Деньги у Юлии Дмитриенко сняли с карты «Альфа-банк», привязанной к сервису «Яндекс.Такси». Женщина уверяет, что никуда не ездила. Более того, находилась в это время дома в Челябинске, а за поездку рассчитались в Московской области. Подробности новой схемы мошенничества — в нашем материале.
— Я клиент и держатель карты «Альфа-банка», — рассказала 74.RU Юлия. — Карта давно «привязана» в приложении «Яндекс.Такси» для удобства оплаты. И вот 20 января около девяти вечера сижу вечером дома, мне звонят из банка и спрашивают: действительно ли я собираюсь расплачиваться картой в такси на сумму почти в пять тысяч рублей. Я говорю, что нахожусь дома, такси не вызывала, ехать никуда не собираюсь. Сотрудник «Альфа-банка» предложил сразу же заблокировать карту, я согласилась, но деньги уже успели списаться.
На следующий день Юлия написала заявление в полицию, а также обратилась в банк о перевыпуске карты и связалась со службой поддержки «Яндекс.Такси».
— Я потребовала разобраться с проблемой и вернуть мои деньги обратно. В такси провели служебную проверку и выяснили, что был сделан заказ с постороннего незнакомого мне номера телефона в селе Молоди в Чеховском районе Московской области. За эту поездку пытались расплатиться моей картой. Я просто в шоке, потому что никакого отношения не имею ни к номеру телефона, ни к адресу, на который был сделан вызов. Данные своей карты я никому не сообщала, даже членам семьи. Получается, что произошла утечка информации с такси, — считает Юлия.
На запрос 74.RU в «Яндекс.Такси» сообщили, что никаких утечек с их стороны не было.
— Каким образом данные карты попали к злоумышленникам, могут выяснить только правоохранительные органы. Сейчас все списанные средства возвращены на карту ее владельца. Мы рекомендовали пользователю перевыпустить карту и обратиться в полицию, — сообщил представитель компании Алексей Бирюков.
В полиции заявление Юлии Дмитриенко зарегистрировали и приняли в работу. В «Альфа-банке» пообещали подготовить комментарий позднее.
Мы спросили юриста, как такая ситуация могла произойти и можно ли себя обезопасить.
— Мифическое получение доступа к карте невозможно, исходя из практики, люди, которые попадают в такие ситуации, в девяноста пяти процентах случаев не следят за своими картами, регистрируются на каких-либо ресурсах, — прокомментировал юрист Николай Попов. — Схема такая: человек совершает покупку в интернет-магазине, вводит данные карты, включая трехзначный код безопасности с оборотной стороны, и все. У мошенников, по сути дела, в руках полный доступ к вашей платежной системе. Вот он слив информации. Проходит время, и человек просто забывает об этом и потом даже не вспомнит, где он свои данные карты отдал.
Если вы столкнулись с мошенниками, Николай Попов советует обратиться в полицию, но не гарантирует успех.
— Зачастую найти таких преступников оказывается затруднительно, — добавляет юрист. — Самое верное — быть очень внимательным и бдительным, не озвучивать свои данные по телефону и оставлять их только на проверенных ресурсах. Я всегда советую своим клиентам держать на карте ту денежную сумму, с которой потенциально готовы расстаться. Лучше карту использовать как кошелек, но не как копилку.
Читайте и никогда так не делайте
Вот несколько поучительных историй, как мошенники разводят людей.
У челябинцев с банковских счетов списали десятки тысяч через сервисы «Яндекса» и интернет-магазин Wildberries.
Другую женщину напугали «взломом» AliExpress. В итоге она перевела аферистам 270 тысяч рублей.
На обман ведутся не только простые горожане. Мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.
А вот ситуация, где мошенник под видом банковского работника уговорил жертву снять деньги со счета и положить их на «номерные ячейки для сохранности и закрытия кредита». В итоге женщина прямо в отделении перевела аферистам более 400 тысяч рублей на продиктованные ей телефонные номера.