Заслуженная артистка России Ольга Парфентьева и аккордеон – это так гармонично и красиво, что никто не задумывается: а трудно ли? На концертах квартета «Маэстро аккордеон» всегда полон филармонический зал, но о чем в эти моменты ностальгирует Ольга Парфентьева? Этим летом она выступала на Культурной олимпиаде в Сочи, но о чем мечтала? О музыке, любви и весне мы говорили с Ольгой Парфентьевой перед концертом «Цветущий май», который состоится совсем скоро.
Только новое
– Ваш квартет сегодня работает над новой программой с красивым названием «Цветущий май». Когда мы ее услышим?
– 16 мая в концертном зале имени Прокофьева. Мы сделали эту программу год назад, но выступили с ней всего один раз. (Улыбается.) Сами музыканты получили колоссальное удовольствие и от работы над этой программой, и от концерта, а потому решили этой весной еще раз пригласить всех на «Цветущий май». Но это будет уже обновленная программа. Впервые на сцену с квартетом «Маэстро аккордеон» выйдет кларнетист Михаил Белик. Он работает в Губернаторском духовом оркестре. И мы будем играть классическим квинтетом, который часто называют в музыкальных кругах «тихоновским», потому что впервые такой квинтет создал замечательный российский аккордеонист Борис Тихонов. Аккордеон, кларнет, гитара, контрабас и барабаны – в таком составе мы будем играть во втором отделении концерта 16 мая.
– Расточительно было бы каждую новую программу играть всего один раз?
– Если учесть, что это колоссальный труд – сделать концертную программу для аккордеона, – то да. Дело в том, что не так много произведений написано для этого инструмента. Он молод, и для него не создавали шедевров классики. Поэтому все время приходится делать переложения классических произведений. Что-то мы делаем сами, но чаще всего приходится привлекать композиторов.
– Какие произведения вошли в программу «Цветущий май»?
– Название программа получила от самого знаменитого в мире фокстрота Полонского «Цветущий май» . Этот фокстрот написан был в начале ХХ века, и его знают даже те, кто далек от музыки. При первых же нотах слушатели начинают улыбаться – им очень нравится эта незабываемая мелодия. На нее с радостью откликается весь зал – все поколения слушателей. Это шедевр, который останется в веках. Переложение фокстрота для квартета «Маэстро аккордеон» мы сделали сами, и мне захотелось всю программу назвать «Цветущий май». В этом году у нас не будет сольного концерта ко Дню Победы – самому любимому празднику многих россиян, – но в эту программу мы включили произведения, посвященные замечательному празднику.
Обязательно будет звучать французский вальс «Колдунья» Джо Привата, «Парижское танго» Карло Брюно, другие вальсы, танго, фокстроты. Я подготовила новое попурри из произведений Оскара Строка – его знаменитые танго: «Лунная рапсодия», «Черные глаза», «Спи, мое бедное сердце». Это очень красивая, гармоничная музыка. Оскар Строк – тоже очень узнаваемый композитор, в нем есть яркое зерно композиторского дарования. Никогда ранее в репертуаре нашего квартета не было его произведений, поэтому челябинцы впервые услышат Оскара Строка. Будет музыка Евгения Дербенко, Анатолия Кролла – его «Танец Гаучо» из кинофильма «Зимний вечер в Гаграх» стал нашей визитной карточкой, и слушатели всегда ждут это произведение.
– Вы считаете, что непосредственно для аккордеона музыки написано мало?
– В сравнении с тем, сколько написано произведений для фортепиано и других инструментов, да. Конечно же, я играю сочинения Джо Привата, Астора Пьяццоллы, Ришара Гальяно – это мировая звезда, блестящий французский джазовый аккордеонист. Он автор многих произведений. Мой кумир. Пока не были изданы его произведения, я «снимала» их на слух с записей. Это сложно, но мне хотелось играть эти чудные произведения. И в концерты я обязательно включаю Ришара Гальяно. Да, конечно, пишут музыку для аккордеона современные композиторы, но хочется играть и Моцарта, и Бетховена, и Рахманинова…
Концерты на «Коксохиме»
– Аккордеон, наверное, особенно любим россиянами старшего поколения?
– Это так. Я давно дружу с ветеранами ВДВ Челябинска, 9 мая обязательно отправляюсь на встречу с ними и исполняю их любимые произведения.
– Сегодня у «Маэстро аккордеона» есть своя публика?
– Да, и это не только слушатели старших поколений, много студентов приходит на наши концерты. Сейчас в университетах есть факультеты дополнительного образования, где ребята занимаются в том числе и музыкой. «Маэстро аккордеон» часто выступает в университетах, и там появляются наши новые поклонники, которые приводят на концерты своих друзей. Студенткой музыкального училища я играла на самых разных площадках: в профессионально-технических училищах, на заводах, в домах культуры. Помню, как удивлялись слушатели: оказывается, аккордеон – это так красиво, так здорово. Жаль, что сегодня эта традиция ушла. Хорошая музыка понятна любой аудитории. Сегодня к нам на концерты приезжают не только из отдаленных районов города, но из Чебаркуля, Миасса, других городов области. Но я всегда понимаю, что публика выросла бы в разы, сохрани мы образовательный момент на ТВ, радио. Сегодня же люди не слышат этой музыки в эфире. Я всегда была в концертных бригадах училища и часто вспоминаю, например, наши выступления на «Коксохиме», в юридическом институте – это, действительно, было благодарное дело, уникальное.
– Трудно не стать поклонником таких замечательных музыкантов, которые сегодня объединились в квартет «Маэстро аккордеон».
– Со мной, действительно, работают прекрасные музыканты. В музыкальном мире города они занимают первые строчки рейтингов. Это известный гитарист Константин Корчагин – гордость Челябинска. Счастье, что он пришел в мой коллектив, очень ценю его. Константин обладает удивительным даром мелодизма, этим отличаются все его импровизации. Барабанщик Николай Гурьев тоже хорошо известен в Челябинске, он работал и в «Яхонтовом ларе», и в «Уральском диксиленде», сейчас у него своя группа есть. А вот у нашего контрабасиста 16 мая будет дебют – впервые с квартетом «Маэстро аккордеон» на профессиональную сцену выйдет очень молодой музыкант Григорий Молчанов. Ранее Григорий работал в различных рок-группах. Кстати, в этом плане жизнь в Челябинске очень многообразна – в городе достаточно много интересных рок-групп с сильным исполнительским уровнем.
– Ольга Владимировна, в чем особенность вашего квартета?
– У нас нет аккомпанирующей группы, все музыканты – солисты. То есть каждый должен быть лидером. Это непросто. И я рада появлению в нашем коллективе молодого музыканта. Всегда хорошо, когда в коллективе объединяются представители разных поколений. Опыт и мастерство должны подкрепляться особой юношеской энергией, которая пробуждает желание жить и работать. Григорий Молчанов привносит именно такое настроение. Состав ансамбля сегодня меня очень радует.
Ночь, шум моря и аккордеон
– Вероятно, такой же энергией вы напитались во время недавних гастролей в олимпийском Сочи?
– Поездка, на самом деле, была очень благодатной для нас. Творческие люди не могут вариться в собственно соку, поэтому важны такие поездки. Ты попадаешь в среду очень сильных музыкантов, слышишь порой то, чего не слышал никогда. Эти новые ощущения дают толчок к дальнейшему развитию, хочется горы свернуть – честное слово. (Смеется). А в Сочи проводился марафон регионов России или Культурная олимпиада. То есть съехались лучшие российские коллективы. Мы выступали на великолепной сцене – организация концертов была просто идеальная.
– Мы в России этим не избалованы.
– Точно. Я бывала в Сочи и представляла себе небольшой курортный городок, где нет таких огромных площадей, как, к примеру, наша площадь Революции. Стало быть, не жди больших концертных площадок. Но когда я увидела эту сцену, которую привезли москвичи, звуковую аппаратуру, очень удивилась. Мы приехали ночью и сразу пошли посмотреть площадку, на которой предстояло выступать. Идем по улице, вдруг слышу духовой оркестр – такая великолепная запись студийная! Поверьте, музыканту мучительно слушать плохие записи. А тут я всем довольна! Каково же было мое удивление, когда я поняла, что это не запись! Оркестр играл на сцене, на которой нам предстояло выступать. Даже в концертных залах редко добиваются такого качества звучания. А здесь и аппаратура прекрасная, и звукорежиссеры замечательные. Все вовремя включалось, все было так, как должно быть. (Смеется.)
– А публика?
– И очень хорошо принимала публика. Представьте себе: теплый вечер на берегу моря и звук аккордеона в ночи – фантастика! Я завидовала слушателям. Как бы мне хотелось в этот момент оказаться в зале и просто послушать. (Смеется.) Это было замечательно. Но главным для нас, конечно же, было общение с музыкантами. Мы работали с «Терем-квартетом» из Санкт-Петербурга. Общение с талантливыми сильными музыкантами похоже на общение с хорошей книгой – это обогащает. Мы подружились, они нас пригласили на музыкальную ассамблею в Петербург.
– Вы играли в Сочи две программы?
– И нам предлагали сыграть третий концерт, правда, бесплатно. (Смеется.) Я всегда удивляюсь таким предложениям: ведь никто же не просит в магазине дать бесплатно вкусную булочку, если она понравилась. За все нужно платить. Я, например, не могу позволить себе несколько работ, потому что не останется времени на полноценные репетиции. И мне будет стыдно выходить на профессиональную сцену. Поэтому я работаю только в филармонии.
Лучшее из возможного
– Вы же несколько лет преподавали?
– С огромным удовольствием. У меня были очень талантливые ученики. Но, когда родился сын, не смогла вернуться в музыкальную школу. Очень, между прочим, скучаю без этой работы. Думаю, я вернусь к преподавательской деятельности. Работа с детьми – это счастье, это лучшее из возможного.
– Не всегда это можно услышать от концертирующих музыкантов.
– Я люблю учить детей. Может быть, потому, что сама очень люблю музыку, свой инструмент, учеников.
– А почему вы выбрали аккордеон?
– Это был мамин выбор. (Смеется.) А я на все была согласна, потому что была без ума от музыки. Мне кажется, я даже дышать переставала, когда звучала музыка. И не важно, на гармошке ли дедушка мой играет, или брат – на гитаре. Когда занималась в музыкальном училище, то ходила на все концерты, которые проходили в нашем зале. Однокурсники удивлялись: «Почему ты идешь на концерт, сегодня же пианисты только играют»? – «Какая разница?! – отвечала я. – Это же музыка!». Аккордеон я сразу полюбила, разве можно в него не влюбиться? Хотя, как все девочки, мечтала играть на фортепиано.
– Ваш инструмент можно сравнить с фортепиано?
– Нет, аккордеон – это маленький орган. Пока я училась, переиграла многие произведения из органного репертуара. Раз в сезон я обязательно даю концерт в «Воскресной филармонии» и там рассказываю об инструменте детям, играю классику. Вообще-то, в основе аккордеона лежит так называемый китайский органчик шэн – древний инструмент, на котором исполнялась духовная музыка. Так что, у аккордеона китайские корни. Но в этом виде, к которому мы все привыкли, аккордеон запатентовал австрийский мастер. Он придумал аккорды – нажимаешь кнопочку, а звучит готовый аккорд. Отсюда и название.
– Сначала у вас был, наверное, маленький аккордеон? Его называют «четвертушечкой».
– Нет, у меня был сразу большой инструмент. Приходилось закрывать нижние меха, чтобы легче было играть. Представьте, маленькая девочка с инструментом в 15 килограммов! Но желание учиться играть на аккордеоне было так велико, что не останавливали никакие трудности. Когда я сама начала преподавать, то просила родителей сначала покупать детям «четвертушечку» – ребенку не должно быть трудно. Он должен получать удовольствие от того, чем занимается. Правда, меня и большой инструмент не испугал.
– Сразу все стало получаться?
– В музыкальной школе я училась легко. Настоящий труд начался, когда поступила в училище, в класс Натальи Петровны Ищенко. Какое это было счастье – заниматься в ее классе! Вскоре я поняла, что это была огромная удача – Наталья Петровна открыла мне путь на профессиональную сцену.
Пока горишь
– История «Маэстро аккордеона» начиналась с дуэта, почему он распался?
– Елена Омельницкая закончила свою сценическую карьеру, не захотела больше играть. Но это вполне нормальное явление. Я вообще считаю, что нельзя идти против себя. Это же сцена, ей нельзя служить от звонка до звонка. Она требует огромной отдачи. На сцене нужно оставаться, пока горишь. Если я хочу сделать какую-то программу, то поначалу даже не задумываюсь, как я это буду делать. Все приходит на пути к цели. Елену я в свое время уговорила выйти на сцену, она не очень этого хотела. Меня даже преподаватели отговаривали: «Две женщины с аккордеонами!? Да кому вы нужны?». Но желание мое было столь велико, что мы вышли в это трудное свободное плавание. (Смеется.) Сами выстраивали гастроли, два года работали в «Уральском диксиленде». Только потом пришли в филармонию.
– Вы были участниками фестивалей?
– Да, хотя не очень их люблю. Меня радует разнообразие в музыке, я не зациклена на одном аккордеоне. А фестивали аккордеонистов несколько однообразны. Мне больше нравятся фестивали по направлениям, к примеру, джазовые, когда играют на разных инструментах. Либо фестивали современной музыки: в них участвуют разные составы – и камерные ансамбли, и вокальные, и духовики… С огромным удовольствием я слушала брасс-ансамбль, когда к нам приезжал с оркестром маэстро Георгиев. Потрясающий был концерт. Люблю оркестр Михаила Плетнева, жду с нетерпением фестиваль Дениса Мацуева.
– А не хотелось бы в качестве солистки играть с оркестром?
– Я играю с нашим духовым оркестром, мы сделали уже несколько номеров. Конечно, это очень интересно. Не однажды играла и с камерным оркестром «Классика». Думаю, еще будут совместные программы. Очень близки аккордеону духовые инструменты и орган, мы очень гармонично звучим вместе. Но самое важное для меня сегодня – это программы квартета «Маэстро аккордеон». Будущей осенью квартет вновь будет играть красивую программу «Осенний блюз», которая тоже звучала всего один раз в Челябинске. Есть у нас программы: «Брызги шампанского», «Французский визит», «Головокружительный аккордеон», «Мне нравится этот ритм». И все они постоянно обновляются, а потому всегда неожиданны, новы для слушателей. Приглашаю всех на наши концерты и уверяю: ничто не заменит живой музыки! Никакие, даже самые замечательные записи!
Фото: Фотографии из архива ЧГКО