После скандального закрытия частного дома престарелых «Золотая осень» на улице Енисейской в Челябинске, откуда 14 ноября экстренно вывезли 54 пожилых пациента, родственники вынуждены разыскивать своих близких по больницам. Люди возмущены тем, что произошло вчера в пансионате, и теперь лихорадочно подыскивают новые места для больных родственников. Но в правоохранительных органах говорят об очень серьёзных нарушениях, угрозе жизни стариков, а также проверяют информацию о незаконных удержаниях и отъёме квартир у одиноких пенсионеров. Подробности — в материале 74.RU.
Челябинка Нелли только сегодня узнала о том, что пансионат, где уже три месяца живёт её мама, вчера эвакуировали.
— Сегодня утром пришла на работу, девочки говорят, что какой-то пансионат расформировали, начала смотреть — оказывается, наш. Нас даже не известили, — возмущена женщина.
По словам Нелли, она была вынуждена устроить маму, страдающую деменцией, в этот пансионат после нескольких месяцев мучений дома.
— У неё деменция, мозг отключен, она ничего не понимает. Я одна с ней, мне её не с кем дома оставлять, — объясняет Нелли. — Когда я уходила на работу, она била стёкла, двери все топориками исколотила, вещи выбрасывала, топталась по ним. Вы не представляете, во что превратился дом за несколько месяцев! Соседи постоянно ругались, что она стучит, кричит. Государство в этом участия не принимает. Чтобы такого больного устроить в бесплатный интернат, нужно сначала оформить инвалидность, потом признать его недееспособным, пройти все суды — это несколько кругов ада, и потом только его поставят в очередь. Если нет квартиры, которую можно сдать, в очереди можно стоять до 10 лет. Именно поэтому я просто была вынуждена искать для неё такое место.
Пансионат «Золотая осень» находился недалеко от дома Нелли, в шаговой доступности, поэтому женщина приняла решение устроить мать туда.
— Я так радовалась, что у меня недалеко от дома этот пансионат, — говорит Нелли. — Конечно, может быть, там не очень красивые условия, может быть, их там кормят не как дома, но мама была довольна, потому что там она не одна. Я постоянно приходила, её навещала, там свободный доступ, можно хоть утром, хоть вечером прийти, посмотреть, какая там кухня, как готовят. Кормили нормально, приносили, например, картошку с котлетой, суп. Честно, я не знаю, где они взяли фотографии с тараканами, там всё чисто. Может, не так красиво, но всё покрашено, хорошие кровати, нормальные матрасы. Я не заходила на первый этаж, где находились лежачие больные, но на втором всё было нормально. Маму разрешали домой брать, погостить. Летом их выводили на скамеечке посидеть, всё это было под присмотром, потому что если они уйдут, они потеряются. Для нас это был выход — те, кто не сталкивался с этой проблемой, просто не знают, что это такое.
За пребывание мамы в учреждении женщина платила по 20 тысяч в месяц.
— Это приемлемая цена, в других пансионатах плата больше 25 тысяч. Я отдавала мамину пенсию и ещё добавляла, но меня это устраивало. А этот случай, такое ощущение, что это просто передел рынка. Мы недавно разговаривали с директором пансионата, она говорила, что их замучили проверками, как будто заказ какой-то.
Сегодня Нелли удалось дозвониться до руководителя интерната и выяснить, где сейчас находится её мама.
— Я позвонила директору, она говорит, что они всю ночь были там, в пансионате, её из кабинета не выпускали. Могли бы хоть позвонить, я там рядом живу, пришла бы и забрала её, — говорит женщина. — Мне сказали, что она в ГБ № 11 на Дзержинского, я там ещё не была. Не знаю, как она в обычной больнице без присмотра, её ведь нужно водить в туалет, надо, чтобы здание было закрыто, иначе она может убежать и потеряться. Но и куда мне её сейчас девать, я тоже не знаю, придётся подыскивать другой интернат, или власти оформят в государственный?
Ещё одну женщину, мама которой находилась до вчерашнего дня в пансионате, корреспондент 74.RU сегодня утром встретил у крыльца опустевшего здания. Ирина (имя изменено. — Прим. ред.) отдала свою 84-летнюю маму в пансионат «Золотая осень» год назад. Ежемесячно женщина платила 18 тысяч рублей, говорит, что условия там были вполне приемлемые.
— Всё хорошо было: коридорная система, как в больнице, кормили так же, как в больнице, не хуже, — рассказывает челябинка. — Видно, что им жалко их было: они лежали, не воняли. Говорят, что их не кормили. Да как не кормили-то? Я сама лично и в обед, и в ужин приходила — там каша, кусок хлеба, чай и пирог, ну что ещё нужно-то? Или запеканка творожная была, постоянно пирожки сладкие всякие. Супы, котлеты, печень и рыба. Да, бывали и макароны по-флотски, но не всегда же мясо. Моя мама недееспособна, да там все такие — может съесть, а потом сказать, что её не кормили. Этого не понять, пока вы не побудете наедине с ними. В палатах всегда чисто было, недавно им новые матрасы купили. Что касается туалетов — да, в некоторых пансионатах их больше. В государственных на 60 человек два туалета, думаете, там запаха нет? Моя мама неходячая, может снять памперс и всё замарать, но сотрудники потом быстренько всё убирают, все кровати перемывают с хлоркой.
Ирина пришла в пансионат забрать документы. Вчера она маму увезла из больницы и перевела её в другой пансионат в Ленинском районе.
— Мне кажется, если таких дома держать, ещё хуже будет, — добавляет женщина.
Сейчас мнения о том, как содержались пациенты в пансионате, разнятся. Источник 74.RU, присутствовавший на проверке, рассказал, что во время их визита старики находились в состоянии, вызвавшем большое беспокойство: некоторые из пациентов находились под действием психотропных препаратов, лежачие больные находились в бессознательном состоянии, у многих из них наблюдалось серьёзное обезвоживание. Некоторые ходячие пациенты в буквальном смысле бились головой о стену, им явно требовалась специализированная психиатрическая помощь. У многих пациентов на теле коросты, укусы клопов, вши. При этом медицинских работников в учреждении не было, у сотрудников не было даже санитарных книжек. А смена персонала составляла четыре человека — по два на этаж. Статистика смертности в интернате зашкаливала.
Некоторые пациенты рассказывали проверяющим, что в дом престарелых без их согласия отдали родственники, а потом сотрудники удерживали там против воли. Есть также данные, что нескольких пациентов в пансионат привезли люди, представлявшиеся соцработниками, и теперь в квартирах этих стариков проживают неизвестные люди. Все эти факты теперь предстоит проверить Следственному комитету.
В этой истории очень много вопросов и тёмных пятен, правоохранительным органам предстоит большая работа. Помимо прочего будет изучаться и работа Министерства социальных отношений области, в компетенцию которого входит контроль домов престарелых.
Источник 74.RU в медицинских кругах, который по роду деятельности сталкивался с пансионатом «Золотая осень», также называет его филиалом ада.
— Эту богадельню давно стоило закрыть, там памперсы у пациентов весили больше, чем они сами, — признался наш собеседник.
Впрочем, он не исключает, что здание, в котором находится пансионат, кому-то приглянулось, поэтому вчера и устроили эту показательную эвакуацию.
14 ноября из частного дома престарелых «Золотая осень» после внеплановой проверки экстренно эвакуировали 54 пациента, всех их перевезли в больницы. Сотрудники Минсоцотношений Челябинской области и прокуратуры побывали в учреждении по жалобе о нарушении прав постояльцев. После этого Следственный комитет возбудил уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (часть 1 статьи 238 УК).
Знаете подробности работы этого пансионата для пожилых людей? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, «ВКонтакте», «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.