13 февраля 2013 года в Филадельфии (США) в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Игната Солженицына прозвучала музыка челябинского композитора Михаила Смирнова. Иногда такие премьеры случаются и в Челябинске. Нашему отделению Союза композиторов в мае исполнилось 30 лет. Об успехах и больших проблемах мы говорили с его председателем Татьяной Шкербиной.
Три десятка лет
– Татьяна Юрьевна, челябинское отделение в этом году отмечает свой 30-летний юбилей. Цифра говорит о том, что ваш союз еще молод?
– Челябинское отделение было открыто в мае 1983 года, до этого была Уральская организация композиторов, включающая в себя города: Екатеринбург, Челябинск и Пермь с центром в Екатеринбурге. Если говорить о возрасте нашей организации, наверное, так и есть, челябинская еще молода. Но если говорить о человеческой жизни вообще, то это достаточно большой срок, за который можно многое успеть сделать.
– Кто стоял у истоков челябинского отделения?
– Композиторы Михаил Смирнов, Евгений Гудков, музыковеды Татьяна Синецкая, Светлана Губницкая. Потом окончили консерваторию Вадим Семененко, Владимир Веккер, Юлий Гальперин. Они стояли у истоков организации. За 30 лет состав организации менялся в основном в связи с отъездом и пополнением новыми членами. Так, в Москву, а затем во Францию уехал Юлий Гальперин, в Германию – Владимир Веккер, в США – Светлана Губницкая. С композиторами, живущими за рубежом, до сих пор сохраняются творческие связи. Владимир Веккер, являясь членом Союза композиторов Германии, остается членом и нашего союза, практически ежегодно бывает в Челябинске с творческими отчетами. Два года назад мы отмечали здесь его 65-летний юбилей, состоялся авторский вечер композитора в филармоническом зале имени С. С. Прокофьева. К сожалению, ушли из жизни композиторы Михаил Смирнов и Евгений Гудков, но память о них всегда живет в наших сердцах, и их произведения мы всегда включаем в наши концертные программы. В программе юбилейных концертов прозвучат, например, фрагменты хоровой сюиты Евгения Гудкова «Времена года».
– Сколько сегодня в челябинском отделении композиторов?
– Семь композиторов и четыре музыковеда. Композиторы: Л. Долганова, А. Кривошей, Е. Поплянова, А. Кузьмин, В. Веккер, Е. Кармазин, Т. Шкербина; музыковеды: О. Ширяева, Н. Растворова, Н. Парфентьева и Т. Синецкая. В разные годы челябинским отделением руководили: Михаил Смирнов (1983-1993), Владимир Веккер (1993-1994). 17 лет наш союз возглавляла музыковед Татьяна Синецкая (1994-2011). Она считала приоритетом качественное исполнение новой музыки южноуральских авторов, ее популяризацию и сохранение, издание книг о музыкальной культуре Южного Урала, нот наших композиторов. Сама Татьяна Михайловна – летописец музыкальной культуры Южного Урала, ее первая книга была написана о челябинских композиторах, затем о Магнитогорской хоровой капелле имени С. Г. Эйдинова, в прошлом году состоялась презентация книги о Валерии Михальченко и его камерном хоре, сейчас она работает над книгой об истории камерного оркестра «Классика» и его руководителе Адике Абдурахманове.
Композиторские премьеры
– Скажите, часто ли сегодня композиторам заказывают произведения?
– Госзаказа сегодня не существует, как это было в советские времена. Сегодня профессия композитора не только уникальна, ее даже можно назвать несколько странной. Дело в том, что штатной единицы «композитор» не существует нигде. В театре по штату, например, положен заведующий музыкальной частью, поэтому все композиторы где-то работают, чаще всего преподают, а в свободное от работы время пишут музыку. Заказ можно получить в немузыкальном театре, например драматическом, юного зрителя или кукольном. Я могу привести лишь один пример – только оперы Владимира Кобекина (Екатеринбург) поставлены в музыкальных (!) театрах Москвы, Екатеринбурга, Перми.
– Прекрасно было бы иметь композитора в штате музыкального театра, который сочинял бы современные оперы, балеты...
– И с огромной радостью композитор бы это делал. Мало того, у челябинских композиторов уже есть написанные, но пока не исполненные оперы и балеты. Например, у Алана Кузьмина есть законченная опера «Алхимик» по Пауло Коэльо, но лежит не исполненная.
– Но мы знаем, что вы по заказу челябинской филармонии написали хореографическую притчу «Аркаим», а затем оперу для детей «Дюймовочка».
– Мне в этом плане повезло. Мои балет «Аркаим» и опера «Дюймовочка» сегодня в афише ЧГКО. Балет мне был заказан. А оперу, когда она была написана, я показала Алексею Николаевичу Пелымскому, и он сказал: берем. Конечно же, я очень рада такому сотрудничеству и очень благодарна генеральному директору филармонии, который всегда способствует исполнению музыки наших композиторов. Солисты и коллективы ЧГКО постоянно включают в репертуар произведения наших челябинских композиторов.
– Что делает сам союз для продвижения творчества композиторов?
– Стремится познакомить слушателя с этими произведениями в различных концертных программах. К примеру, в 2008 году состоялся вечер симфонических премьер – одно отделение было отдано симфонии «Ангело-почта» Анатолия Кривошея, во втором прозвучали фрагменты оперы «Алхимик» Алана Кузьмина в исполнении симфонического оркестра оперного театра под руководством Антона Гришанина. В прошлом году мы отмечали юбилей композитора Елены Попляновой, и она представила слушателям свой балет-монооперу «Анна» по стихам Анны Ахматовой. Балетного действа, конечно же, не было, произведение прозвучало в исполнении камерного оркестра под управлением Адика Абдурахманова и солистки театра оперы и балета им. М. И. Глинки Елены Роткиной. Зал был просто потрясен тем, как композитор прожила поэзию Анны Ахматовой. Композиторы, которые часто ревниво относятся к творчеству коллег, были восхищены мощью и глубиной «Анны». Мы искренне поздравили Елену Поплянову с таким успехом.
– Но на этом все и закончилось, оперный театр не проявил интереса к произведению?
– Со стороны оперного театра интереса проявлено не было, хотя в исполнении Елены Роткиной и оркестра произведение, пусть и в концертном варианте, прозвучало очень хорошо. Казалось бы, вот – написано, берите и ставьте… Но на том все и закончилось. Позднее мы записали вокальные номера этого произведения на диск, но уже без оркестра, потому что на это нужны большие финансы.
– А ваш «Аркаим» записан на диск с оркестром?
– Да, но мои произведения «Аркаим» и «Дюймовочка» филармония записывала по полгода, потому что не бывает так, чтобы оркестр с первого дубля все сыграл безупречно. Бюджету союза композиторов таких расходов, как запись с оркестром, не потянуть, поэтому мы записали вокальные номера из этой замечательной оперы Елены Попляновой с фортепиано. И сложился еще один замечательный дуэт – партию фортепиано исполнила солистка оркестра «Классика» Ирина Липатова. Три женщины – Елена Поплянова, Елена Роткина и Ирина Липатова – настолько оказались созвучны друг другу, так прочувствовали эту музыку и поэзию, что запись получилась очень хороша. Когда мы в итоге собрали диск и прослушали, у всех нас мурашки пробежали по коже, так замечательно это звучало. Запись, кстати, была сделана в студии звукозаписи ЧГАКИ, которую организовал Владимир Яковлевич Рушанин. Многие наши композиторы делают записи в этой студии.
– Этот диск сегодня можно приобрести?
– Мы продаем свои диски во время концертных мероприятий Союза. Кроме того, можно зайти на наш сайт, где есть все координаты, и заказать этот диск. Кстати, на сайте можно познакомиться со всеми нашими композиторами, задать им вопрос, послушать фрагменты записей их произведений. Наш сайт постоянно обновляется, там есть вся информация о проводимых союзом мероприятиях.
Симфонический оркестр актуален
– Понятно, что композитор не может в образе просителя прийти к оркестру или в театр и умолять исполнить его произведения, для этого, вероятно, нужны какие-то специальные программы вашего союза и министерства культуры региона?
– Министерство культуры выделяет финансовые средства для проведения концертов союза композиторов, показа новой музыки. В год, как правило, такие концерты проводятся раза три. А в этом году по случаю юбилея все три концертные программы состоятся в ноябре. Это будет отчетный пленум нашего отделения композиторов, который подразумевает серию концертов. 18 ноября в концертном зале имени Прокофьева состоится концерт камерной музыки. Центральным исполнителем будет наш замечательный оркестр «Классика» под управлением Адика Абдурахманова. 19 ноября в органном зале пройдет концерт хоровой музыки, исполнителем будет Камерный хор Валерия Михальченко под руководством Ольги Селезневой. И третий концерт – детской музыки – состоится 21 ноября в зале имени Прокофьева. Кроме того, 19 ноября в рамках пленума состоится научно-практическая конференция «Композитор в современном мире» в Челябинской государственной академии культуры и искусств, где запланирована премьера документального фильма «Путь длиною в тридцать лет...» об истории челябинского отделения Союза композиторов России.
– А как же концерт симфонической музыки?
– Очень хотелось включить в программу симфонические произведения, но не получилось – нет средств, чтобы пригласить симфонический оркестр. Хотя симфоническая музыка челябинских композиторов не исполнялась уже три года. Очень прискорбно, потому что Алан Кузьмин, например, заканчивает свою вторую оперу. Либретто для нее пишет петербургский автор Сергей Маковский по произведениям Гоголя. Опера будет называться «Портрет в золотой раме». Я закончила новый балет для взрослых «Сломанные игрушки». У Анатолия Давидовича Кривошея закончены две симфонии. Но мы пока не имеем возможности их исполнить.
– Кстати, на днях филармония объявила о цикле концертов симфонической музыки. Ради этого Адик Абдурахманов будет собирать большой оркестр.
– Это прекрасно. Я считаю, что вопрос о создании симфонического оркестра на базе филармонии актуален как никогда. Сегодня оркестр «Классика» стал штатным оркестром ЧГКО, но пока это камерный оркестр, где есть струнные инструменты и рояль. А симфонический оркестр – это не только струнные, но еще и деревянные, медные духовые инструменты, а также ударные. И такой оркестр должен быть в штате филармонии, чтобы в афише появилась наконец симфоническая музыка. Поверьте, слушатели ждут этого! Разовые акции, когда камерный оркестр пополняется музыкантами из других коллективов, это, конечно же, тоже замечательно. Но только дирижер знает, насколько все это сложно: сегодня на репетицию не пришел этот музыкант, завтра не смог другой… Музыканты оркестра каждый день должны репетировать, тогда они чувствуют друг друга, и получается единый слаженный организм. В сборном оркестре такого согласия добиться трудно. Но, слава богу, что филармония сегодня стремится делать хотя бы такие сборные концерты, нельзя слушателя обделять концертами симфонической музыки.
Выйти в мир
– Есть ли выход у композиторов на российский уровень? Как это происходит?
– Только за счет участия композиторов в конкурсах. Если говорить об отчете за пятилетку, а пленумы композиторов проводятся раз в пять лет, то в прошлом году Анатолий Кривошей получил Первую премию на Всероссийском конкурсе композиторов. На самом деле в нем принимали участие не только композиторы России (было 162 участника), но и композиторы из Австралии, Армении, Аргентины, Башкортостана, Белоруссии, Германии, Греции, Италии, Канады, Македонии, Украины. И вот наш челябинский композитор взял Первую премию! Он участвовал в конкурсе с произведением «Из Уралечка», которое написано на темы народных казачьих песен Урала. Часто современные композиторы обращаются к истокам народного творчества, продолжая традиции знаменитой «Могучей кучки» по сохранению народного фольклора. И произведение на уральские темы стало победителем вот такого конкурса.
– Что такая победа дает композитору?
– Во-первых, радость концертного исполнения! Музыка Анатолия Кривошея была исполнена в Санкт-Петербурге. Во-вторых, издаются ноты этого произведения. Никаких финансовых поступлений композитор с этого не имеет.
– Значит, есть шанс, что о нем узнает не только Россия, но и мир?
– Возможно, но не факт. Иногда в распространении и показе музыки наших композиторов играет роль элемент случайности. Во время гастролей в Челябинске известного пианиста и дирижера Игната Солженицына мы с Татьяной Михайловной рассказали ему, что у нашего композитора Михаила Смирнова есть симфония «Архипелаг ГУЛаг», написанная по прочтении произведения Александра Солженицына. Игнат заинтересовался и попросил прислать ноты. Познакомившись с сочинением, он включил это произведение в репертуар Филадельфийского камерного оркестра (США), главным дирижером которого является. И не только это произведение, он попросил прислать и другие ноты Михаила Смирнова. 13 февраля 2013 года в Филадельфии в исполнении Филадельфийского оркестра под руководством Игната Солженицына прозвучала музыка челябинского композитора Михаила Смирнова. Этим летом Игнат прислал письмо, где рассказом об этом событии, эта информация есть и на сайте Филадельфийского оркестра.
О вкусах нужно заботиться
– А в челябинских музыкальных вузах бывают композиторские премьеры?
– Да. Оркестр русских народных инструментов ЧГАКИ под управлением Альбины Султановой в 2009 году исполнил произведение Алана Кузьмина «Новое измерение». Изначально оно было написано для солистов и симфонического оркестра, но руководителю оркестра так понравилось это произведение, что композитор сделал переложение для оркестра русских народных инструментов. И премьера состоялась. На нашем сайте можно послушать запись этого концерта. В ЮУрГИИ, например, есть замечательный руководитель опять же учебного оркестра русских народных инструментов Александр Бакланов. Он сам переложил ряд музыкальных произведений наших композиторов для своего оркестра. Получился прекрасный концерт. Студенты-солисты часто исполняют музыку челябинских композиторов в своих учебных программах. Эти произведения звучат на экзаменах и отчетных концертах.
– Есть тревога, что мы сегодня обкрадываем будущие поколения, не стремясь привить им любовь к классике, к симфонической музыке?
– Безусловно, ведь вкус к этому нужно воспитывать с детства. Когда в нашей стране появились радио и ТВ, в эфире часто можно было услышать классическую музыку. Та же Фрося Бурлакова из известного фильма не знала нот, но настолько любила классику, что этим жила. Этим жила и вся Россия. А сейчас включите телевизор – одна кровища. И на этом воспитываются наши дети. Если детей не научить алфавиту, складыванию слов из букв, человек не научится читать. Положите перед неграмотным человеком книгу, он скажет, что ничего не понимает и ему это не надо. Точно так же человек говорит сейчас о классической музыке, потому что вкус не был привит в детстве, его не научили слушать серьезную музыку, и ему это не надо.
– То, что делают сегодня композитор Елена Поплянова или челябинская филармония со своими проектами для всей семьи, – это лишь крупицы для миллионного города, этого не достаточно?
– Слава богу, что эти люди что-то делают ради будущего наших детей. Мы очень часто говорим о том, что подросток, полюбивший музыку Рахманинова, Прокофьева, Моцарта, Баха, не пойдет ни колоться, ни убивать. Но практически ничего не делаем для этого. Иногда задаю людям вопрос: а когда вы в последний раз были в концертном зале филармонии? А вы водили своего ребенка на оперу, балет? В ответ: «А где это»? Недавно наш композитор Елена Поплянова рассказала историю, услышанную в трамвае: девочка лет шести спросила маму, показывая на памятник композитору Сергею Прокофьева: «Кто это»? «Не знаю, какой-то СПРОКОФЬЕВ», – прозвучал ответ.
Несколько лет назад мне в руки попало исследование французских врачей и психологов, которые в течение длительного времени проводили научный эксперимент в детских дошкольных учреждениях. В одном детском саду во время игр, занятий с детьми фоном звучала «тяжелая» музыка (heavy metal и др.), а в другом – классика. По окончании эксперимента выяснилось, что дети, которые слушали «тяжелую» музыку, были очень агрессивны, нервны и плохо понимали новый учебный материал. А дети, слушавшие классику, были коммуникабельны, добры, улыбчивы и успешно усваивали все новые для них знания.
Сила воздействия искусства уже доказана миллион раз. Многие зарубежные, а сейчас и российские медицинские клиники, вводят в курс своего медикаментозного лечения различные виды искусств, например живопись, музыку, помогающие организму настроиться на выздоровление.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА