51-летний Владимир Ческидов признал вину в похищении девушки и убийстве еще одной жительницы Челябинска, но отрицает надругательства над пленницей. А вот его мать Валентина Ческидова защищать сына готова до последнего. После судебного заседания по мере пресечения стало понятно: претензии у нее есть только к Екатерине, которую, по версии следствия, 14 лет удерживали в доме в поселке Смолино и насиловали. «Она пристроилась к моему сыну! Жила как королева», — так говорит о пленнице Валентина. Мы спросили экспертов, нормально ли такое поведение матери.
— Материнский инстинкт — один из самых сильных инстинктов. Это ее сын, верно? Любая мать, будь сын хоть самый отпетый уголовник, убийца, будет его защищать. Это мать, и это инстинкт, — объяснила доктор медицинских наук, психиатр Ирина Мороз. — Осуждать мы ее не имеем права, это мать. Что уж она видела, не нам судить. Следственные действия будут идти, и, я думаю, [следователи] во всем разберутся.
С этим мнением согласны не все. Врач-психотерапевт Андрей Власов объясняет: в случае, когда сыну 37 лет (столько Ческидову было в 2009-м, когда, по версии следствия, он посадил 19-летнюю девушку под замок) или 51 год (столько обвиняемому сейчас), речи о материнском инстинкте все-таки быть не может.
— Материнский инстинкт проявляется при рождении ребенка или если ему что-то угрожает, — уточнил Андрей Власов.
Отрицание вины сына у Валентины Ческидовой (как и любой другой матери) может оказаться одним из симптомов.
— Это может быть и признаком психического расстройства по типу деменции. Это могут быть патологические отношения, которые свидетельствуют о наличии психического расстройства. Но без какой-то диагностики это невозможно заключить, — подчеркнул Андрей Власов. — Бывают патологические отношения между сыновьями и матерями, на сленге это называют «роман с сыном», «роман с ребенком». У мамы неразделенные психологические границы, она не разделяет себя с ребенком и, соответственно, не считает его действия преступными или болезненными.
Такое отсутствие границ может мешать матери замечать очевидное.
— Очень часто такое бывает, когда ребенок страдает психическим заболеванием, а родители не замечают этого, потому что с ним живут. Они говорят: «Мы к нему привыкли. Он просто такой». При диагностике, конечно, специалист видит, что у ребенка психическое расстройство, а родители оказались слиты с ним психологическими границами и не могут этого увидеть, — объяснил врач-психотерапевт. — Нужно маму продиагностировать, посмотреть, что с ней происходит. Вдруг она нуждается в помощи.
Ранее мы выяснили все подробности о Владимире Ческидове и его пленнице: во что маньяк играл с жертвой, почему она за 14 лет не забеременела и были ли в ее комнате решетки на окнах. Ответы на эти вопросы ищите здесь.
Что обвиняемые заявили в суде — читайте в онлайн-репортаже.
Все материалы по этой теме — в специальном разделе 74.RU.