Криминал Кризис-2024 проблема Push, СМС — и деньги исчезли: у преподавателя колледжа увели 190 тысяч с накопительного счета в банке

Push, СМС — и деньги исчезли: у преподавателя колледжа увели 190 тысяч с накопительного счета в банке

Разбираемся, как потеряла крупную сумму жительница Златоуста и можно ли вернуть украденное

Жительница Златоуста лишилась 190 тысяч рублей после блокировки банковской карты
Источник:

У преподавателя колледжа из Златоуста списали 190 тысяч рублей с накопительного счета в банке. Женщина уверяет, что никаких операций она не совершала и пароль никому не сообщала. В кредитном учреждении, по ее словам, отказали в возвращении исчезнувших средств и напомнили про фишинговые схемы. Разбираемся вместе с экспертами, что делать, если с банковского счета или карты пропали деньги, можно ли вернуть украденное и как в дальнейшем обезопасить себя от подобных неприятностей.

Возврат за отмененную поездку в Египет

В конце января жительница Златоуста Елена получила возврат от турфирмы за отмененную поездку в Египет. Деньги решила не снимать, а перевести на накопительный счет в том же банке.

Вечером 30 января на телефон ей поступило СМС с кодом, хотя в личный кабинет банка она не входила. Тут же пришло странное сообщение: «Уважаемый клиент, устройство Xiaomi подключено к Push-уведомлениям». При этом Елена пользуется айфоном. Следом еще одно — «В целях безопасности ваших средств операции по карте/счету в ВТБ Онлайн ограничены».

— Для снятия ограничений предлагалось звонить в банк. Я успокоилась: раз заблокировано — ничего не пропадет, на горячую линию звонить не стала. Решила на следующий день, после работы поехать в офис банка и тогда уже снять ограничения. Но на следующий день в 15:50 от банка приходит уведомление о снятии 190 тысяч рублей и 950 рублей комиссии за перевод на «Киви Кошелек», — поделилась своей историей Елена. — Вот тут я по-настоящему испугалась. Разве можно сразу с накопительного счета напрямую снять деньги? Обычно сначала нужно перевести деньги на карту.

Женщина тут же пошла в банк, заблокировала всё — и карты, и счета. И написала заявление о том, что совершен несанкционированный вход в ВТБ-онлайн, а деньги списаны без ее ведома. По словам Елены, сведений о СМС-кодах и номере карты, а также других данных личного кабинета она никому не передавала.

В банке заявление клиентки приняли и обещали рассмотреть до 7 февраля.

«Фактически деньги у меня списали уже после блокировки»

— Я когда в офисе банке об этом рассказывала, они там за голову хватались. Причем деньги списывались уже без каких-либо СМС, мне ничего не приходило, — продолжила Елена. — Я позвонила в банк и спросила, почему, несмотря на блокировку, деньги все-таки списались. Мне ответили: так снята блокировка. Кто ее снимал? Мошенники?

При этом в пятницу, 3 февраля, Елене позвонили из банка и сообщили, что у нее оформлен автоплатеж с переводом средств через каждые 7 дней.

— Какой еще автоплатеж? Из заблокированного кабинета? Оператор горячей линии ничего пояснить не смогла, лишь твердила, что информацией не владеет. Но мои негодования записала, — рассказала Елена. — Я в тот же день поехала в банк и закрыла автоплатеж, который я не открывала. Странно, что при обращении лично в офис сразу после снятия средств со счета мне про этот автоплатеж не сказали ни слова! И даже в закрытом кабинете, с закрытием всех карт 31 января этот автоплатеж был активен. Это как?

Также жительница Златоуста обратилась к своему сотовому оператору, чтобы взять детализацию звонков и СМС за 31 января — день, когда списали деньги. И в разговоре с менеджером услышала, что подобных обращений (детализация звонков и СМС для полиции) поступает очень много.

Что сказали в МВД

Также пострадавшая подала заявление в полицию. Там предложили отдать телефон на экспертизу.

В ГУ МВД по Челябинской области подтвердили, что обращение зарегистрировано в отделе полиции «Горный» ОМВД по Златоусту.

— Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту тайного хищения денежных средств по части 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ (кража в крупном размере). Организован ряд первоначальных проверочных мероприятий, которые позволят установить объективную картину произошедшего, — прокомментировали в пресс-службе регионального полицейского главка.

По части 3 статьи 158 УК РФ (тайное хищение средств с банковского счета или электронных денежных средств) предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч, либо принудительных работ на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

Как ситуацию объяснили в банке

Банк провел проверку обращения клиентки и в ближайшее время предоставит по нему подробный ответ — лично ей, сообщили 74.RU в пресс-службе ВТБ.

— К сожалению, клиенты продолжают сталкиваться с фишинговыми схемами, когда злоумышленники получили доступ в онлайн-банк, например, настроив переадресацию СМС. Если операции подтверждаются проверочным кодом, то со стороны банка они считаются проведенными законно, без возможности возврата утраченных средств, — прокомментировали в пресс-службе ВТБ. — Стать жертвой мошенников можно, только передав им свои персональные данные, сообщив третьим лицам номер паспорта или телефона, установив на свой смартфон вредоносное ПО или перейдя по непроверенным ссылкам в интернете. В подобных случаях рекомендуем незамедлительно сообщать об этом в банк для блокировки доступа к личному кабинету банка и обращаться в правоохранительные органы.

Возможно, клиентка из Златоуста попала в такую ситуацию, предположили представители банка.

Фишинг (от fishing — рыбная ловля, выуживание) — интернет-мошенничество с целью получить идентификационные данные пользователей, то есть пароли, номера кредитных карт, банковских счетов и так далее. Клиент получает сообщение или письмо якобы от банка с предложением пройти по ссылке, переходит — и мошенники получают необходимую им информацию.

— Для исключения таких случаев мы рекомендуем всем пользователям установить и активно использовать на смартфоне/планшете антивирусное ПО. Это поможет уменьшить вероятность попадания вредоносных программ, предназначенных для перехвата приходящих от банка СМС-сообщений, компрометации персональных данных и карточных авторизационных данных, — добавили в пресс-службе кредитного учреждения. — ВТБ постоянно развивает инструменты борьбы с мошенниками, оперативно выявляя новые схемы, применяемые злоумышленниками. В частности, в ВТБ Онлайн существует раздел «Безопасность» с блокировкой любых карт и доступа к учетной записи при подозрении на мошенничество, также в нем можно изучить актуальные сценарии мошенничества и важность настроек безопасности.

В канун выхода статьи Елена сообщила, что в банке отказали в возврате списанной с ее счета суммы. Об этом ей сообщили на горячей линии ВТБ (личный кабинет у клиентки сейчас заблокирован. — Прим. ред.).

Источник:

Что дальше

Если владелец банковской карты соблюдал правила ее использования, например, не хранил ПИН-код вместе с картой, не писал код на самой карте, не позволял никому делать ксерокопии или фотографировать карту, не сообщал посторонним лицам ее данные, то есть шанс вернуть похищенные деньги, отметили юристы.

— Если банк не докажет, что гражданин совершал действия на перевод денег, то банк будет обязан возместить весь ущерб клиента. Но если в ходе проверки будет установлено, что телефон был заражен не по вине банка, то потребитель будет вынужден дожидаться от полиции защиты через розыск преступника и взыскания с него похищенных денег, — объяснил адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.

За 11 месяцев 2022 года на мобильные устройства пользователей в Челябинской области совершено почти 340 тысяч атак, подсчитали в «Лаборатории Касперского». Заблокировано более 1,1 миллиона попыток переходов на фишинговые страницы.

Что касается моментального перевода средств с накопительного счета, то такое, как выяснилось, действительно возможно.

— Сразу с накопительного счета на сторонний перевести деньги можно, если режим счета предусматривает возможность частичного изъятия средств, — пояснили в пресс-службе Ассоциации развития финансовой грамотности.

В последнее время мы чаще писали о каких-то изощренных схемах интернет- и телефонных мошенников. Между тем даже простой почтовый спам и фишинг остаются действенными методами взлома чужих аккаунтов, кражи данных и денег.

Откуда мошенники берут личную информацию о нас, ранее объяснял эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.

Мы разбирали три схемы, с помощью которых мошенники выводят деньги с карт.

Также почитайте историю детского тренера из Златоуста Павла Атажанова, он почти два года судится с банком, пытаясь доказать, что не оформлял кредит на 855 тысяч через онлайн-приложение. А пенсионерка потеряла 330 тысяч, оформляя «социальную помощь» на сайте-клоне банка.

В МВД подготовили инструкции с описанием основных признаков мошенничества. А вот советы от сотрудника угрозыска.

Столкнулись с необычным мошенничеством в интернете, телефонными аферистами? Присылайте сообщения, скриншоты переписки и записи разговора.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
203
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления