Как сообщили в Министерстве экологии, рекультивация подходит к финалу и объект успеют сдать даже раньше срока — не к концу 2021 года, как планировалось изначально, а уже этой осенью. На реализацию проекта потратили 4,5 миллиарда рублей. При этом сам холм, по заверениям специалистов, уже сейчас не представляет никакой опасности, в будущем здесь можно будет свободно гулять. Власти и общественники обсуждают, что делать с территорией в дальнейшем: звучат идеи разбить парк миниатюр или превратить склон в горнолыжный. Впрочем, у Росприроднадзора остались замечания по работам.
Еще с дороги можно заметить: на месте свалки сейчас холм, по высоте он куда скромнее прежних гор мусора, к тому же практически весь покрыт зеленью, только ближе к верхушке местами проступают небольшие проплешины на газоне. Запах не чувствуется, разве что иногда ветром приносит воздух с душком — не резко, но ощутимо.
Челябинская свалка находится в черте города. Начала работать в 1949 году, ресурс выработала к середине 1980-х годов, рекультивировать ее собирались с 1993-го. Но фактически размещать отходы на полигоне прекратили только 11 сентября 2018-го, а к работам по консервации объекта приступили в 2019-м. На тот момент объем мусора на ней был 17,5 миллиона кубометров, площадь свалки составляла 74 га, а высота — 40–45 м. Сейчас работы завершены на 90%.
Громоздкой техники — тракторов и бульдозеров — здесь больше уже не увидеть: основные работы позади. Подрядчик, ФГУП «Федеральный экологический оператор» (бывший РосРАО. — Прим. ред.), сформировал из утрамбованного мусора возвышенность, укрыл ее слоеным пирогом — тремя уровнями изоляции (гидроматом, геомембраной, бентонитовым матом), засыпал всё это грунтом, потом засеял травой.
— Уже сейчас полностью выполнены работы по переформированию и изоляции тела полигона, произведен монтаж системы сбора, очистки и отведения биогаза, а также фильтрата, — прокомментировал руководитель пресс-центра ФЭО Денис Плещенко. — Сейчас идут пусконаладочные работы оборудования очистных сооружений и заканчивается благоустройство.
Иными словами, внимание сосредоточено на системах, которые будут выводить и перерабатывать самое вредное, что еще осталось под технологичным саркофагом, — газы и фильтрат (влагу, которая выделяется из утрамбованного мусора). Подрядчики трудятся с опережением сроков, заверили 74.RU в Минэкологии, но сразу оговорились: планировать какое-то серьезное строительство или дендропарк, как заявлялось ранее, на территории свалки пока рано.
— У нас уже завершен технический этап, и сейчас завершается биологический, то есть создание на объекте естественной экосистемы (засеяли травой, по периметру высадили деревья), — объяснил заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков. — Идет наладка систем по дегазации и отводу фильтрата. Газ будет собираться и сжигаться, вода — утилизироваться. Но уже сейчас превышений по вредным веществам там нет. Сдача объекта у нас стояла на конец этого года, но осенью все работы будут уже завершены. Потом еще лет 5–10 холм будет оседать, поэтому какие-то глобальные проекты по использованию этой территории пока на стадии рассмотрения. Делать сейчас там горнолыжный комплекс или засаживать всё деревьями нельзя (корни могут повредить изоляционный слой), но, например, мы уже в ближайшее время планируем проводить там просветительские мероприятия. Возможно, будут туристические экскурсии.
Пока как для туристов, так и горожан территория закрыта, попасть на нее без специального разрешения нельзя. И если сама свалка выглядит довольно живописно, то картина вдоль забора кажется удручающей: сюда мусор, судя по всему, не прекращали вывозить, по обочинам дороги валяются старые покрышки, мебель, хлам со строек. В поисках еды бродят стаи бездомных собак. Так что до экскурсий, как и до горнолыжки, явно далеко.
Общественник, экологический активист Евгений Маленкин еще на старте рекультивации вошел в группу экологического контроля и внимательно следил за всеми этапами работ. Он сказал, что проектом остался доволен: по данным газоанализаторов, выбросов на территории бывшей свалки действительно никаких нет, технологии соответствуют современным требованиям. Но всё же остался ряд предложений и замечаний.
— Сейчас мы выступили с предложением, чтобы не просто сжигать выходящий газ, а, например, отапливать жилые дома. Это возможно, в Европе такое есть, — сказал экоактивист. — Но подрядчик нам ответил, что такой цели не было. Наверное, в дальнейшем можно будет разработать такой проект, ведь газа на ближайшие лет 20 хватит. Кроме того, мы считаем законными и обоснованными претензии Росприроднадзора, которые ведомство направило в адрес Федерального экологического оператора. Их 12 — большая часть касается расхождений с первоначальным проектом. Например, по плану тело свалки должно было быть 2 километра, а в итоге получилось 2,2 километра. Объем резервуара для влаги, которую выводят, был заявлен один, а по факту другой — меньше. Но это хорошо: пока объект не передан в эксплуатацию, необходимо что-то исправить, что-то привести в соответствие с документацией.
Мы направили запрос в Росприроднадзор с просьбой прокомментировать список замечаний, но на момент публикации ответ получен не был. В Федеральном экологическом операторе признались, что сейчас находятся в диалоге с инспекторами, там уточнили, что согласны не со всеми пунктами документа, правда, озвучивать позицию официально на этот счет отказались.
Ранее широко анонсировали сервис, где можно следить за процессом рекультивации в режиме реального времени: на свалке установили видеонаблюдение. Но сейчас этот ресурс недоступен.
Мы следили, как идет рекультивация свалки прошлой осенью, и тогда она напоминала песчаную гору.
Как вы считаете, что нужно сделать на месте бывшей городской свалки?
На закрытии челябинской свалки в 2018 году настояли природоохранная прокуратура и областное правительство. Но решение спровоцировало беспрецедентный мусорный коллапс.
Проект по превращению отвалов закрытой челябинской свалки в безопасный зеленый холм разработала компания ФЭО. Жители, экологи и чиновники обсуждали его на публичных слушаниях. Тогда у общественников было много сомнений по безопасности объекта в будущем.