В пятницу, 26 июня, губернатор Алексей Текслер объявил об очередном продлении режима самоизоляции. На этот раз особые меры будут действовать до 12 июля. Эту новость предприниматели Челябинской области восприняли безрадостно, ведь часть отраслей — рестораны, кино, ТРК — не работают уже три месяца. Каковы прогнозы бизнеса, читайте в материале 74.RU.
Режим ограничений действует в Челябинской области с 28 марта — ТРК, кинотеатры, развлекательные заведения и общепит почти три месяца закрыты. И многие уже не скрывают, что очередное продление со временем может стать фатальным.
— На самом деле это решение — как следствие ранее принятых, — говорит о сегодняшнем решении Алексея Текслера ресторатор Татьяна Мизюрина. — Рестораны закрыты апрель, май, июнь — уже почти три месяца. Нас закрыли в субботу. Мы все наши товарные остатки, которые у нас были на складах (мы закупились к выходным дням) списали. Изначально мы, все рестораны, потерпели очень большие убытки. Потому что это всё было очень для нас неожиданно, и никто это не планировал. То есть нас не предупредили хотя бы за неделю, чтобы мы могли хотя бы что-то с этим сделать. А сейчас просто добьют бизнес, и всё. Я уже знаю, что очень многие мои коллеги не будут выходить с карантина. Это уже однозначно принятое решение. И рестораторы говорят о том, что если ещё месяца два [будут закрыты], то ещё процентов 10–20 тоже не выйдут, просто не будут открывать рестораны, потому что смысла в этом нет никакого.
У Татьяны пять бизнес-проектов — Boris bar, Greenery Friends’ bar, ресторан ENVY, Bunny Burrow Restaurant & Bar и ресторан «Рыба» в «Солнечной долине». Но работают сейчас только два из них — по одному в Миассе и Челябинске. А вот расходы никто не отменял.
— Мы же всё платим! Ладно аренда, ладно зарплата. У нас же есть ещё коммуналка. Если заведение работает навынос, то выручек нет как таковых, а коммунальные расходы такие же! Вентиляция работает, приток и вытяжка работают, — перечисляет Татьяна Мизюрина. — Дополнительно [идут] траты на антисептики, на дополнительные меры предосторожности, на индивидуальные маски для сотрудников. Перчатки у нас всегда были, а маски теперь для нас новость. Всё это стоит денег, и выход для нас будет очень болезненный, и не все с этим справятся.
Безрадостно восприняла новость о продлении режима повышенной готовности и директор китайского ресторана Gong Татьяна Старовойтова.
— Наш бизнес уже давно ниже плинтуса. Неделей больше, неделей меньше, на самом деле… Будем надеяться, конечно, что в ближайшее время нас откроют, но на самом деле всё это было предсказуемо — видя рост заболеваемости. Обидно только, — призналась Татьяна Старовойтова. — У нас на летней террасе, например, будет всего 20 гостей одновременно — с расстановкой столов по полтора метра, не больше двух человек, то есть с соблюдением всех мер по опыту наших коллеги из Сочи, из Москвы. Мы посмотрели и по максимуму подготовились. У меня на площади в районе 50 квадратных метров одновременно будет всего 20 человек. В то время как в «Ашане», в «Ленте» и так далее такое скопление! Возле популярных мест, на Кировке, на пляжах в жаркий день яблоку негде упасть. И чем ресторан мой не угодил с соблюдением всех мер? Мне, конечно, обидно и непонятно.
Найти выход все бизнесмены пытаются по-своему. Некоторые даже работают неофициально. Однако в «Гонге» от этого решили отказаться.
— Наши гости нас балуют заказами на доставку, плюс мы практически полностью сохранили наш персонал. Единственное, те же официанты и бармены переквалифицировались в сборщиков заказов, в курьеров, — рассказала Татьяна Старовойтова. — Когда откроется летняя терраса, у людей будет возможность работать именно по той специальности, которую они изначально выбрали, когда пришли в сферу гостеприимства. Человек, который всю жизнь мечтал работать миксологом и, например, шеф-барменом, мы его отправляли в Москву, в Сочи на стажировку в лучшие заведения, работает сейчас курьером. Сами понимаете, такое себе.
Плохо себя сейчас чувствуют и крупные развлекательные комплексы.
— Мы пытаемся подготовиться к моменту открытия, работаем над этим. Чем дальше, тем, конечно, хуже, — прокомментировал 74.RU генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. — Доставка не в таких объемах [работает, как нужно]. Это сотая и двухсотая доля объема, в котором работала до пандемии отрасль. Это очень маленький объём, это не спасает, Помогает где-то поддерживать на плаву, платить зарплату сотрудникам, но точно не выход из ситуации. Это двухсотая доля, может быть, тысячная доля от того, что работало раньше. Некоторые заведения просто не могут работать на доставку. Понятно по ресторанам. А отрасли, которые связаны с кинотеатрами, с детскими развлекательными центрами, с обучением, с досугом детей и взрослых? С какой там доставкой работать? Небольшой сегмент может найти какой-то выход, а рестораны более высокой и дорогой кухни — не очень-то у них получается. С доставкой фастфуд может более-менее работать, а у большей части ресторанов не получается.
— Крайне негативно сказывается [эта ситуация]. Комплекс, по сути, три месяца не работает. Работают несколько отделов — те, которые могут работать, с товарами первой необходимости. Ничего хорошего в этом нет, — рассказал руководитель ТРК «Куба» Александр Ильин. — Переждать-то, наверное, можно всё, но каждый день, каждая неделя — это наращивание убытков.
При этом некоторые арендаторы уже предупреждают, что вернуться к работе не смогут.
— Не могу сейчас точное количество назвать, но в течение этих трех месяцев у нас несколько арендаторов расторгли договор по собственной инициативе. Арендаторам же сверхтрудно в этой ситуации — и торговым комплексам, и арендаторам, — уточнил Александр Ильин. — Видите, продлили ещё до 12 июля, но не факт, что и 12-го откроют объект.
Шокированы решением и владельцы фитнес-проектов. Все они ждали, что область вот-вот приступит к следующему этапу снятия ограничений и разрешит работать, пусть и с оговорками.
— Как вы понимаете, что бизнесу-то конец. Очень многим. Это же просто невозможно! — возмутилась директор имидж-клуба «Светлана» Светлана Клименко. — Мы не относимся к пострадавшим, взять зарплатный кредит невозможно. Мы месяц бьёмся, никто ничего не даёт. Поддержки-то никакой нет, поэтому сами все барахтаются. Я постоянно общаюсь с бизнесменами, с бизнес-леди — и все в ужасном настроении. Поддержки государственной нет, только прессинг со всех сторон. Платежи растут, с 1 июля коммунальные платежи опять возрастают в цене. По ОКВЭДу (Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. — Прим. ред.) мы пострадавшие, по форме организации мы не пострадавшие. Нам предложили взять зарплатный кредит, но взять его оказалось совершенно невозможно. Месяц собираем документы. Выделены были средства Путиным сколько-то миллиардов, крупные предприятия разобрали, и остановились все процессы. Сказали: «Ждите». Месяц уже ждём. 30 лет клубу, и 30 лет я плачу налоги. Но когда такое случилось, на нас всем наплевать.
Сейчас в клубе работать может только парикмахерская, однако этого недостаточно, чтобы выжить.
— Что касается парикмахерских услуг, нас выпустили 13 апреля, но дело в том, что люди боятся. Как бы мы ни соблюдали все меры предосторожности. Мы уже хлоркой все пропахли! У нас бесконечно бактерицидные лампы работают, мы всё выполняем. А люди напуганы СМИ, жизнь закончилась у всех, — рассказала Светлана Клименко. — Словно стоп-кран включили, и все замерли. А есть, пить то надо, у всех ипотеки. И я как руководитель должна людям помочь.
— Мы понимаем, что тот бизнес, который не может открыться, испытывает убытки, — говорит председатель Челябинского областного отделения «Опоры России» Артем Артемьев. — У нас есть масса примеров. Например, фитнес-центры и детские бассейны, которые думают не только о себе, но и о клиентах. Потому что в случае с детскими бассейнами клиенты — дети с ДЦП, которым критически необходима подобная физическая нагрузка, но заниматься они не могут. Естественно, эти отрасли страдают. Все, конечно, смотрят на Москву, где 23-го числа открылись фитнес-центры, пускай с ограничениями, которые Роспотребнадзор [обозначил].
Однако с точки зрения динамики ситуация в Москве несколько иная. Там идёт снижение заболеваемости, а в Челябинской области пока в этом плане всё сложно.
— У нас она, к сожалению, хуже. И тут ведь перед властями всегда стоит сложный выбор, нужно учитывать общий фактор при эпидемии и, естественно, выбор делается в пользу безопасности максимальной, — признал Артем Артемьев. — Но мы ратуем за то, чтобы эти отрасли, которые не могут открыться, не могут работать, при соблюдении всех нормативов, достаточный уровень безопасности обеспечивать могут. И страдать они не должны, поэтому многие на грани разорения за это время.
В Челябинской области за сутки выявили 162 новых случаев заражения коронавирусом. С начала пандемии число заболевших достигло 6982. Умерли 136 пациентов с COVID-19.
Больше материалов о коронавирусе и его последствиях вы найдёте в подборке 74.RU.
Вы или ваши близкие столкнулись с проблемами из-за COVID-19? Пишите на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.