В Челябинске 75-летнего пенсионера, которого в июле приговорили к шести годам колонии строгого режима за надругательство над 10-летней девочкой, спустя месяц выпустили на свободу. Мужчина вернулся в посёлок, где находится дом его жертвы, и сейчас живёт в паре сотен метров от неё. Мама потерпевшей школьницы забила тревогу, но закон оказался не на её стороне. Почему так вышло — разбирался 74.RU.
Преступление старик совершил летом прошлого года недалеко от дома, в котором он живёт. Как доказано в суде, пенсионер присел на скамейку рядом с 10-летней девочкой, начал трогать школьницу, гладить её ногу и залез ей под юбку. А затем увёл ребёнка в безлюдный овраг, где продолжил приставания к девочке и поцеловал её.
В суде мужчина вину не признавал и утверждал, что соседи его оговорили, поскольку козы пенсионера, которых он пас в овраге, мешали жителям, заходили на детскую площадку, съедали посадки в огородах и цветы на клумбах. Но психолого-психиатрические экспертизы заключили, что потерпевшая девочка не склонна к фантазиям. Специалисты пришли к выводу, что факт сексуального насилия в отношении ребёнка был.
5 июля суд Советского района признал престарелого челябинца виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении ребёнка младше 14 лет (пункт «б» части 4 статьи 132 УК). Санкция этой статьи предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы. Но с учётом состояния здоровья и возраста пенсионера суд назначил ему наказание ниже низшего предела — шесть лет колонии строгого режима, а после выхода оттуда ещё год ограничения свободы.
Выйти на свободу он должен был в 2025 году. Но на днях семья потерпевшей столкнулась с осуждённым пенсионером лицом к лицу недалеко от своего дома. Оказалось, что месяц назад суд освободил его из колонии.
— Дочь была в шоке, когда его увидела. Она полночи проревела, пришлось давать успокоительное. Сегодня не выходит на улицу, не пошла в школу, лежит пластом. Мы год отходили к психологам! Она после случившегося перестала спать, полностью замкнулась в себе, у неё нехорошие мысли появились, — возмущается мать пострадавшей девочки. — И вот он вернулся в наш посёлок, в свой дом, к своим козам. От нас это 200–300 метров. Он продолжает жить своей жизнью и никакого наказания не понёс. Во время следствия и суда он находился под домашним арестом. А сейчас спокойно передвигается по посёлку, проходит рядом с нашим домом, когда выгуливает коз. Говорить о том, что ему 75 лет… Ну вы бы его видели! Бодренький дяденька, который живёт нормальной половой жизнью с женщиной в другом посёлке. Я не знаю, что делать и куда бежать! У нас в посёлке проживают дети. Он знает теперь, что может избежать наказания. Его не наказали ни временем, ни рублём, ни применением мер какого-либо [медицинского] воздействия. Человек уже прошёл судебную систему, понял, в каких моментах надо быть осторожнее.
Женщина опасается, что у осуждённого соседа может случиться рецидив, и недоумевает, почему он свободно разгуливает по улицам.
— Он был осужден по 132-й статье. Но где гарантия, что он не доделает своё дело, и это не будет уже 131-я статья («Изнасилование». — Прим. ред.)? — говорит мама потерпевшей. — И второй момент: сейчас такие же больные люди решат, что так легко можно избежать [наказания]. Это реально вызов к действию, что наказания в любом случае не будет. Из минимальных 12 лет получить 6 и тут же выйти на свободу! Он весь суд спокойно приезжал — не было никаких наручников, никакого конвоя. Он выходил из машины адвоката. Абсолютно спокойно человек жил своей обычной жизнью. Мне всё равно, сколько ему лет. Меня это вообще интересовать не должно! Меня сейчас волнует безопасность моего ребёнка. Почему в настоящее время этот человек гуляет тут? Он прописан в другом районе. Пусть хотя бы он там находился бы — мне было бы спокойней.
Ходатайство пенсионера рассматривали в Металлургическом райсуде Челябинска — по месту расположения лечебно-профилактического учреждения ГУФСИН, в котором он находился с июля. В пресс-службе суда 74.RU сообщили, что мужчину незамедлительно освободили по состоянию здоровья. Это решение не обжаловалось.
— При рассмотрении ходатайства прокурор не возражал против его удовлетворения, поскольку осуждённый подлежал освобождению в связи с наличием тяжёлого заболевания, в соответствии с перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, — прокомментировали в прокуратуре Челябинской области.
В пресс-службе регионального ГУФСИН подчеркнули, что осуждённого уже поставили на контроль в одном из филиалов уголовно-исполнительной инспекции.
— По приговору суда осуждённому назначено ограничение свободы сроком на год. Согласно части 1 статьи 53 Уголовного кодекса, суд возложил на осуждённого обязанность являться от одного до четырёх раз в месяц для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждённым наказания в виде ограничения свободы, — уточнили в областном управлении Федеральной службы исполнения наказаний.
Из-за какого заболевания пенсионера выпустили на свободу, в суде, прокуратуре и ГУФСИН не уточнили, сославшись на врачебную тайну.
Как выяснил 74.RU из собственных источников, у мужчины диагностировали онкологическое заболевание. Тяжёлое состояние здоровья пенсионера вызывало опасение у тюремных врачей, которые давали ему крайне неблагоприятные прогнозы. Заболевание входит в приведённый в постановлении Правительства России № 54 перечень, согласно которому осуждённые освобождаются от отбывания наказания в местах лишения свободы.
Ближайший год мужчина будет находиться на контроле ГУФСИН, а после наблюдение за ним передадут участковому уполномоченному полиции.
Мама потерпевшей девочки всеми способами пытается оградить от него дочь. Сегодня она направила обращения в приёмную президента России, губернатору, уполномоченному по правам ребёнка, в ГУФСИН, прокуратуру и суд.
Обновлено 12 сентября в 10:00. После выхода этой публикации с 74.RU связался адвокат осуждённого Анатолий Кулаков и изложил свою версию ситуации. Он утверждает, что мать потерпевшей девочки в своих словах преувеличивает. Мы цитируем защитника дословно:
— Не всё так просто. Дедушка полгода, с июля 2018 года, пробыл в СИЗО, и в конце декабря после обнаружения у него заболевания его перевели под домашний арест — он полгода не мог выходить из своей квартиры, кроме походов в больницу. Потом он месяц был в колонии, у него очень сильно ухудшилось здоровье. В посёлке он живёт исключительно на своём участке и никуда не выходит вообще. Про [психологическую] травму девочки — это только слова матери, потому что нам так никто ни разу и не дал с девочкой ни очную ставку провести, ни в суд её вызывать. Мы допрашивали в суде психолога, и этот он путался в своих показаниях. Дедушка действительно всё отрицает, и мы настаиваем на том, что ничего не было и это является оговором, потому что мать потерпевшей юридически грамотная. Он им был неудобен. Он действительно пас коз в карьере, а жильцам необходимо было выход в этот карьер перегородить. И только из-за него этот выход в карьер не закрывался.
Приговор Советского райсуда адвокатом и осуждённым не обжаловался. Анатолий Кулаков объяснил это тем, что подзащитному необходимо было как можно скорее выйти по состоянию здоровья.
— Он нуждается в постоянном оперативном лечении. И каждое судебное заседание для него — это очень большие эмоциональные страдания, потому что человек практически не видит и не слышит. Фактически суд все доводы [защиты] отвергает и не проверяет. Ни одна экспертиза по делу не показала, что было какое-то посягательство (по словам матери потерпевшей девочки и гособвинителя, это не так. — Прим. ред.). Психиатрическая экспертиза моего подзащитного показала, что он не имеет никаких склонностей и патологий, — заявляет адвокат. — Освобождён он был совершенно справедливо. Естественно, он очень сильно переживает и никаких противоправных действий не собирается делать. Вообще он исключительно положительный, ветеран труда и ни разу ни к чему не привлекался. Весь посёлок его положительно характеризовал. Он в этом посёлке живёт больше 50 лет и никогда нареканий не вызывал.
Весной этого года резонанс на федеральном уровне вызвала история с другим пенсионером. 71-летний рецидивист Леонид Семашкевич, находясь под домашним арестом по уголовному делу по части 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть), забил до смерти пришедшую его проведать соседку. Пенсионер ранее неоднократно был судим по аналогичным статьям, и когда мужчина стал фигурантом дела в очередной раз, в СИЗО его не стали отправлять из-за пожилого возраста. После происшествия Семашкевича всё-таки заключили под стражу. В мае суд по ходатайству следователя отправил его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
Столкнулись с похожей проблемой? Напишите нам об этом на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.