Авария, в которой водитель и пассажирка BlaBlaCar получили серьезные травмы, произошла еще два года назад на трассе Южноуральск — Магнитогорск. За рулем въехавшей в них машины была помощница судьи из Нагайбакского района Ирина Толмачёва. Дело в отношении нее поступило в Пластовский суд еще в феврале прошлого года, но до сих пор по нему не могут вынести приговор. Заседания не раз откладывались из-за неявки обвиняемой. А теперь она может избежать наказания, так как срок давности привлечения ее к уголовной ответственности истек. Подробности — в материале 74.RU.
«Выскочила из-за фуры прямо в лоб»
Полвосьмого утра 29 апреля 2019 года в районе деревни Борисовка под Пластом столкнулись KIA Rio и Peugeot Traveller. Согласно материалам ГИБДД, женщина за рулем «Киа» допустила занос и выехала на полосу встречного движения. После лобового удара с «Пежо» обе машины оказались в кювете. С места аварии в больницу увезли нескольких пострадавших, в том числе водителя легковушки, а также водителя и пассажирку минивэна. Последние получили травмы, которые впоследствии эксперты оценили как тяжкий вред здоровью.
Вот как эту аварию в одном из пабликов в соцсетях описывала очевидец:
— Девушка (она сейчас в реанимации) за рулем KIA выскочила навстречу из-за фуры прямо в лобовое минивэну, водитель пытался уйти вправо, не успел. Скорость у «Рио» после аварии зафиксирована на 70 километрах в час. Минивэн шел 60 километров в час.
«У водителя минивэна таз раздроблен. У одного пассажира перелом ноги, у другого — сотрясение головного мозга»
В тот день Александр Берлизов на своем Peugeot Traveller забрал пятерых пассажиров из аэропорта Челябинска и вез их в Магнитогорск. Несмотря на конец апреля, выпал снег, и водители на дороге не спешили. В таких условиях, как заключила автотехническая экспертиза, Ирина Толмачёва за рулем KIA Rio грубо нарушила Правила дорожного движения, выехав на полосу встречного движения, что спровоцировало аварию с двумя пострадавшими. Впрочем, сама автомобилистка с этими выводами не согласна.
— Тяжкий вред здоровью в результате ДТП причинен двум лицам — мужчине и женщине. Как на стадии следствия, так и в судебном заседании Толмачёва свою вину не признала, — рассказал 74.RU гособвинитель Константин Кураев. — По делу каждый из потерпевших заявил гражданские иски на 620 тысяч рублей.
«Нет оснований не верить подсудимой»
В Пластовский райсуд материалы по части 1 статьи 264 УК (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевших) в отношении Ирины Толмачёвой поступили 19 февраля 2020 года. Первое заседание назначили на 31 марта 2020-го, но его отложили на три месяца.
Следующие 12 заседаний также переносили, шесть из них — из-за неявки подсудимой по болезни. Очередное заседание должно было пройти 9 апреля, но и его отложили, так как Толмачёва опять заболела. Тем временем судья, в производстве которой находится это дело, ушла в отпуск, и процесс поставили на паузу аж до 8 июня.
А 29 апреля истек срок давности привлечения подсудимой к ответственности за это ДТП, и значит, есть все основания для прекращения уголовного дела, правда, по нереабилитирующим основаниям.
Пострадавшие в этой аварии утверждают, что написали на имя председателя Пластовского суда жалобу с требованием оценить правомерность действий судьи, рассматривающей это уголовное дело. Помощник председателя Пластовского райсуда Мария Маслова уточнила, что такой жалобы им пока не поступало. В отпуск судья ушла согласно установленному ранее графику.
«Переносы заседаний были на основании официального документа — медицинской справки»
— У нас оснований не доверять документу, который предоставлен из медучреждения, не было. В том числе информация проверялась, находится ли [подсудимая] на больничном, по месту ее работы. Мы это всё выясняли — она находилась на больничном, — подчеркнула Мария Маслова. — Принудительный привод можно оформить для лица, которое дважды не явилось в судебное заседание по неуважительной причине. А справка о том, что лицо находится на стационарном лечении, — это для нас основание не применять в отношении нее принудительный привод, как и не изменять ей меру пресечения.
«Обвинили в вымогательстве вместо мировой»
Александру Берлизову в ДТП раздробило таз с левой стороны. В больнице он провел больше месяца, после выписки еще семь месяцев проходил на костылях, затем — с тростью, от которой смог отказаться лишь недавно. От травмы мужчина не оправился до сих пор — ему требуется дорогостоящая операция по замене тазобедренного сустава. Машина Александра после аварии не подлежит восстановлению.
— Никто мне ничего не будет оплачивать. Как содержать семью? На что мне делать операцию? — задается вопросами Александр. — Я надеялся хотя бы страховку получить, но не выйдет. Страховая компания обвиняемой не может мне ничего выплатить, пока не будет постановления суда, кто виноват в ДТП. Плюс ко всему у меня на нервной почве развился сахарный диабет.
Александр рассказывает, что во время расследования Толмачёва попыталась связаться с ним через следователя якобы для решения всех вопросов в досудебном порядке.
— Следователь дала мне номер Толмачёвой. Я приехал домой, набрал ее. Мы без грубостей с ней пообщались. Я узнал у нее про ее состояние здоровья, она про мое не спрашивала и вообще им не интересовалась. Единственный ее вопрос: «Сколько ты хочешь за всё?» Я в ответ предложил садиться за стол и вместе решать, чтобы всех всё устраивало, — вспоминает пострадавший в ДТП водитель. — А после этого мне позвонил следователь и говорит: «А вы зачем звоните Толмачёвой и угрожаете, вымогаете деньги?» Она, видимо, записывала разговор на диктофон и хотела привлечь меня к ответственности за вымогательство. После этого мы с Толмачёвой встречались только на заседаниях в суде.
«С началом процесса подсудимая сразу же заявила, что я ей угрожал и вымогал деньги и что они с мужем сейчас боятся даже детей на улицу отпускать»
«Сделали уже третью операцию»
Ольга Ларионова в минивэне Александра возвращалась домой из отпуска, которым она решила отметить выход на пенсию. После небольшого отдыха женщина планировала устроиться на подработку, но вместо этого уже два года вынуждена ездить по больницам.
— У меня левое бедро в аварии травмировано со смещением и осколками. Недавно мне сделали уже третью операцию. Полгода я ходила на костылях. Я не могу устроиться на работу. Кто меня такую куда возьмет? А она, [Толмачёва], и страховку получила после ДТП, и работает эти два года, — говорит Ольга. — Следствие длилось год. Так как обвиняемая была такая больная и обездвиженная, к ней следователь сама ездила в Фершампенуаз. Делали две автодорожные экспертизы, они показали, что виновата Толмачёва: она достала нас на нашей обочине. Мы ехали в Магнитогорск, а она со стороны Магнитогорска ехала в Южноуральск и столкнула нас с трассы — мы в кювет улетели. В суд дело передалось и затягивается. Мы уже целый год судимся. И когда это всё закончится, неизвестно. Сама Толмачёва с нами не связывалась, никаких извинений не приносила.
«Мы бы не подавали эти иски, если бы какие-то действия со стороны обвиняемой были. Но она ничего не признаёт и нас считает какими-то вымогателями»
По словам Ольги, на первом заседании защита Толмачёвой потребовала вызова в суд всех свидетелей по уголовному делу.
— Свидетелей, кто был в нашей машине, мы долго собирали, наверное, пять или шесть заседаний, — продолжает Ольга. — Потом мы собирали даже тех свидетелей, которые с эвакуатором машины поднимали. Ждали их долго-долго. Затем она долго ждала своего сожителя как свидетеля, хотя в момент аварии его там не было. Она судью убеждала, что они со свидетелем не живут и повестка ему не доходит.
Затягивание процесса пострадавшие связывают с тем, что обвиняемая сама работает в судебной системе Челябинской области.
— Она как помощница судьи все законы знает и сама затягивает процесс. Она не признаёт вину, хотя две автодорожные экспертизы говорят об этом. Она не хочет терять свою работу. И мне кажется, судья на ее стороне, потому что я с судьей разговаривала по телефону, она говорила мне: «Вы понимаете, у нее же случайно вышло это ДТП, у нее же малолетние дети», — возмущается Ольга. — Наши адвокаты пытались обеспечить явку подсудимой или заявить отвод [судье] из-за бесконечных переносов заседаний из-за больничных [Толмачёвой]. Судья сказала: «Ну а что я сделаю? Она мне предоставила больничный. Человек болеет, как может. У каждого организмы разные».
«В суде не работает»
Ирина Толмачёва на официальном сайте судебного участка № 1 Нагайбакского района числится помощником мирового судьи. Мы попытались связаться с ней по указанному там рабочему телефону. На звонок ответила секретарь судебного участка и сказала, что Толмачёвой нет на месте. После уточнения, что c ней пытается связаться журналист 74.RU, сотрудница суда отрезала: сказать, когда та появится, она не может. Дальнейший диалог выглядел так:
— Она работает или на больничном? — попытался уточнить журналист у секретаря судьи.
— Нет, не работает. Ее нет.
— То есть она вообще не работает у вас больше?
— Мы не предоставляем такую информацию. Вы можете зайти на наш официальный сайт и увидеть [ее].
— На вашем официальном сайте, который прямо сейчас открыт у меня перед глазами, указано, что помощником мирового судьи является Толмачёва Ирина Александровна…
— Это старая информация, она обновлена (впрочем, на сайте эти новые данные отсутствуют. — Прим. ред.), помощник другой у нас. Она у нас не работает.
Адвокат Толмачёвой на звонок 74.RU сказала, что ответит нам после согласования позиции со своей подзащитной. К моменту выхода этой публикации получить какой-либо комментарий по ДТП от подсудимой или ее защитника не удалось.
А что будет с исками потерпевших?
Если суд прекратит уголовное дело Толмачёвой за истечением срока давности, взыскивать с нее ущерб потерпевшим придется в гражданском порядке. Для этого им необходимо будет заново подавать иски о возмещении причиненного вреда и доказывать ее вину.
— Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает для судьи возможность оставить эти иски без рассмотрения и предложить сторонам снова обратиться в суд, но уже в гражданском порядке. Либо в теории судья сама может передать эти иски на рассмотрение в гражданском порядке, но обычно их просто оставляют без рассмотрения в рамках уголовного процесса, — комментирует ситуацию автоюрист Лев Воропаев. — Очень редко в рамках вынесения решения о прекращении уголовного дела рассматриваются и гражданские иски. Но уголовные судьи не очень любят их рассматривать, потому что такие иски требуют много времени для их разрешения. Им в этой ситуации проще передать их другому судье для рассмотрения в гражданском порядке. В гражданском деле судья связан сроками. Ему необходимо будет установить причинителя вреда здоровью и взыскать сумму ущерба либо непосредственно с причинителя, либо со страховой компании.
«По сути, потерпевшие в этом случае ничего не теряют, кроме того, что виновница ДТП не будет наказана в рамках уголовного дела»
— В гражданском процессе надо будет доказать, что она виновница ДТП. Но обычно, даже прекращая уголовное дело по истечении срока давности, в приговоре судья указывает, что установил вину подсудимого, но дело подлежит прекращению. Этого вполне достаточно, чтобы обратиться с гражданским иском о компенсации причиненного ущерба, — заключил юрист.