиты. По его словам, «если у компании маржа 7%, но деньги оборачиваются за месяц, то по году доходность достигает 84%» — можно себе позволить кредиты под 25% и более. Понятно, что маржа сама себя не заработает — ее обеспечивают покупатели.
Конечно, всё начинает меняться, если или снижается маржинальность, или растягивается оборачиваемость. Именно это сейчас происходит с целыми отраслями бизнеса, связанного с торговлей, — прежде всего это оптовое звено и аптечные сети. В обозримом будущем это может привести к тому, что региональные компании будут поглощены крупными федеральными или их функции возьмут на себя сами крупные ретейлеры.
Не могли финансисту не задать и вопрос о курсе рубля к доллару, потому что даже отечественные производители вынуждены регулярно что-то покупать за доллары и евро. Рустам Закиров был очень осторожен, заметив, что любые оценки имеют смысл только при условии «отсутствия существенных изменений внешней ситуации». В общем, если ничего не случится, то доллар в будущем году может подняться до 115 рублей.
Масштабы и аппетиты
Кроме проблем с банками, еще живые местные ретейлеры испытывают, конечно, усиливающееся давление крупных федеральных сетей. Один из создателей крупнейшей на Дальнем Востоке сети «Самбери» Лев Волков поделился свежими впечатлениями от прихода в их регион крупнейшего российского продовольственного ретейлера X5 Group («Пятерочка» и «Чижик»), который «денег не считает»:
— Они бизнесмены, они взвешивают: тебя легче убить или купить.
В качестве примера такого «сорения» деньгами Волков рассказал о ситуации, когда федеральный ретейлер, не получив от местного поставщика условий, аналогичных с «Самбери», из-за меньших пока объемов закупок, заключил договор с производителем на его условиях, но выставил товар в магазин ниже цены местного конкурента (то есть себе в убыток).
— Когда оборот 3 триллиона, то можно себе позволить потратить [на подобные вещи] пару миллиардов, — резюмировал модератор круглого стола, управляющий партнер производственного комплекса «Серышевский» Дмитрий Рева.
![Иван Бабухадзе сетует на отличия условий, в которых находятся сети разного масштаба | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/4f/84/2e4f841b9642be3f6a1e4f1189c6c124/656x438_1:5593_e01b683ce1787c37c8001aeea0fce492@5000x3333_0x9kmLcK6a_2713554256517127490.jpg.webp)
Иван Бабухадзе сетует на отличия условий, в которых находятся сети разного масштаба
Директор Союза торговых предприятий независимых сетей России Иван Бабухадзе посетовал, что доминирование крупных ретейлеров приводит к тому, что региональные производители «не получают честной цены». Чтобы попасть на полки супермаркетов, они вынуждены сокращать себестоимость и собственную доходность, что приводит к падению числа этих региональных предприятий. Они или уходят с рынка, или их покупают крупные производственные холдинги, превращая в одну из своих региональных площадок.
То же самое, но еще более быстрыми темпами, происходит и с региональным ретейлом.
— Вы двигаетесь своим эшелоном, и непонятно, куда это всё приведет. Скоро тут будет сидеть четыре компании, которые будут всё решать, — выдал мрачный прогноз Иван Бабухадзе.
Прогноз этот, кстати, не только не выглядит пессимистичным, но в значительной степени уже реализуется. В Новосибирске, например, единственной региональной компанией, которая может как-то влиять на рынок, сегодня остается «Мария-Ра». Но количество магазинов этой сети в этом году впервые начало сокращаться.
Подростки и роботы
Руководитель по внешним коммуникациям и связям с госорганами в Сибирском округе розничной сети «Магнит» Елена Погодаева поделилась интересным ноу-хау компании по привлечению новых сотрудников в компанию. Дефицит персонала испытывают сейчас все — сказывается и демографическая яма, и конкуренция со стороны сервисов доставки, маркетплейсов, а с некоторых пор и предприятий ВПК, которые вынуждены предлагать более высокую зарплату.
![Елена Погодаева рассказала о возможностях подработки для подростков | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/d4/89/f7d489b52f0f05b7bb83aac41d08b15d/656x438_1:5593_65716506f6209db1ec82db38428836f6@5000x3333_0xH0BsIns7_3639538959692867217.jpg.webp)
Елена Погодаева рассказала о возможностях подработки для подростков
В «Магните» решили привлечь к работе подростков, прежде всего — детей сотрудников. По словам Елены Погодаевой, новая программа позволит набирать молодых людей уже с 14 лет на неполный рабочий день. Они смогут работать в зоне прилавка, заниматься ценниками, собирать заказы для доставки и т. д. Сейчас подростков принимают на работу с 16 лет, и в этом году таких молодых работников в «Магните» было уже более 700 человек.
По мнению представителя компании, это не просто возможность заработать, но и неплохой карьерный трамплин для тех, кто не планирует пока продолжать образование после школы в вузах. Начав работать в 14–16 лет, к 18-летию уже можно получить приличный стаж и при обучении внутри компании претендовать на какие-то младшие менеджерские позиции. Такую работу компания ведет и с детдомами — для их воспитанников проблема дальнейшей социализации стоит особенно остро.
![Даже если роботы отнимут работу у людей-доставщиков, у них останутся возможности устроиться промоутерами | Источник: Стас Соколов / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/58/9b/44/589b4449770ef15af8212999d58617bc/656x496_1:5593_637552cd5f384a079b7a76ed196074de@1274x962_0xzdKTMfrY_9797873850851471609.jpg.webp)
Даже если роботы отнимут работу у людей-доставщиков, у них останутся возможности устроиться промоутерами
Заместитель начальника управления по взаимодействию с региональными органами государственной власти X5 Group Артем Кочегаров рассказал, что, помимо привлечения к работе подростков, ретейлеры активно внедряют автоматизацию. Это касается и терминалов самостоятельной оплаты в магазинах, и роботизированных систем, работающих в распределительных центрах.
Опыт применения роботов-доставщиков в стране уже есть — их сегодня можно всё чаще встретить на улицах Москвы. Вполне возможно, что они смогут в будущем отнять хлеб у доставщиков-людей. Для этого, правда, придется привести в порядок дороги и чистить зимой снег.
Традиционный ретейл и ресторанный бизнес всё больше вынуждены принимать во внимание активность маркетплейсов и онлайн-сервисов. На днях X5 совместно с Wildberries запустили быструю доставку еды. О том, как устроен этот бизнес, читайте в материале.