Культура «Поговорим о бабле»: челябинский автор — о том, сколько на самом деле зарабатывают независимые писатели

«Поговорим о бабле»: челябинский автор — о том, сколько на самом деле зарабатывают независимые писатели

Откровенный рассказ о том, как устроена изнанка издательского бизнеса

«Когеренция» — фантастический роман, действие которого происходит в 2039 году

У журналиста 74.RU Артема Краснова вышел новый роман «Когеренция», и в рубрике «Мнения» он поделился подробностями о финансовой стороне вопроса: правда ли, что на книге можно заработать состояние? В целом это возможно.

Издать книгу сегодня немногим сложнее, чем опубликовать эту статью, и многие спрашивают, реально ли заработать на ее продаже. Давайте проиллюстрирую на примере «Когеренции», которая распространяется через один из популярных литературных сервисов по цене 199 рублей. Я анонсировал ее неделю назад в соцсетях и крайне благодарен первым покупателям, коих набралось 12 человек. Так вот, в общей сложности они заплатили 2388 рублей, но, поскольку 81% суммы забрал сам сервис, я заработал 448 рублей чистоганом — примерно по 40 рублей с книги.

В принципе, даже при таком конском проценте можно зарабатывать, если обеспечить стабильные продажи: считайте, что вы получаете по 40 тысяч рублей с каждой 1000 экземпляров (я уж не говорю о моральном удовлетворении). Но тут мы сталкиваемся с очевидной проблемой — как обеспечить стабильные продажи 1000 книг, допустим, в месяц? Ну, то есть, с кем нужно переспать и что написать Деду Морозу? Я пока в сомнениях.

Читательская аудитория не то что бы даже маленькая, скорее, она очень фрагментирована. Она не ждет нового автора, собравшись кучкой в актовом зале Дворца культуры. Может быть, из 144 миллионов россиян ту же «Когеренцию» с интересом прочитают всего 0,1%, но это — 144 тысячи человек или почти 6 миллионов рублей: можно лет этак шесть жить. Вопрос только, как найти этих людей, потому что кто-то сидит в ФБ, а кто-то уже в ФСБ, и попробуй угадай.

Даже отдавая по 80% дохода литсервисам, вы не получаете взамен ничего, кроме права быть размещенным на их площадке (плюс автоматическую верстку). Они не будут продвигать вашу книгу и не обратят на нее внимание, пока вы не заплатите им отдельно. И заплатите много. По-хорошему — несколько миллионов. Весь самиздат в России — это монетизация графоманских амбиций отдельных толстосумов. Исключения — разжигательное чтиво на злободневную тему, но такой успех для меня выглядит бессмысленным, потому что есть ведь уже журналистика. Для меня плюсы литплощадок пока ограничиваются эстетикой: книга на «Литресе» выглядит симпатичнее, чем на файлообменнике.

Короче, хочешь продавать книги — занимайся их продвижением. Вариантов тут несколько, но простых и дешевых нет. Если есть сатанинская уверенность в качестве книги, можно вложить некоторую сумму в онлайн-продвижение, но, по опыту «Блаберидов», за счет ядреных комиссий на всех этапах процесса дебет с кредитом не сойдется. Да и в принципе известно, что прямая реклама книги — путь почти тупиковый. Здесь работает сарафанное радио, хайп и личные усилия автора.

И если автор невезучий, если его не предала анафеме Русская православная церковь или, допустим, его книгу не раскритиковал в прямом эфире Владимир Соловьев, то остается лишь самостоятельное продвижение: соцсети, блоги, ютьюбчик… Работа эта довольно изнурительная, плюс ее результат часто выглядит неуклюжим: ну, это когда в конце ролика ты вдруг выуживаешь из-под стола свой манускрипт и, теряя голос и краснея, докладываешь: «А я тут еще книжки пишу…» А зритель такой недоумевает, на кой хрен ему эта информация. Это вообще экзистенциальная проблема наших дней: автору нужны читатели сильнее, чем он нужен им.

Не проще ли тогда обратиться в уже существующие издательства? Ну, как минимум стоит пробовать. Проблем тут несколько: срок рассмотрения рукописей — от полугода до года, никакой обратной связи вам не дают, в случае одобрения книги ее поставят в трехгодичную очередь, а всё продвижение, один хрен, ляжет на ваши плечи. Само собой, если книга очень хороша и автор везучий (то есть выиграл какой-нибудь конкурс или достал-таки Соловьева), книга вполне может стрельнуть, но для этого должно сойтись много звезд.

В издательском бизнесе ценностью является не столько качественный текст, сколько имя автора. Пока его нет, ты живешь жизнью беспризорника, который стучится во все двери и поет тонким голосом: «… и пошел я по свету скитаться, по карманам я начал шмонать…»

И еще одна ремарка: если целью является исключительно заработок, лучше забыть о творческих амбициях и заняться чистым маркетингом, скажем, писать жанровую литературу, что-нибудь про убийства и любовь. Или выдать себя за известного сексолога и рассказать на 600 страницах о пользе минета. Но я, поколебавшись, оставил этот путь на потом.

Для авторов моего круга доходы от продажи книги являются нуль-мотивацией: когда ты пишешь роман, ты вообще не думаешь об этом. Потому что если задумаешься, тут же бросишь. Главная приманка в писательстве — это максимальная безлимитность процесса, когда ты можешь выбрать и тему, и героев, и подачу, не спрашивая ничьего разрешения (и посылая критиков в дальнейшем). В этом случае тебе важнее найти своего читателя, а платного или нет — вопрос десятый. Поэтому я без проблем высылаю бесплатные экземпляры той же «Когеренции» всем желающим, но и отдельно благодарен тем, кто купил: это что-то вроде вотума доверия.

О чем «Когеренция»? 2039 год. Россия близка к расколу по границе Енисея, общество страдает от безработицы и алгоритмического синдрома, геополитика уступила место виар-политике, а нейронные сети проникли во все сферы жизни. Открыта новая технология: перенос сознания, или когеренция. Ким, оператор когеренции, может подключаться к сознанию другого человека и побуждать того к неожиданным действиям. Ким участвует в правительственной операции, цель которой — с помощью когеренции склонить идейных лидеров сепаратизма к сделке с властями. Но подчинить другого человека, даже проникнув в его разум, сложнее, чем казалось во время первых экспериментов. Когеренция — оружие обоюдоострое, и Ким всё чаще задается вопросом: первопроходец он или преступник?

Ранее у Артема Краснова вышел роман «Блабериды» о журналистском расследовании причин смертности в поселке, который стоит у забора режимного объекта. А вот рассказ уральского писателя Алексея Сальникова о причинах его внезапной популярности после выхода «Петровых в гриппе». Самый известный литературный критик страны Галина Юзефович открыла секрет, с какой скоростью она читает книги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
93
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления