Два вечера в челябинской филармонии посвящены произведениям челябинских композиторов. Первый состоялся 24 ноября, и о нем можно говорить с гордостью за свой город. На втором обязательно должны побывать не только поклонники музыки, но и любители поэзии Анны Ахматовой. Балет-монооперу композитора Елены Попляновой «Анна» называют гениальной. Премьера в Челябинске состоится 1 декабря.
Мировая и просто премьера
Вечер камерной музыки челябинских композиторов «Премьеры-2014» прошел при аншлаге во всех измерениях: в зале, на сцене, в программе.
Публика собралась искушенная – преподаватели и студенты музыкальных вузов и школ, музыканты-профессионалы и, конечно же, поклонники современной музыки. На сцене весь вечер был камерный оркестр «Классика». Ему помогали камерный хор имени Михальченко, концертный хор «Кантабиле» гимназии №10, солисты-инструменталисты Ирина Липатова (фортепиано), Татьяна Галкина (скрипка), Анна Егорова (флейта), а также оперные солисты Александра Жижина и Антон Сергеев из Екатеринбурга.
Аншлаговой была и программа вечера – звучали новые произведения челябинских композиторов Ларисы Долгановой, Анатолия Кривошея, Татьяны Шкербиной, Елены Попляновой, Алана Кузьмина, Елены Бессмертных, а также их коллег Евгения Кармазина из Екатеринбурга и Маргариты Зеленой из США. Музыка была не только разножанровой, но она в буквальном смысле вместила в себя нашу жизнь во всех ее проявлениях.
«У нас очень интересные композиторы, – рассказал заслуженный артист России Адик Абдурахманов. – Они все разные – и как музыканты, и по-человечески. Музыку Брамса, Чайковского, Бетховена нужно играть, прежде поняв, каким человеком был тот или иной композитор. Ты начинаешь хорошо понимать музыку композитора, если знаешь, что происходило в его жизни в период ее написания. То же самое и сегодня. У каждого из композиторов Челябинска есть индивидуальность, в каждом – своя красота, своя тема».
Не случайно именно Адику Абдурахманову и его оркестру доверяют свои произведения челябинские композиторы и даже посвящают их дирижеру и «Классике».
Татьяна Шкербина
«Адик Аскарович – потрясающий дирижер и потрясающий человек, таких людей на земле, наверное, не очень много, – считает председатель регионального отделения Союза композиторов Татьяна Шкербина. – Музыкант – это вообще человек с тонкой психологической организацией, который многое может прочувствовать и донести до слушателей. Адик Абдурахманов и его оркестр, а также камерный хор имени Валерия Михальченко и его нынешний дирижер Ольга Селезнева – именно такие музыканты. Поэтому наши композиторы, отдавая им свою музыку, уверены, что она будет исполнена так, как задумал создатель».
Сама Татьяна Шкербина посвятила «Классике» и ее дирижеру удивительно красивое, глубокое, пронзительное произведение для струнного оркестра и рояля «Лучи солнца».
Но следует отметить, что с не меньшим доверием относятся к челябинским музыкантам и композиторы, живущие не только за пределами Южного Урала, но и России. Потрясающе прозвучали фрагменты из оперы екатеринбургского композитора Евгения Кармазина «Белые ночи» в исполнении «Классики», Камерного хора филармонии и оперных солистов из Екатеринбурга. Либретто написал челябинский поэт Константин Рубинский, в основе – произведения Достоевского. Премьера оперы состоится 16 декабря в Современном музыкальном театре Екатеринбурга. Но в Челябинске исполнение двух эпизодов оперы стало мировой премьерой.
«В нашей концертной программе было три мировых премьеры, – рассказала Татьяна Шкербина. – То есть эти произведения никогда ранее не звучали со сцены. Это опера Евгения Кармазина, произведение молодого челябинского композитора Елены Бессмертных для струнного оркестра и мои «Лучи солнца»».
Композитор Маргарита Зеленая прислала для исполнения свою поэму для скрипки и струнного оркестра «Верую». Маргарита родилась и выросла в Челябинске, здесь получила первые композиторские опыты в классе Евгения Гудкова, продолжила композиторское образование в институте имени Гнесиных, но уже давно живет и работает в США. Однако связи с челябинскими музыкантами, с дирижером Адиком Абдурахмановым не теряет. Это уже второе ее произведение, исполненное оркестром «Классика». Серьезная современная музыка, наполненная философскими мотивами, была с большим интересом встречена слушателями.
Надо ли говорить, насколько такие концерты важны для ее создателей. По словам Татьяны Шкербиной, композитор всегда пишет музыку для людей: «Это безумно интересно – услышать то, что прежде звучало только внутри тебя. Это трогательный и напряженный момент. Когда я слушаю свою музыку на премьере, то понимаю, что это уже не моя музыка, она уже вне меня, хотя я знаю каждую следующую ноту. Композитор переживает эту музыку, когда он ее пишет, а потом она начинает свою самостоятельную жизнь».
«Анна». Пока без балета
Свою самостоятельную жизнь фрагменты балета-монооперы «Анна» Елены Попляновой начали еще до того, как произведение было написано полностью.
«Впервые это произведение появилось в афише петербургского международного фестиваля «От авангарда до наших дней», – рассказала Елена Поплянова. – Трижды звучали фрагменты из этого балета в исполнении великолепной певицы Марианны Тарасовой, которая сегодня поет в Ла Скала. Тогда произведение только рождалось. Я писала монологи на стихи Анны Ахматовой, и они звучали, а потом все это превратилось в балет, когда стало понятно, что нужна хореография, которая доскажет о других событиях и нюансах в жизни Анны Ахматовой, которые за рамками ее поэзии».
В Челябинске «Анна» впервые была исполнена в концертном варианте на юбилейном вечере композитора Елены Попляновой. Солировала замечательная оперная певица Елена Роткина. Дирижировал оркестром Адик Абдурахманов.
Позднее была сделана запись этого произведения – переложение для голоса и фортепиано. Исполнили эту версию «Анны» вновь Елена Роткина и замечательная челябинская пианистка Ирина Липатова. Сегодня альбом есть в музее Анны Ахматовой на Фонтанке (Петербург). И его можно купить в Челябинске.
Но 1 декабря на сцене филармонического зала имени Сергея Прокофьева будет исполнена третья версия балета-монооперы «Анна» в исполнении Елены Роткиной и камерного оркестра «Классика» (за роялем Ирина Липатова). Начало концерта в 18:30.
«Это очень интересная, сильная, глубокая музыка, – говорит об «Анне» Татьяна Шкербина. – Елена Поплянова открылась в этом произведении совершенно в ином качестве – как глубочайший философ, тонко чувствующий поэзию. Такое произведение не может и не должно лежать в столе! Нужно, чтобы его услышало как можно больше людей, потому что та внутренняя духовная сила, которую несет эта музыка, должна принадлежать слушателю. Хочется надеяться, что хореографы России проникнутся этой невероятной силой и мы наконец-то увидим премьеру балета-монооперы. Думаю, это станет настоящим открытием».
Но пока концертное исполнение произведения будет сопровождаться слайд-фильмом о жизни Анны Ахматовой. Этот фильм по сути заменит балетную труппу.
«Пока без балета, зато у нас есть потрясающая певица Елена Роткина, для которой надо писать музыку, – считает композитор Елена Поплянова. – Это уникальное явление. Я шесть лет искала певицу, которая могла бы исполнить монологи Анны. Услышав Елену Роткину, поняла – это Анна. И нужно было видеть, как певица вынашивала этот образ! По сути 1 декабря Елена сыграет моноспектакль от начала до конца, сыграет роль Ахматовой. А слайд-фильм режиссера ЧГАКИ Марии Бубенковой поможет воссоздать атмосферу того времени».
На прошлой премьере «Анны» в Челябинске зал был полон. Публика устроила овации.
Елена Поплянова
«После концерта ко мне подходили друзья и говорили, что боялись услышать нечто заумное и сложное, – смеется Елена Поплянова. – Но были удивлены, что это о детстве и юности Анны Ахматовой, о разочарованиях и порывах, о таких ситуациях, которые есть в жизни каждого человека. С одной стороны это поэтический гений, с другой – женщина, жизнь которой похожа на жизни многих и многих».
По мнению Адика Абдурахманова, замечательно было бы поставить это произведение в Челябинске: «Сделать по-настоящему, как мы сделали «Аркаим». Потому что это гениальная музыка. Современная музыка должна звучать в залах. Она написана не только для наслаждения, но и для разума, чтобы человек размышлял. В нее нужно войти глубоко, что у музыкантов происходит в процессе репетиций, и тогда я вижу восхищение на их лицах».
Восхищение было и на лицах слушателей в день премьер челябинских композиторов.
«В городе-миллионнике обязательно должна исполняться такая музыка, даже если группа людей, которым интересна современная музыка, не очень велика, – считает Адик Абдурахманов. – Такие события позволяют нашему городу не быть периферией».
Добавлю, что лично я во время концерта испытала чувство гордости, что в Челябинске есть не только замечательные музыканты, но и очень серьезные композиторы.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и Надежды ПЕЛЫМСКОЙ