Полотна из собрания Челябинского музея изобразительных искусств отвезли в областную детскую больницу, чтобы подробно изучить. Рентген-исследования проводят, когда необходимо установить подлинность картин или восполнить пробелы в их истории. В этот раз просветили две картины и икону. Медицинская диагностика помогла понять, что лики святых гораздо старше, чем считалось до этого.
— Речь идет об иконе Владимирской Божией Матери. Возможно, там XVII век, но она у нас числится как XIX век, — рассказал реставратор Виктор Чичиланов. — На XIX век указывают многие факторы: надписи, состояние доски. Но по итогам исследований становится понятно, что целостность ее состоит из разновременных частей. Предположительно само изображение Богоматери и младенца более ранее, чем внешние поля: мы обнаружили так называемую врезку: это когда в более новую икону вставляют более старое изображение. На рентгене как раз видно четкую границу вставки, кроме того, видны отверстия от гвоздей, возможно, был оклад.
Виктор Чичиланов заподозрил, что икона принадлежит кисти не одного, а нескольких мастеров, еще когда она попала к нему на реставрацию: характерные живописные подсказки эксперт обнаружил во время работы. Но проверить гипотезу не мог — необходимо было досконально изучить структуру доски. Помочь согласились в областной детской клинической больнице. Рентген-аппарат показал, что находится под верхними слоями краски.
— К нам впервые обратились с такой необычной просьбой — просветить картины, и мы согласились, — рассказали в пресс-службе медучреждения. — Специально выбрали время в конце рабочего дня, там окно было между диагностиками, когда не было ни плановых, ни экстренных пациентов, поэтому никого двигать не пришлось. К нам привезли полотна, на всю процедуру ушло около 20–30 минут, после чего их увезли обратно в галерею.
Вообще возить картины в больницы — довольно распространенная практика в России, отметил Виктор Чичиланов. Правда, в Челябинске к таким медицинским обследованиям произведений искусства прибегали нечасто: до этого к медикам обращались пару раз, и то в спорных случаях. Хотя по современным стандартам подобная диагностика обязательна даже при обычной реставрации. Большие музеи, такие как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский, Пушкинский, могут позволить себе собственное оборудование, зарубежные аукционные дома Christie's и Sotheby's также заранее просвечивают все лоты. Так, например, впервые удалось узнать, что за «Черным квадратом» Казимира Малевича скрывались цветные изображения, а Ван Гог часто писал новые картины поверх старых.
— Помимо иконы, просвечивали одну картину неизвестного автора и одно полотно магнитогорского художника, — добавил Виктор Чичиланов. — На той, что неизвестного автора, в процессе реставрации проявился мужской портрет на оборотной стороне. И рентген был необходим, в итоге он не показал этот портрет, но так тоже бывает. Есть пигменты, краски, которые пропускают рентгеновские лучи. Есть те, которые поглощают. Это тоже своего рода результат исследования.
Виктор Чичиланов добавил, что рентгеновские снимки полотен будет внимательно изучать, возможно, обнаружит на них другие важные детали, которые помогут установить авторство или особый состав красок.
О том, как реставратор из Челябинска восстанавливает древние иконы за миллионы рублей, мы рассказывали в другом нашем материале.
А еще посмотрите, как бережно распаковывают и хранят картины из Третьяковки в Челябинске.