Встретиться с новой героиней нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес» в Челябинске не представляется возможным. В высокий сезон, как говорит сама Нина Ощерина, она находится «в полях». Нина — ландшафтный дизайнер, и сейчас буквально живёт на объектах. Утром челябинка может быть на Тургояке, а к вечеру оказаться в районе Башкирии. Мы договорились на интервью с ней в одном из загородных коттеджных посёлков — у Нины там несколько участков, которые ждут обустройства. Спрос на её услуги и так был высок, но в этом году из-за пандемии небывалый ажиотаж. И работы хватит всем, считает она. Научиться ландшафтному дизайну тоже многим под силу, главное — желание, при том, что стартовый капитал нужен совсем минимальный. Историей открытия своего дела владелица студии «Райский Сад» поделилась с 74.RU.
Вместо спасения китов — клумбы с аистами
Нина росла в Иркутске. Когда после школы встал вопрос, на кого идти учиться, мама настаивала на профессии бухгалтера. Но дочь сделала свой выбор в пользу ботаники, чем сильно удивила родителей.
— Мне, как любой девочке, предлагали удачно выйти замуж и быть, например, бухгалтером, потому что это всегда работа непыльная, сидячая. Всегда она есть. Но получила я высшее образование по интересу, а не по настоянию родителей. Закончила биолого-почвенный факультет. Я эколог, а специализацию проходила на кафедре ботаники — «биология растений», — рассказывает героиня нашей рубрики. — Мама меня совершенно не поняла, когда я решила стать экологом. Она спрашивала: «Ты что, будешь китов охранять?». Китов я не спасаю, но экосистему охраняю регулярно.
В Челябинск Нина перебралась 15 лет назад. Большую часть этого времени она посвятила ландшафтному дизайну. Сначала девушка работала в цветочной организации, занималась комнатными растениями, фитодизайном. Там же обзавелась множеством полезных связей, которые нужны в этом деле.
— В то время я отвечала только за то, что буду в 9 часов в назначенном месте. Посажу растения, куда мне скажут, максимум где-то выскажу своё мнение. Так было несколько лет, — вспоминает ландшафтный дизайнер. — Периодически мы декорировали детские сады, участвовали в благоустройстве городской среды и занимали первые места. В Центральном районе клумба с корабликом наша, с аистами — тоже. Последнюю мы делали на улице Курчатова с моей коллегой Соней в «Год семьи», с ней связана ещё такая интересная история: когда мы ею занимались, я уже была беременна, а потом родила двойню. Так к этим аистам была протоптана дорожка, и все их тёрли, думали, что это поможет (смеётся). Надеюсь, что помогло.
Когда дочки немного подросли, но работать в полную силу Нина ещё не могла, она стала садовником. Это время она до сих пор вспоминает с теплотой. Во-первых, была обоснованная причина отлучиться из дома на несколько часов, а, во-вторых, сам уход за растениями приносил огромное удовольствие. Все участки ей были знакомы со времен работы в цветочной организации.
— Я хорошо знала эти сады, и мне хотелось сделать их ещё лучше. Я приходила туда и наслаждалась. Обрезала посадки, профессионально всё подкармливала, рыхлила, полола, поливала и видела результат. Когда от тебя напрямую что-то зависит — это супер, — восклицает наша героиня. — Спустя какое-то время я решила заниматься ландшафтным дизайном самостоятельно.
Открытие бизнеса и работа… риелтором
Прежде, чем открыть своё дело, Нина проработала наёмным сотрудником три года. Для собственного старта не хватало уверенности, а когда она её обрела, появилась студия «Райский Сад».
— Вложений в моей профессии не требуется совершенно, — уверяет специалист. — Я зарабатываю собственным трудом. Даже наличие офиса оказалось не так уж важно, потому что в 90 процентах случаев мы встречаемся с заказчиками где-то в кафе и других общественных местах. Офис сейчас, скорее, — это пережиток прошлого. Для кого-то он ещё является элементом стабильности, подтверждает, что я никуда не денусь. Но, на самом деле, застать меня там можно разве что зимой, летом я в полях. В большей степени это место используется для хранения документов, и время от времени передо мной встаёт вопрос о необходимости и рентабельности помещения.
А вот что действительно оказалось нужно — это нанять бухгалтера. Всего в компании Нины три сотрудника — она сама, человек, отвечающий за финансы, и проектировщик. А ещё она работает с множеством субподрядных организаций, которые занимаются водоотведением на участках, делают дорожки, пруды, строят бани и другие сооружения.
В начале самостоятельного пути клиентов у дизайнера было не так много, а зимой и вовсе потребность в её услугах резко падала. Чтобы быть при деле в «несезон», Нина нашла вторую работу и стала риелтором.
В агентстве ей предложили заняться загородной и элитной недвижимостью.
— Это был очень положительный для меня момент. Я досконально изучила все посёлки, которые существуют в Челябинске, в Челябинской области и за её пределами. Узнала все самые красивые места, потому что я не отсюда. Я увидела, как планируются дома, какие есть минусы, какие есть плюсы — насмотрелась ну более чем, — улыбается она. — Тогда я была полезна людям в приобретении загородной недвижимости ещё и как профессионал, который занимается садом. А сейчас при моём участии как ландшафтного дизайнера в подборе участка я могу ещё и рассказать, как правильно приобрести недвижимость и где её лучше выбрать. Профессия, которую я освоила в агентстве недвижимости, мне до сих пор очень полезна.
К совмещению профессий работодатель Нины относился спокойно. Зимой она всё время проводила в офисе, а летом у неё был свободный график. Когда же объектов на ландшафте стало больше, случился переломный момент. Одно дело требовало чёткости в действиях, другое — больше творчества. Моментально переключаться с первого на второе уже не хватало сил, и дизайнер сделала очевидный для себя выбор.
В этом году её студии исполнится уже восемь лет.
Очередь на полгода вперёд
— Мне повезло, я не ищу клиентов. 99 процентов заказчиков приходят ко мне по рекомендации, иногда я даже не знаю от кого, — признаётся Нина. — В основном ко мне записываются на весну ещё осенью. Есть клиенты, с которыми я начинала работать в цветочной организации. Они мне безумно дороги и уже практически как родственники. Бывает, что люди меняют дома, и я переезжаю вместе с ними с одного объекта на другой.
И если раньше в работе ландшафтного дизайнера действительно существовала сезонность, то теперь такого понятия больше нет.
Графики раздвинулись. Летом Нина занимается ландшафтом, с октября она переходит к высадке крупномерных растений, а сразу после наступает время для подготовки к новогоднему оформлению. Дизайнер декорирует загородные дома, рестораны, входные группы в отели, въезды в загородные комплексы. А за праздниками начинается новый этап — проектирование участков, на которых летом планируются работы. Ещё февраль — лучшее время для обрезки деревьев, раскисления почвы газона.
Владелица студии отмечает, что ландшафтный дизайн с каждым годом становится более доступным, и сравнивает свою отрасль с работой дизайнеров интерьера и ремонтных бригад.
— Мы раньше делали ремонты в квартирах сами, сейчас стало нормой попросить помощи у дизайнера, и это стоит понятных денег. Всё больше людей может себе позволить эти услуги, и в итоге получается даже экономия, — считает Нина. — Очень круто, когда каким-то делом занимается профессионал. Раньше ландшафтных дизайнеров можно было по пальцам руки пересчитать, сейчас их намного больше, поэтому и благоустройство становится доступным. Да что говорить! Несколько лет назад мы рулонные газоны заказывали фурами из Москвы, цена была космическая, рулонный газон мог себе позволить человек с достатком выше среднего. Сегодня у нас есть прекрасные «Газоны Урала», они располагаются в Пласте. Один день от заказа до воплощения и цена, качество — очень круто!
Говоря о порядке цен, наша героиня вспоминает, что самый дорогой заказ на одном объекте был в районе 1,2 миллиона рублей, а самый дешёвый — 12 тысяч (это был небольшой прудик).
— А, нет! Были ещё дешевле — цветники, — поправляет себя Нина. — Моей подруге часто заказывают меня как ландшафтного дизайнера на придомовую территорию возле подъезда. Я и себе сажаю, и им. Я вообще считаю, что рядом с человеком всё должно быть прекрасно. Да, благоустройство придомовой территории, дорожки, плитка — это дело управляющей организации, а красоту мы должны создавать сами. Я у своего подъезда посадила гортензию, например.
Проектирование же обходится заказчикам от 2,5 до 3 тысяч рублей за сотку. Такие цены часто привлекают клиентов из других регионов.
— На днях поступило два предложения из Московской области. Мы разработаем проект дистанционно, а в следующем году будет реализация. Поедем туда осуществлять авторский надзор, — говорит владелица студии ландшафтного дизайна. — По московским ценам нас выгоднее перемещать туда, чем нанимать местных специалистов.
На этих словах Нина смеётся: мама хотела для неё спокойной, сидячей работы. А вышло всё наоборот. Часто она только спрашивает дочь: «Сегодня-то ты где?».
— Она понимает, что география моих перемещений настолько велика, что я, находясь на Тургояке утром, могу спокойно оказаться в районе Башкирии к вечеру. У нас были объекты в Озёрске, в Снежинске, в Башкирии, Свердловской области и каждый раз я вечером возвращаюсь домой. Передвигаться приходится много, — добавляет она.
Пандемия, грядки с укропом и большие перспективы
— Многие считают, что я работаю только с цветочками. Это не так, я участвую абсолютно во всех процессах на участках. Могу вместе с водителем самопогрузчика разгружать поддоны с газонами и камнями-валунами. Я знаю, как устроена дорожка, в какой пропорции там должен быть щебень. Бывает, что вместе с работниками я беру раствор и укладываю камни на водоёмах, — перечисляет владелица ландшафтной студии. — Когда это видят заказчики, они, мягко сказать, удивляются, потом привыкают и смотрят на меня уже совсем другими глазами. Я не только руковожу, но и знаю, что и как надо делать.
Наличие профессионального образования — это хорошо. Но Нина отмечает, что можно по пальцам пересчитать, у кого из её коллег оно есть. Выполнять такие работы может любой увлечённый человек. Всему можно научиться, главное — желание.
— И мы тоже учимся зимой каждый год. У меня есть две статьи, в которые я вкладываю: это самообразование и инструменты, — уточняет она. — Когда начинаются распродажи, я обязательно покупаю для себя сучкорезы, кусторезы, крутые секаторы, даже грабельки и лопатки. Они мои личные, как инструменты у парикмахера. Плюс докупаю всё, что нужно на участки, особенно, если какие-то одинаковые работы проводятся одномоментно на нескольких точках. На инвентарь я ежегодно закладываю 20 тысяч рублей.
А одномоментно на участках сегодня команда Нины работает всё чаще. Если так и дальше пойдёт, однозначно придётся расширяться, часть работы делегировать другим сотрудникам. Правда, отмечает героиня, тут есть важный момент: выбор ландшафтного дизайнера — это всё-таки что-то личное, клиенту нужно обязательно общение и от этого ей не уйти.
— Мы же не делаем стандартные вещи, мы хотим подчеркнуть индивидуальность, поэтому долго общаемся с клиентом, — объясняет специалист. — Выясняем, что нравится заказчику, что не нравится. Хотя я могу и перетянуть на свою сторону, если считаю, что природа диктует своё. В первую очередь я стараюсь учитывать природные составляющие места — как расположен дом, что будет уместно, что нет. И потом к этому примешивать желания человека, всё-таки ему жить в том пространстве.
К слову, в карантин владельцы участков стали намного чаще обращать внимание на свой сад. Если раньше южноуральцы уезжали отдыхать за границу или в другие регионы, то из-за пандемии этим летом пришлось остаться дома.
— У всех моих клиентов просто открылись глаза. Они поняли, в какой красоте живут. Если до этого заказчики ставили задачу и удалялись, то сейчас они в этом начинают вариться, во всё вникать, — рассказывает Нина. — Они для себя открыли ландшафтный дизайн, огородную зону, делают пространство под себя. Раньше была тенденция — разровнять огород, посадить газон, кусты, гортензии, розы. Сейчас же красоту просят чуть подвинуть и сделать огородик. Очень приятно, когда тебе запретили куда-то ходить, а ты можешь на своём участке срезать укроп и сделать салат. Это не вынужденная мера, это удовольствие от наличия сада.
В этом году, резюмирует наша героиня, не просто работы стало больше, она стала интереснее. И развитие отрасли, по её прогнозам, в ближайшие годы сохранится.
Если вы хотите поделиться историей маленького, но самого большого дела в вашей жизни, напишите нам на редакционную почту 74.RU 74@rugion.ru или в мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74.