В мастерской скульптора яблоку негде упасть, всё заставлено фигурами
Источник:
Илья Бархатов
12 августа на 93 году жизни скончался известный скульптор Вардкес Авакян, сообщили в областном правительстве. Если имя художника некоторым челябинцам может показаться не знакомым, то его работы точно знают все: памятник физику Игорю Курчатову, «Студент» около ЮУрГУ, фигуры Сергея Прокофьева и Михаила Глинки в центре города. Вардкес Айкович родился на границе Армении и Азербайджана, но на Урале прожил большую часть жизни. Мастер населил улицы Челябинска великими людьми-глыбами — смелыми и бескомпромиссными героями, задумчивыми гениями и учеными-легендами. До глубокой старости Авакян трудился в мастерской, его главным критиком спустя годы оставалась жена — Галина Дмитриевна, а помощником — сын Дмитрий Авакян. Вардкес Айкович запомнится открытым и честным человеком, немногословным и мудрым. В 2021 году, к 90-летнему юбилею Мастера, мы попросили сформулировать правила его жизни. Вспоминаем их ниже.
«Скульптором быть тяжело! Очень тяжело! Это как в любой профессии, если ее любить»
Вардкес Авакян — скульптор-монументалист, народный художник Российской Федерации, почетный гражданин Челябинска (звание присвоено в 2020 году). Родился в 1931 году в селе Гемур Нахичеванской АССР. Окончил Ереванское художественное училище. С 1956 года живет и работает в Челябинске. Начинал с изваяний целинников и работниц, потом воплощал известных академиков, поэтов, композиторов. Самыми личными и важными для мастера оставались женские фигуры из мрамора в жанре «ню» — по-роденовски условные и нежные.
От Вардкеса Авакяна веет народной мудростью
Источник:
Илья Бархатов
«Условия для возникновения настоящего большого искусства простые — место (помещение) и свобода»
Вардкес Айкович приехал в Челябинск в 25 лет, сразу после Ереванского художественного училища. Поначалу работал скульптором-бутафором в театре оперы и балета
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Я считаю абсолютной красотой, лучшим творением человечества «Пьету» («Оплакивание Христа») Микеланджело Буонарроти»
Одна из первых серьезных скульптур Авакяна на Урале — «Памятник борцам революционерам-коммунистам подпольщикам Челябкопей», его открыли в 1967 году
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Современное искусство показывает, что мир запутался. Банан, приклеенный к стене скотчем, цветные пятна — одна болтовня. В этом нет уважения и любви»
Средства на памятник коммунистам-подпольщикам собрала копейская комсомольская организация
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Знаете, у меня ужасный характер»
Три фигуры здесь как три богатыря: у центральной мускулистая рука сжата в кулак, другой он держит старшего товарища, которого пытали враги революции. В третьей фигуре — зверски замученный коммунист-подпольщик
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Я уважаю свои руки. Если что-то не так сделаю в скульптуре, они не виноваты, всё диктует мозг»
Памятник Игорю Курчатову открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска, заказ поступил от челябинского горисполкома, председателем которого в то время был Петр Сумин
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Не думаю о себе как о человеке, вошедшем в историю»
Работа над монументом началась еще в 1970-х годах. В «Вечернем Челябинске» писали: «На западе проспект завершится большой площадью имени академика Курчатова, над памятником которому сейчас работает скульптор В. Авакян совместно с архитекторами»
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Как устроен этот мир, мне не нравится. Я мечтаю об одном — увидеть, что жизнь улучшается»
На этом снимке Вардкес Авакян в своей мастерской демонстрирует фигуру Прокофьева на тот момент мэру Челябинска Вячеславу Тарасову и (ныне покойному) губернатору Челябинской области Петру Сумину
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Главная драма человеческой жизни заключается в непонимании человеком своего уровня»
Над фигурой Сергея Прокофьева Вардкес Авакян работал 8 лет, вдохновлялся музыкой композитора
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Друзей и врагов распознать очень просто: друзья радуются твоим успехам, а враги завидуют»
Мастер в начале каждой работы старается понять, кого он изображает и что этот человек оставил после себя
Источник:
предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала
«Смерти бояться не нужно»
На этом фото скульптор на открытии персональной выставки в картинной галерее Челябинска в 1996 году
Источник:
предоставлено объединенным государственным архивом Челябинской области
Одни из самых теплых и нежных работ — девушки в жанре «ню» из мрамора, в линиях тела автор видит выражение духа
Символом ЮУрГУ стала скульптура пижона-студента авторства Авакяна. Но немногие знают, что фигуры сверху здания — Прометей с факелом и Слава — тоже его работы
Источник:
Дарья Пона
Сегодня памятник Курчатову — излюбленное местом встречи студентов, пар, поклонников футбола и экстремальных видов спорта
Источник:
Дарья Пона
Вардкес Авакян стремится к воплощению вечной красоты
Источник:
Илья Бархатов
В современном искусстве скульптор не видит ценности, считает что это «одна болтовня»