RU74
Погода

Сейчас-9°C

Сейчас в Челябинске
Погода-9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

2 м/c,

ю-в.

748мм 92%
Подробнее
0 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Бизнес интервью «Текслер и Юревич договорились»: глава «Арианта» — о новой стройке, бизнесе и роскошной свадьбе дочери

«Текслер и Юревич договорились»: глава «Арианта» — о новой стройке, бизнесе и роскошной свадьбе дочери

Александр Кретов рассказал, что в Челябинске хотят построить парк по примеру Галицкого в Краснодаре

Александр Кретов рассказал, что будет с «Ариантом» после раздела бизнеса основателями

Известные челябинские предприниматели из списка Forbes Александр Аристов и Юрий Антипов разделили бизнес, который вели с 90-х годов прошлого века. Активы, связанные с виноделием, производством мясных изделий и напитков, а также сеть магазинов перешли семье Аристова. Первое интервью после нашумевшего раздела совладелец «Арианта» Александр Кретов (зять олигарха Александра Аристова), взявший на себя оперативное управление компанией, дал 74.RU.

Всегда кто-то хочет кого-то скупить


— Александр Владимирович, мы не нашли вашу компанию в реестрах юридических лиц. Новый «Ариант» существует официально?

— Новое юрлицо — группа компаний «Ариант» — будет зарегистрировано в начале декабря. Это управляющая компания, в структуру которой войдут все наши предприятия в сфере виноградарства, виноделия и мясного производства. Принципиально все наши компании строятся вертикально-интегрированным способом, что называется, от поля до прилавка. Наша стратегия — сконцентрировать знания, умения и средства именно на том, что мы понимаем и умеем делать.

Компания будет семейным бизнесом

— Кто станет учредителем ГК «Ариант»?

— Наша семья — Елена (дочь Александра Аристова, супруга Александра Кретова. — Прим. ред.) и я.

— Почему Александр Аристов вышел из бизнеса?

— Александр Михайлович больше не участвует в компании ни как собственник, ни в оперативном управлении.

Челябинский олигарх из списка Forbes Александр Аристов (справа) передал бизнес зятю 

— Летом и осенью СМИ сообщали о возможной продаже «Арианта», интересантом называли «Сибагро». Действительно ли велись переговоры с этой или другими компаниями? Насколько реален в обозримом будущем вариант продажи активов?

— Да, действительно, к нам периодически поступают предложения о продаже бизнеса, но мы не собираемся его продавать, входить в какие-либо холдинги. Наша цель — развивать компанию. У нас есть четкая маркетинговая стратегия, достаточно сбалансированы направления, есть компетенции, профессиональные коллективы, которые позволяют нам успешно решать задачи, которые мы перед собой ставим.

Александр Кретов не видит смысла в продаже бизнеса

— Иногда переговоры ведутся не в целях реальной продажи, а чтобы понять, сколько актив сейчас стоит на рынке.

— Точно нет. Мы здесь живем и не собираемся уезжать из Челябинска. Мы потратили 25 лет не для того, чтобы продать компанию. Я достаточно молодой еще (улыбается), на пенсию не собираюсь. Ну хорошо, продал, что дальше делать?

— Сидеть и смотреть на закат на Средиземном море, например.

— Точно неинтересно.

Когда ждать отдачи от «закопанных» денег


— Какую долю рынка занимает «Ариант» сегодня?

— По виноградарству мы абсолютный лидер в России. Отрасль очень сложная. От инвестиций, покупки саженцев и их посадки до созревания винограда пройдет три года. А чтобы из винограда получить качественное вино, нужно еще два. То есть получить даже не отдачу от инвестиций, а просто возврат денег, которые ты закопал, можно только через пять лет. Когда 20 лет назад мы пришли в виноградарство, выяснилось, что виноградников очень мало. В то время прошла антиалкогольная кампания. Цены на алкоголь повысили, его продажу ограничивали, а виноградники вырубались. Пришлось все начинать с нуля. Не было питомников, где выращивались саженцы, пришлось покупать их за границей. Не было оборудования, специалистов — вообще ничего не было.

По словам Кретова, они владеют самым большим виноградником в России и Европе

Сейчас у нас 8,5 тысячи гектаров виноградников, в планах — 12 тысяч. Полностью обеспечиваем себя и еще несколько компаний саженцами. Каждый год садим по 500 га. Наличие собственного питомника дает нам серьезное преимущество. За два года работы питомника удалось добиться не только стопроцентного обеспечения собственных потребностей в посадочном материале, но и начать принимать заявки от других организаций. Наша компания входит в лидеры мировых компаний по владению виноградниками.

— Виноградники у вас только на Тамани или за рубежом тоже есть?

— Только на Таманском полуострове и в районе города Анапы.

Александр Кретов считает, что бежать за границу смысла нет, работы хватит в России

— А почему? Раз занимаетесь этой отраслью, можно и за границей виноградные активы приобрести.

— Можно и жить там же… Тут важна стратегия, понимание, чего ты хочешь добиться. Можно набрать винограда во Франции, Германии, еще где-нибудь, и что дальше? Наша задача — развитие российского виноградарства. Мы живем здесь, понимаем российский рынок, у нас есть профессиональный коллектив. Бегать по миру — это размазывать масло тонким слоем по бутерброду, а не стратегия. Заниматься надо тем, что умеешь.

Группа компаний «Ариант» объединяет агрофирму «Южная», винодельню «Кубань-Вино», Центр пищевой индустрии «Ариант» и агрофирму «Ариант». Производственные площадки расположены в Челябинской области и Краснодарском крае. В 2019 году компания произвела 106 миллионов бутылок вина и более 80 тысяч тонн мясной продукции.

— С виноградарством понятно. А на каком месте «Ариант» по производству вина?

— В России большая доля импортного вина. Есть компании, которые привозят его в Россию в балках (от английского bulk wine, что переводится как «наливное вино» или «вино из наливной тары». — Прим. ред.) и разливают здесь. Если говорить об отечественных компаниях полного цикла, то «Кубань-Вино» на сегодняшний день — одна из крупнейших виноделен России по производству тихих и игристых вин, однако нам есть, куда расти и над чем работать.

«Ариант» начинал с переработки мяса и теперь входит в топ-10 производителей России 

— Именно с мяса когда-то начиналась компания. Как обстоят дела сейчас?

— За последние 10 лет мы инвестировали 24 миллиарда рублей в свиноводство. Занимаем 6–8-е строчки в российском рейтинге мясных производителей. Есть несколько компаний — абсолютных лидеров, мы же всегда входим в десятку. Ставим задачу через пять лет увеличить производство мясной продукции в два раза, до 200 тысяч тонн в год в убойном весе. Территориально Челябинская область имеет удобное расположение для торговли, благодаря чему планируем увеличивать географию. Сегодня по продаже мясной продукции мы покрываем территорию от Красноярска и до Самары.

— Несколько лет назад в разных регионах действовала огромная сеть магазинов «Ариант». Года два назад она резко сократилась. Что сейчас с торговыми точками и какова их дальнейшая судьба?

— Сеть будем развивать. Честно говоря, в какой-то момент мы ее упустили. Все меняется: потребитель, рынок, конкурентная среда. Сейчас в сети 240 магазинов. Мы провели работу над ошибками, делаем пилотный проект. В скором времени предложим жителям Челябинской и Свердловской областей другой формат магазина — более современный, с новым видением ассортимента и сервиса. Количество магазинов увеличим до 350–400. Посмотрим, насколько успешным будет проект и стоит ли его масштабировать далее, по другим регионам.

Магазины поменяют формат 

— Александр Владимирович, что происходит с Миасским мясоперерабатывающим комбинатом? Работники сообщали, что его закрывают и всех увольняют.

— Вся история «Арианта» начиналась с мясного цеха на Копейском шоссе. Потом появился завод в Миассе — это был такой же старый советский цех, как и в Челябинске. Шесть лет назад мы построили третий завод по переработке мясной продукции в Федоровке — это уже совершенно другой, современный взгляд на производство. Сегодня невозможно быть эффективным и производить качественную продукцию на старых площадях, по старой логике производства. Поэтому мы закрыли цех на Копейском тракте и полностью перестроили его в современный завод, который специализируется на определенных видах продукции.

Цех в Миассе работает на горно-заводскую зону. С точки зрения логистики сырье правильнее отвезти именно туда, создать качественный продукт и реализовать на соседних территориях. Сейчас площадку «Миасс» закрыли на реконструкцию. Думаю, обновленный производственный центр запустим уже к следующему лету.

В планах компании увеличение кадрового состава, создание новых рабочих мест. Прошедшая в некоторых СМИ информация о сокращении сотрудников не соответствует действительности.

По опыту Александра Кретова, легче построить новый завод, чем реконструировать старый

— Когда-то ЦПИ «Ариант» производил водку. Не планируете вернуться к этому сейчас?

— Производство водки мы закрыли много лет назад, потому что изготовление вина более перспективное и интересное направление, в котором компания постоянно развивается и совершенствуется.

— Какие у вас пристрастия в вине?

— Никаких, я пробую все. Это зависит от настроения, компании, погоды. В этом и есть прелесть — ты всегда получаешь разные эмоции.

Спорткомплекс ценой в два миллиарда


— «Ариант» выступил инвестором будущего Центра экстремальных видов спорта. Чья это идея? Правда ли, что о финансировании строительства Алексей Текслер лично просил Александра Аристова?

— С Алексеем Леонидовичем мы плодотворно сотрудничаем. Он заинтересован в развитии региона, здорово, что наши интересы — власти и бизнеса — совпадают. Мы инвестируем в ряд социально значимых объектов Челябинской области. Вместе с РМК мы взяли на себя ответственность по завершению строительства Кафедрального собора. Вторым проектом является Центр экстремальных видов спорта. Он будет находиться между рекой Миасс, Университетской набережной и улицей Академика Макеева.

Изначально на этом участке Михаилом Юревичем планировалось строительство ТРК (сначала «Облако», потом «Аллея». — Прим. ред.). Мы провели большую работу с мэром города Натальей Котовой в подборе участка и считаем, что это лучшее место, потому что оно объединяет огромный спальный массив, северо-западную и центральную часть Челябинска. Поэтому, кроме ТРК, здесь будут расположены парк, Центр экстремальных видов спорта, теннисные корты с возможностью проведения соревнований разного уровня. Например, как у Сергея Галицкого в Краснодаре — парк и стадион. Государство в лице области или города выделяет землю под целевое использование, а мы инвестируем и строим то, о чем договорились в рамках инвестиционного соглашения.

Центр экстремальных видов спорта планируют построить по соседству с ТРК «Аллея» 

— Неужели Михаил Юревич согласился безвозмездно отдать часть земли под чужую стройку?

— Алексей Текслер и Михаил Юревич договорились о том, что рядом с ТРК было бы здорово сделать что-то для молодежи. Нам идея очень понравилась. На участке в 20 гектаров разместятся Центр экстремальных видов спорта, теннисные корты и парк для прогулок. Архитекторы уже разработали концепцию. В спорткомплексе будет несколько площадок — скалодром, скейт-bowl, street-скейтпарк, air-парк и другие. Предлагается сделать кровлю с наклоном до земли, организовать смотровую площадку и зимний сад.

Воплощение проекта в жизнь планируется при содействии уникального производителя — российско-итальянского предприятия «КОНАР-Чимолаи» по производству сложных металлоконструкций зданий и сооружений, генеральный директор которого Валерий Бондаренко уже поддержал нас. Мы можем и обязаны привлечь мировой опыт в архитектуре и строительстве аналогичных зданий.

Архитекторы сделали эскиз будущего спорткомплекса 

— В планировке участка, которую сейчас мэрия выставила на публичные слушания, помимо ТРК и спортцентра значится еще МФЦ с точками торговли. А это что за объект?

— Там планируется сделать шесть теннисных кортов. Здесь можно будет тренироваться и проводить соревнования. Сюда же включены раздевалки, фудкорт и так далее. Подчеркну, что на всей территории Центра экстремальных видов спорта и парка будут расположены только объекты, необходимые для функционирования спортивной и парковой инфраструктуры.

Еще сделаем пешеходно-велосипедный мост, по которому можно перейти в парк Гагарина, опять же в едином архитектурном решении с компанией «КОНАР-Чимолаи», у которых есть большой опыт в строительстве архитектурных мостов. С Северо-Запада до центра города можно будет добраться на скутере или велосипеде за 10–15 минут.

В ноябре мы получим землю и приступим к проектированию. Уверен, что это будет практичным и востребованным архитектурным украшением Челябинска, станет зоной притяжения для жителей города. Также там предполагается парковка, чтобы люди могли оставить машину и пойти гулять в парк.

Главное в этом году — решить вопрос с землей и начать проектирование, а весной 2021 года — выйти на строительную площадку. Построить объект планируется за полтора года. Стоимость строительства — порядка двух миллиардов рублей. Понятно, что инвестиции никогда не окупятся. Центр спорта должен стать еще одной визитной карточкой Челябинска.

Почему не хотят работать


— Александр Владимирович, когда было сложнее вести бизнес — сейчас или 15–20 лет назад?

— Бизнес вести всегда тяжело, потому что постоянно меняются правила игры. При долгосрочном бизнесе нужно уметь прогнозировать, что мы и научились делать. Если говорить о сотрудниках компании, как ни странно, сейчас существует кадровый голод.

— Это так пандемия сказывается?

— В период пандемии люди встают на биржу труда, получают по 13 тысяч плюс пособие на ребенка. Кому-то хватает, кто-то занимается подработкой. Даже на зарплату 30 тысяч без квалификации сложно найти сотрудников. В сельской местности эта проблема стоит еще острее.

По словам Кретова, Челябинск можно сделать пригодным для жизни

— Мне всегда казалось, что в южных регионах никто не хочет работать. Солнце светит, речка-море рядом, палку воткни — все вырастет.

— Действительно, сложно найти сотрудников из числа местных жителей. Когда мы начали бизнес на юге, были удивлены, что сотрудники не особо держатся за свое место работы. Поэтому много сотрудников нашей компании на юге из других городов и регионов: Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург, Урал. В сезон уборки винограда нанимаем охрану из Челябинска. Около 300 человек едут в Краснодарский край на два-три месяца работы. Многие остаются на юге навсегда. К концу сезона у меня на столе — пачки заявлений о переводе.

— Ранее вы были депутатом Заксобрания и Госдумы. Видите себя в политике в будущем?

— Нет, я принял решение, что заниматься нужно только тем, что ты любишь.

— Александр Владимирович, вас просили дать денег на конгресс-холл «Крылья»?

— Просили, но мы отказались, так как считаем, что целесообразнее инвестировать деньги в другие социально значимые объекты, как, например, Центр экстремальных видов спорта, Кафедральный собор, о которых мы с вами уже говорили. Мы видим развитие города Челябинска в конструктивном партнерстве с властями, которые тоже хотят изменить облик города, чтобы люди, которые здесь живут, могли им гордиться.

— Многие считают, что все беды Челябинска из-за отсутствия идей и масштабных проектов. А вы что думаете, каким должен быть наш город?

— В последние несколько лет произошел некий «застой» в развитии города, что привело к оттоку людей. В настоящее время мы видим позитивные изменения по всем направлениям жизни города. Я люблю Челябинск, родился здесь, живу и уверен, что город может быть хорошим, качественным именно для жизни. Даже с воздухом можно навести порядок, несмотря на заводы.

Как привлечь детей в свою компанию


— Как относитесь к большому резонансу вокруг недавней свадьбы дочери?

— Я считаю, что любой отец — с достатком или с небольшим доходом — приложит максимум усилий, чтобы провести свадьбу и устроить дочке праздник. Это нормальная русская традиция. Как любой отец, я старался, чтобы это было запоминающимся на всю жизнь событием для ребенка и семьи.

На свадьбе Елизаветы Кретовой выступали звезды эстрады Вера Брежнева и Филипп Киркоров, а вели торжество Сергей Светлаков и Алла Михеева

— Многие, кстати, удивлялись, почему не за границей?

— А чему удивляться? Мы здесь живем. Более того, дети, окончив вузы за границей, возвращаются в родной город. Поэтому я, честно говоря, даже не понял, почему это стало таким резонансным событием. Как отец я выполнил свой долг и уверен, что многие челябинские отцы меня поддержат.

— Кто в вашей семье ходит на родительские собрания в школу?

— У нас четкое разделение обязанностей: на родительское собрание — мама, на выезды всем классом — папа. У нас пять детей. Мы недавно посчитали, что, оказывается, в одну и ту же школу ходим уже 23 года. Старшие дети уже пришли в компанию. Аня и ее муж получили западное образование, приехали в Челябинск и работают сейчас в «Арианте»: дочь — в маркетинге, зять — в мясном направлении. Средняя дочь заканчивает обучение, сын поступил в университет, младшим по 8 лет, они во втором классе.

Александр Кретов не хочет давить на детей при выборе профессии 

— Чем больше всего интересуются?

— Все дети разные. Когда у тебя их пятеро, четко понимаешь, что один — математик, другой — гуманитарий, у каждого свои интересы. Заставлять ребенка идти куда-то в угоду своим представлениям — это неправильно. Когда человек не горит, невозможно заставить его заниматься. У нас, допустим, сын неожиданно увлекся всем, что связано с программированием и космосом, поступил в престижный университет. Там и высшая математика, и физика. Кем он станет — инженером в космическом направлении или придет в винодельческую компанию? Я пока не могу ответить, но считаю, что если ему интересно и у него есть потенциал к этому, то должен развиваться именно там, где ему нравится. Средняя дочь закончила одну магистратуру по высшей математике, вторую — по программированию, сейчас учится в третьей — по искусственному интеллекту. Поэтому где и как ее изыскания приложатся к компании — пока вопрос.

— Хотите, чтобы дети работали в вашем холдинге?

— Ради кого мы это все делаем? Конечно, чтобы оставить детям. Но они должны быть подготовлены, им должно быть интересно. А чтобы вызвать интерес, при воспитании ребенка ты должен показывать на собственном примере, что, для чего и почему ты делаешь. При правильном воспитании все сложится. Я не сторонник навязывать свое видение. Вот у меня младшие — мальчик и девочка. Они двойняшки, но это очень разные люди, с разными наклонностями и способностями. Приложить к ним какой-то шаблон — это просто убить инициативу и желание. Надо, видимо, умудриться так воспитать, чтобы даже через призму космической инженерии заниматься виноделием было интересно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
444
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления