Уже в 18-й раз на Южном Урале и в Поволжье прошел благотворительный театральный фестиваль «Снежность», который каждый год становится долгожданным для нескольких тысяч юных зрителей. В 2003 году его идейными вдохновителями и основателями стали меценаты Александр Федоров и Андрей Комаров.
«Снежность» — это спектакли ведущих музыкальных, театральных и цирковых коллективов страны, которые проходят при поддержке Министерства культуры РФ в Челябинске, Екатеринбурге, Первоуральске и Альметьевске. Программа охватывает более 15 тысяч юных зрителей, большинство из которых — социально незащищенные дети и подростки.
Впервые в этом году партнером фестиваля стал издательский дом «Самокат» — одно из самых авторитетных издательств детской литературы. Оно публикует те произведения, которые можно считать современной классикой мирового детского и юношеского чтения. На площадках фестиваля книги издательства можно не только купить, но и получить в подарок — их разыгрывают среди маленьких зрителей.
Именно благодаря «Самокату» в рамках «Снежности» состоялась серия литературных встреч и мастер-классов с прекрасным автором — Ниной Дашевской. Музыкант, профессиональный скрипач, ведущая литературных мастерских для детей и подростков — Нина попала в книжный мир через литературный конкурс. Сейчас она — автор 11 книг и обладатель престижных книжных наград.
Писательница уже второй раз в Челябинске, кто-то мог встречать ее на литературном форуме #РыжийФест два года назад. На «Снежность» она приехала со спектаклем по одной из своих книг «Тео — театральный капитан», который поставила вместе с квартетом имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Тео — мышонок, который живет в оперном театре и знает все его тайные закоулки. А еще он мечтает о море. С помощью музыки, чтения и визуальных образов участники ансамбля, среди которых и сама Нина, рассказывают о приключениях Тео, дружбе и важности мечтать. Так история про театр из книги ожила на подмостках настоящего театра.
Почему важны такие фестивали, зачем приобщать детей к искусству и как попасть в литературу? Об этом и не только — в интервью с Ниной Дашевской.
— Нина, участвовали ли вы раньше в подобных фестивалях?
— Я всё время участвую в книжных фестивалях. Но в последние несколько лет книги и театр очень тесно соприкасаются. Этот симбиоз, который получился в этом году на «Снежности», — очень продуктивен. Мне кажется, что любые региональные фестивали — это самое важное, что вообще можно делать.
Еще важно, когда зрителям дают слово, когда их слушают. Поэтому прекрасно, что после спектакля у меня состоялась творческая встреча со зрителями. Если ты пишешь про детей, ты не можешь писать про детей из своего детства, нужно видеть, какие они сейчас, и говорить с ними. И им тоже важно видеть, что мы живые люди, а не портреты на стенах.
— Одна из задач юношеских фестивалей — приобщение детей к искусству. А какие методы приобщения, на ваш взгляд, работают лучше всего?
— Мне кажется, что здесь больше подходит слово «показывать». Показывать, что есть много разного. Что-то дети возьмут, что-то нет.
Сейчас у нас формируется культура разговора о книгах. Раньше было: «Вот школьная программа — это лучшие книжки, вы их должны любить». А дети должны уметь делать выбор. На литературных курсах, которые я веду, мои ученики говорят: «Это мне нравится, а это нет». Дети очень любят поговорить, и им есть что сказать. И им нужно давать слово. Набирают популярность читки, после которых идет обсуждение с подростками. Они вовлекаются не как пассивные слушатели, а как участники.
«Дать детям возможность высказаться — это очень важно»
— Все мероприятия благотворительного проекта объединены темой «Мир на ладошке». Что это для вас?
— С одной стороны, я вижу в этом что-то детское. С другой — в этом важная штука, которая произошла за последние два года. Нам казалось, что мы все далеко друг от друга. Потом мы закарантинились, стали еще дальше. Потом оказалось, что есть множество вещей, которые нас объединяют, несмотря на расстояния. И видно, как люди другом с другом связаны. Это объединение далеких расстояний слепляется как снежок, и все хотя и далеко, вроде бы и близко — мир на ладошке.
— Организаторы фестиваля хотят создать для детей волшебную сказку. В чем ваше волшебство?
— Моя последняя книжка «Зимний мастер» — история как раз о том, что волшебство делают люди. Например, когда я работала в оперном театре, в «Щелкунчике» был такой момент, когда поднимается елка. Музыка, свет, декорации, оркестр. Ты понимаешь, из каких частей это состоит и как это делается руками. Но, несмотря на это, тебя накрывает какое-то волшебное ощущение. Это та история, когда фокус разоблачается, но оказывается, что это даже круче.
Волшебство порой делают люди, которых мы не видим, и они мне очень важны: в театре это световики, звукорежиссеры, декораторы, бутафоры. Книжка про Тео — в том числе про это. Про тех, кого не видно.
Или люди, которые делают книги. Не пишут, а делают. Их имена написаны мелким шрифтом где-то в конце, но имени автора на обложке без них бы не было бы.
— Профессиональный музыкант, вы вдруг стали детским автором — как? Как сейчас попасть в литературу?
— Когда-то я думала, что буду работать в оркестре всю жизнь. Однажды в журнале я увидела объявление: «Присылайте рукописи». И подумала, почему бы и нет. Решила, что хочу попробовать. Сейчас конкурсы — один из главных инструментов, чтобы попасть в книжный мир.
— Нужно ли обучаться писательству, если всё может быть проще, чем кажется на первый взгляд?
— С одной стороны, необязательно. Раньше я думала, что литературные курсы — это отъем денег у населения и не понимала, зачем это. Теперь я веду такие курсы для детей сама и вижу, что это очень важно. Это способ жить. Умение сформулировать мысль — да. Но важнее, что есть место, где можно поговорить между собой.
В такой тусовке есть шанс, что тебя поймут. При этом совершенно необязательно, что тебя научат писать. Там не дадут алгоритмов, как надо писать книгу. Но дадут волшебный пинок и скажут, как не надо. Никаких правил нет.
С другой стороны, у всех есть какое-то образование. У меня консерватория. Можно брать оттуда. Учитель, который давал мне уроки скрипки, научил меня всему, что я сейчас делаю. Многие вещи, которые он мне говорил, выражаются не через инструмент, а через букву. Любое образование — это не просто профессия, это инструмент, который тебе дают в руки. Поймешь, что с ним делать, и можно применять в самых разных областях.
— Что делать тем, кто чувствует в себе творческую жилку?
— Писать. И найти того, кому он может читать. Желательно, чтобы это была не мама, не семья, не близкий друг. Чужой человек. Но который тебя слышит. В общем, найти себе читателей. Размещать тексты в соцсетях, например.
— Как приходит идея книги и сколько времени занимает написание?
«В среднем книжка занимает от года до трех. Тео занял три года. Первый год вообще было одно предложение»
— Но мысли об этом были встроены в жизнь. Моешь посуду и думаешь, идешь на работу и думаешь.
Самый быстрый текст был написан за месяц, но для меня это редкость. Он так и называется «Я не тормоз». Рассказы, бывает, пишу и за день. Хотя предварительно тоже хожу и долго думаю.
Есть способы писать от сюжета и от героя. Моя история — всегда про героя. Я представляю, какой он, а потом смотрю, что с ним происходит.
— Что для вас сейчас — основная деятельность? Вы планируете писать и для взрослых?
— Я ничего не планирую. И я уже пишу для взрослых. Просто в моих книжках нет ничего, за что бы им ставить 18+. Я знаю, что половина моих читателей — взрослые люди, хотя мой герой чаще всего ребенок.
И знаете, сорокалетние — это новые подростки. Мы думаем, кто я, где я, куда я плыву. Я не могу сказать, какая у меня основная деятельность. Когда-то мне очень нравилось на одной работе в оркестре, а сейчас мне нравится, что я участвую в разных проектах. Мне кажется, что многие люди в будущем будут жить именно так.
Фестиваль «Снежность» будет продолжаться до 19 декабря. Его программа ежегодно расширяется и обогащается интересными современными форматами. Организаторы надеются, что в дальнейшем к масштабному социально-благотворительному проекту будут присоединяться новые творческие партнеры и коллективы и будет расширена география присутствия фестиваля.