Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Ловись, заемщик, маленький и еще меньше!

Региональные банки, все более теснимые в секторе услуг для крупного бизнеса столичными и зарубежными конкурентами, активно развивают линейку розничных продуктов. На фоне стремительно набирающего обороты потребительского кредитования в последние годы...

Поделиться

Поделиться

Региональные банки, все более теснимые в секторе услуг для крупного бизнеса столичными и зарубежными конкурентами, активно развивают линейку розничных продуктов. На фоне стремительно набирающего обороты потребительского кредитования в последние годы наблюдается перераспределение интересов коммерческих банков с рынка ценных бумаг в сегмент кредитов нефинансовым организациям, в том числе и малым предприятиям. Хотя процесс кредитования малого бизнеса еще не стал массовым, потребительский потенциал есть: данные всероссийского опроса взрослого населения говорят о том, что каждый десятый житель страны рассматривает для себя возможность предпринимательского старта. По прогнозам экспертов, через три-четыре года микро-кредиты станут одной из самых популярных финансовых услуг, правда, осуществляться они будут, вероятнее всего, не напрямую банками, а через аффилированные с ними кредитные организации.

Более чем половине предпринимателей, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития предприятия. Такие данные проводит «ОПОРА России» по итогам исследования проблем малого бизнеса, которое проводилось в этом году совместно с ВЦИОМом. 60,4% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, около трети собственников предприятий используют для этих целей личные средства. И лишь 16,2% опрошенных обращались в банк за кредитом. Среди причин, которые помешали получить кредит, предприниматели чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4%) и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Преградой для многих стали необходимость предоставления требуемых банком финансовых документов и слишком короткие сроки кредитования – эти пункты в опроснике отметили около 18% бизнесменов.

Почему банки не спешат выдавать кредиты малому бизнесу, очевидно. Главная причина – невысокая экономическая эффективность в соотношении с издержками на развитие данного вида кредитования. Сегодня программы кредитования предприятий малого бизнеса имеют большинство крупных российских банков. Однако лишь один из десяти представителей малого бизнеса, обращающихся за кредитом, получает положительный ответ от банка. Банки осторожно относятся к мелким заемщикам и не спешат наращивать объемы кредитования. Прежде всего, потому, что часть представителей малого бизнеса – компании-однодневки. Кроме того, многие предприятия работают «по-серому», и отследить их финансовые потоки бывает крайне сложно.

По данным Российского микрофинансовового центра, существующий сегодня в стране спрос на микрофинансовые услуги оценивается в 10 миллиардов долларов. В получении краткосрочных кредитов в размере от одной до десяти тысяч долларов заинтересованы около шести миллионов предприятий малого бизнеса и потенциальных предпринимателей, чей бизнес находится еще в стадии проекта. Банковское предложение на классическом рынке микрокредитования оценивается экспертами в 700-800 миллионов долларов. Кроме того, сегодня в России, по косвенным оценкам, действует около тысячи небанковских организаций, предоставляющих микрокредиты. Их кредитный портфель составляет около 250 миллионов долларов, а объем займов, выданных за прошлый год, превышает 430 миллионов долларов, при том, что средний размер займа составляет полторы тысячи долларов.

«Микрофинансовые организации тесно связаны с банком и становятся для предпринимателей первой ступенью в переходе от полукриминальных к легальным источникам финансирования, – считает генеральный директор Углеметбанка Сергей Бабенков. – Добросовестно расплачиваясь по обязательствам, бизнесмен создает положительную кредитную историю, которая в дальнейшем поможет ему в получении более крупного банковского займа».

Схема работы микрофинансовой организации такова: банк кредитует МФО по рыночной ставке, а она, в свою очередь, выдает кредиты частным лицам и индивидуальным предпринимателям по упрощенной схеме, но и с более высокими тарифами. В сознании клиентов банк и аффилированная с ним микрокредитная организация – разные структуры, однако обязательным условием получения займа является открытие расчетного счета, платежи также принимаются в кассах банка.

Одной из первых услуги «небанковского» микрокредитования на челябинском рынке представила фирма «Мечел-займ», входящая в структуру Углеметбанка. По словам Сергея Бабенкова, необходимость создания подразделения была связана с тем, что интенсивное развитие услуги микрокредитования, отличающейся высокими рисками, негативно складывалось на финансовой отчетности банка – слишком большие суммы приходилось резервировать для страхования невозврата ссуды. За полгода фирмой «Мечел-займ» было выдано 127 кредитов челябинским предпринимателям, средняя сумма займа – около 30-40 тысяч рублей. Эффективная ставка по кредиту, учитывающая базовую ставку и ежемесячную комиссию, составляет 32% годовых, но, по словам директора Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, дороговизна кредита не столь важна для малого бизнеса, как его доступность.

«Вопреки сложившемуся мнению, малый бизнес не только быстро самоокупается, но и приносит хорошую прибыль – рентабельность составляет от 150 до 600% годовых, – утверждает Михаил Мамута. – Поэтому высокие ставки по кредиту даже для начинающих предпринимателей – не преграда, к примеру, в «черной кассе» они доходят до 5-10% ежемесячно. Гораздо более предпринимателей волнует сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, необходимость предоставления кипы бумаг».

По словам помощника генерального директора Углеметбанка по микрофинансированию Григория Боровикова, при принятии решения о выдаче кредита в небанковской организации решающее значение имеют не столько даже финансовые показатели бизнеса, сколько деловая репутация самого предпринимателя. Доля просроченных кредитов «Мечел-займа» в три раза превышает аналогичные показатели Углеметбанка и доходит до отметки в 4,5%. Однако, по словам Сергея Бабенкова, речь идет скорее о короткой просрочке сроком до месяца, в течение которого, как правило, удается убедить заемщика более дисциплинированно относиться к погашению ссуды. По оценкам специалистов Российского микрофинансового центра, в крупнейших трехсот небанковских кредитных организациях, предоставляющих микрокредиты, доля просроченных более чем на месяц займов не превышает 2,3% от общего числа выданных ссуд. Уровень рентабельности нового бизнеса пока оценивается менеджментом Углеметбанка как невысокий, большую часть прибыли «съедают» операционные расходы, правда, и размеры инвестиций в новый бизнес были, по меркам банка, более чем скромные. О невысокой доходности, но большом потенциале услуги кредитования малого бизнеса говорят и представители других региональных банков.

«Малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно, – констатирует директор департамента по работе с корпоративными клиентами Уральского банка реконструкции и развития Алексей Икряников. – В прошлом году объем кредитов, выданных малому бизнесу, составил около 9 миллиардов долларов, что составило примерно 10% от совокупного кредитного портфеля банков. По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. А потребность в микрокредитах, то есть в кредитах на сумму от 1 до 10 тысяч долларов, – всего на 5-7%. И это вполне объяснимо. Банкам невыгодно работать с мелкими заемщиками: очень велика доля операционных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, нет залога, единой базы кредитных историй. А с другой стороны, банки уже поделили между собой сегмент крупных предприятий и все активнее смотрят на «малышей», развивая направления розничного бизнеса и для корпоративных клиентов».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter