Мужская мода XVIII современному человеку может показаться смешной: розовые камзолы, припудренные парики и украшенные алмазами пряжки для обуви. В наше время такому гардеробу могли бы позавидовать только девушки, хотя... Мы сходили на выставку «Красавец мужчина. Русский модник XVIII века» в Исторический музей Южного Урала, чтобы узнать, как одевались мужчины прошлых веков и не грозит ли нам возвращение таких тенденций, ведь мода циклична.

Главными модниками в те времена были аристократы, которые равнялись на французов. Им было важно не только подчеркнуть свою состоятельность, но и принципиальное отличие от неотёсанных простолюдинов. Чего стоит депиляция всех возможных частей тела, которую делали с использованием мышьяка.
Представление об идеальной фигуре принципиально отличалось от нашего. Аристократам было важно подчеркнуть не силу, а грациозность. В моде были узкие плечи, широкая талия, которая контрастировала с самой красивой частью тела — ногами. При этом женским ногам никто не пел дифирамб.
— Думаете, женщины ходили в длинных платьях, чтобы быть приличными? Мода никогда не говорила о морали! В платьях XVIII века были очень глубокие декольте. Странно предположить, что сейчас ноги стали принципиально иными, однако отношение к телу изменилось, — рассказала автор выставки, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (Москва) Наталья Виноградова.

Красоту мужских ног подчеркивала изящная обувь, украшенная драгоценными пряжками. Как бы такая мода не вернулась обратно, особенно после феерического матча сборной России против испанцев, когда Акинфеев отразил пенальти ногой.


Ещё один элемент исключительно мужского гардероба — парик. При этом женщины всегда делали причёски из собственных волос, используя подушечки и шиньоны для объема. Парик показывал статус владельца и был символом власти. Именно поэтому в некоторых странах их до сих пор надевают судьи.


— Самые дорогие парики были натуральными — их делали из светлых женских волос. Самые дешевые — из растительных волокон, например льна. После появились мифы, что парики мазали салом и посыпали мукой из-за чего они отвратительно пахли и в них заводились мыши. Но это вовсе не так, — продолжает Наталья Виноградова. — Они использовали животный жир, но очищенный и ароматизированный. Это было превосходное средство для укладки. Пудра тоже была ароматизирована и делалась из твердых сортов пшеницы. Волосы не блестели, им могли придавать оттенок — розоватый, голубоватый или желтоватый. Кроме того, это было хорошее средство для очистки, как современный сухой шампунь.
Кстати, рассказы о том, что люди не мылись, по словам Натальи Виноградовой, тоже миф. Люди просто по-другому ухаживали за телом, используя различные лосьоны. А вот горячая вода, по их мнению, не очень хорошо влияла на кожу, поэтому рекомендовалось принимать ванну не чаще чем раз в неделю.

— Частично такое представление есть и сейчас. Например, девушки снимают макияж не водой, а лосьонами, — добавила Наталья Виноградова.
В числе обязательных мужских аксессуаров были такие щегольские предметы, как лорнеты. Их использовали вовсе не для того, чтобы лучше видеть, а чтобы подчеркнуть свой взгляд на человека.




На выставке представлены изящные табакерки, больше похожие на шкатулки. Туда могли поместить любовную записку и передать даме. Кстати, курение было было вовсе не зазорной привычкой для дам.

Мода XVIII ушла вместе с аристократией, которая потеряла своё влияние прежде всего после Великой французской революции. Буржуазия, вставшая во главе общества, была совершенно иным сословием со своими идеалами.
— В буржуазном обществе мужчины работали, а женщины занимались хозяйством. У аристократии ни того, ни другого не было. Всё это наложилось на романтизм, где женщина представлялась как слабое существо которая, словно фея, должна быть в светлых одеждах. Рядом с ней — сильный мужчина, которому не позволительно проявление слабостей. Появился идеал фигуры атлетического телосложения и одежда в тёмных тонах, — добавила Наталья Виноградова.

Экспозиция «Красавец мужчина» дополнена фотографиями коллекций последних лет модных домов Gucci, Moschino и Dolce & Gabbana, при создании которых дизайнеры вдохновлялись XVIII веком. Эти коллекции отличает нежность, чувственность и андрогинный характер. Подобные тенденции в современной моде демонстрируют силу притяжения моды прошлого, ее актуальность.
Выставка будет работать до 21 октября в малом выставочном зале Исторического музея Южного Урала (ул. Труда, 100). Для свободных посетителей организованы экскурсии будние дни в 16:00 и в выходные — в 13:00 и 15:00.

Ещё одна интересная экспозиция выставлена в одном из залов исторического музея — туда привезли оптоклонов! Что это такое — узнаете из нашего репортажа.
Все самые яркие снимки и важные новости вы можете узнавать в нашем Instagram — подписывайтесь!