RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

5 м/c,

южн.

735мм 66%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Экономика Евгений Данкевич, управляющий директор ритейлового инвестиционного бизнеса инвестиционного банка «Открытие»: «Во время кризиса люди действуют нерационально»

Евгений Данкевич, управляющий директор ритейлового инвестиционного бизнеса инвестиционного банка «Открытие»: «Во время кризиса люди действуют нерационально»

" src=

Фондовый рынок преподносит инвесторам постоянные сюрпризы, однако готовыми к крутым разворотам трендов оказываются далеко не все. О том, как нужно относиться к кризисным явлениям на финансовом рынке и как их с легкостью пережить, рассказывает один из управляющих директоров ИБ «Открытие» Евгений Данкевич.

Евгений Леонидович, в настоящее время отечественный фондовый рынок переживает непростые времена. Говорить о причинах и предпосылках сложившейся ситуации уже нет смысла. Какие, на ваш взгляд, можно извлечь уроки из кризисных событий?

– Уроки очень простые: акции могут не только расти, но и падать. С одной стороны, частные инвесторы и компании должны понимать, что фондовый рынок довольно сложен и требует правильного подхода. Однако, с другой стороны, это практически единственный способ для обычного человека сохранить в долгосрочном периоде сбережения от инфляции, за исключением, разве что, инвестиций в недвижимость. Однако нужно понимать, что недвижимость – это тот способ инвестирования, при котором, скажем, по пять тысяч рублей в месяц откладывать не получится. Покупка квартиры предусматривает единоразовое вложение довольно крупной суммы, в отличие от покупки акций или паев инвестиционных фондов.

Как, по вашему мнению, в дальнейшем будет развиваться ситуация на фондовом рынке? Прогнозируете ли вы в краткосрочной перспективе рост котировок?

– Конечно, в перспективе фондовый рынок ждет рост. Сейчас озвучиваются различные прогнозы, строятся предположения – когда же это произойдет. Я не вижу в этом особого смысла: грамотный инвестор покупает лишь акции надежных компаний, которые в любом случае будут расти в цене в долгосрочной перспективе.

Удачный ли сейчас момент для инвестиций на фондовом рынке?

– Сейчас весьма удачный момент, чтобы покупать дешевые акции: рано или поздно стоимость бумаг возрастет, и деньги инвесторов не только сохранятся, но и преумножатся. Вероятно, в ближайшее время фондовый рынок продемонстрирует некоторый рост и вновь упадет, после чего может начаться долгосрочный рост. Инвестирование в ценные бумаги – это способ долгосрочного сбережения накоплений, не стоит рассматривать это как вариант быстрого заработка. Чем большим «запасом времени» располагает инвестор, тем спокойнее он относится к «сюрпризам» фондового рынка, тем больше шансов получить хорошую прибыль. Вопрос времени может волновать инвесторов, которым за 50-60 лет, но если речь идет о тридцатилетних, которые хотели бы обеспечить себе безбедную старость, то нужно понимать, что инвестиции в фондовый рынок – это в первую очередь способ сохранения денег от инфляции в долгосрочной перспективе. Люди традиционно откладывают часть доходов на «черный день», на обеспеченную старость, на обучение детей, на покупку жилья. Хотя сегодня все больше жителей страны исповедуют философию: получил – потратил, предпочитая хорошо жить сейчас, чем все равно плохо потом. Если же потребность в накоплениях все же есть, а период инвестирования составляет порядка 10-15 лет, хранить деньги «под матрасом» или на банковском депозите бессмысленно: инфляция превратит сбережения в ничто. Сейчас настали относительно благоприятные времена для вложения средств на фондовом рынке. Конечно, не исключена ситуация, что стоимость акций, которые планирует приобрести инвестор, опустится еще ниже текущего уровня, но нужно спокойно относиться к подобным событиям: в перспективе нескольких лет колебания курсов сгладятся.

А если речь идет об инвестициях на короткий срок?

– В краткосрочной перспективе, конечно же, выгоднее инвестировать средства на банковские депозиты: при открытии вклада в рублях на полгода или год средняя доходность на сегодняшний день составляет порядка 15% годовых, что соотносится с уровнем инфляции в стране. Вложения в фондовый рынок, как правило, приносят больший доход, чем вклады в банках, однако происходит это скачкообразно. Люди, желающие заработать на фондовом рынке в краткосрочной перспективе, – это спекулянты. Все инвесторы, которые будут спокойно инвестировать деньги, всегда останутся в выигрыше в большей или меньшей степени. А вот многие спекулянты не только не заработают, но и потеряют вложенные средства, хотя, безусловно, всегда найдутся те, кто выиграет много, станет богатым и знаменитым. Игра на фондовом рынке – это спорт, в котором есть как победители, так и проигравшие.

Сейчас высказываются мнения о том, что фондовой рынок просел на 70%. Взять, к примеру, ключевой биржевой индикатор: в прошлом году индекс РТС находился на уровне 2500 пунктов, а потом упал до 650 пунктов, вернувшись к отметке пятилетней давности. Инвесторы, которые вложили в акции в 2004 году, вообще ничего не потеряли, однако можно было в 2002 году купить, а в 2007 году, когда индекс достиг максимальных значений – продать и хорошо заработать. А если же инвестор приобрел акции в 2001-2002 годах, когда индекс РТС находился на отметке 150 пунктов, то, несмотря на падение фондового рынка, к 2008 году он заработал 150%. Это вполне сравнимо с депозитом: в 2001 году банки привлекали средства во вклады с доходностью на уровне 12% годовых. Разместив 1000 рублей на депозите, через восемь лет инвестор бы увеличил вложения на 170%, то есть заработал 2700 рублей. А если бы в 2001 году купил на ту же сумму акций, то доход составил бы 4250 рублей. Конечно, из-за падения стоимости ценных бумаг осенью прошлого года часть денег инвесторы потеряли, однако сейчас вновь начинают наращивать позиции.

В какие инструменты вы бы советовали сейчас вкладывать деньги?

– В акции и индексные фонды. При этом практически не имеет значения, в какие именно. Главное – выбирать стабильные и устойчивые компании с хорошими показателями прибыльности бизнеса. На фондовом рынке нужно просто твердо следовать простым принципам и не пытаться получить спекулятивную прибыль. Принято считать, что спекулянт – это тот, кто смотрит на графики, а инвестор – это тот, кто читает книги…

Спекулянт покупает акции в надежде, что стоимость бумаг в скором времени вырастет, при этом используются различные методики оценки: при определении справедливой стоимости бумаг компаний второго эшелона нужно использовать корпоративную финансовую отчетность и фундаментальный анализ. При анализе стоимости голубых фишек в первую очередь стоит смотреть на графики. Однако спекуляции – это занятие не для всех. Конечно, новички за редким исключением поддаются соблазну, потому что возможности фондового рынка, позволяющие в короткие сроки «сколотить» себе состояние, очень привлекательны. Но попытки инвесторов «обогнать рынок» обычно приводят к тому, что они проигрывают.

Инвестор не пытается быть самым умным, действует рационально и взвешенно, вкладывая средства в растущие сегменты. А спекулянт зарабатывает на ошибках других спекулянтов, а также хеджеров, долгосрочных инвесторов.

Как вы считаете, что необходимо сделать для того, что бы повысить интерес к инвестированию в фондовый рынок у массового инвестора?

– Для начала люди должны осознать, что такое инвестирование, определить инвестиционный горизонт. Уже сейчас многие понимают, что все вокруг дорожает, и банковский депозит не спасает сбережения от обесценивания, несмотря на высокие процентные ставки – 12-15% годовых по вкладам в рублях сроком на год.

Однако для того, чтобы в России сложился массовый класс инвесторов, нужно, чтобы многое поменялось как объективно, так и в сознании людей. Что касается объективных изменений, то необходимо формирование правильного слоя компаний, эмитирующих бумаги. На сегодняшний день в России достаточно «куцый» фондовый рынок: малое число участников, незначительные объемы торгов, низкая заинтересованность компаний в миноритарных акционерах, соответственно – в поддержании котировок, низкая корпоративная культура и корпоративное право, непрозрачная финансовая отчетность. Все это можно охарактеризовать просто: нецивилизованный фондовый рынок. При этом значительный по капитализации. Необходим пересмотр инфраструктуры фондового рынка, способов торговли, качества и количества эмитентов.

Субъективный фактор – это понимание населением того факта, что инвестирование – это не тогда, когда занял у соседа последние деньги, купил акции Газпрома, а котировки вдруг резко упали. Инвестирование – это когда человек, получая, к примеру, 25 тысяч рублей, каждый месяц или квартал покупает, к примеру, на 7 тысяч рублей пай инвестиционного фонда. И через десять-пятнадцать лет выясняется, что денег накопилось столько, что уже можно и не работать даже.

Возможно, отталкивает потенциальных инвесторов и тот факт, что пока у нас в стране нет выплат нормальных дивидендов. Инвестор, вкладывая деньги в бизнес, рассчитывает на получение части прибыли компании. Соответственно, компании должны выплачивать на вложенные средства дивиденды, которые должны быть сопоставимы с доходностью депозитов. К примеру, если средства во вклады привлекаются под 10% годовых, то дивиденды должны составлять порядка 5% в год – тогда инвесторы будут понимать, что, вкладывая деньги в бизнес, гарантированно будут получать 5% годовых, а в дальнейшем смогут претендовать на доходы от роста капитализации компании. Поэтому, если бы российские компании в более благополучные времена выплачивали хорошие дивиденды, инвесторы спокойнее бы восприняли нынешнее падение стоимости акций. Это естественно, что инвесторы хотят получать постоянный доход от вложений: так, приобретая в инвестиционных целях недвижимость, многие затем сдают ее в аренду, чтобы заработать не только на росте стоимости квадратного метра, но и получать стабильный промежуточный доход. Сбережения у населения есть, но нести их на фондовый рынок никто не спешит.

Есть ли предпосылки к изменению позиции инвесторов?

– Конечно, постепенно все разрешается, но тут возникает иной вопрос: а стране это нужно? Фондовый рынок для компаний и предприятий – это способ привлечь деньги частных инвесторов, причем на крайне выгодных условиях: под долю в будущей прибыли. Хорошо развитый фондовый рынок не очень интересен российским банкам: им гораздо интереснее привлечь деньги населения в депозиты, а затем кредитовать корпоративный сектор.

Сегодня актуальным вопросом для профессиональных участников является отмена запрета на совершение необеспеченных сделок на биржевых площадках, который ФСФР ввела с 30 сентября 2008 года. Есть ли, по вашему мнению, предпосылки к отмене данной меры?

– Российский фондовый рынок стал слишком спекулятивным. Однако запрет на шорты – это далеко не самый лучший способ борьбы со спекулятивными сделками, ведь от ограничений на совершение необеспеченных сделок страдает ликвидность рынка. ФСФР использует не самые эффективные методы: нужно формировать инфраструктуру рынка, регулировать налогообложение, выплаты дивидендов, повышать грамотность инвесторов. «Шортят» обычно более или менее профессиональные участники рынка, частные инвесторы не склонны так рисковать. Компании, которые заинтересованы в проведении подобных сделок, найдут способ обойти закон любым путем, не нарушая его. Хотя на тот момент, когда запрет вышел, это было, пожалуй, своевременной мерой. Сейчас же в сохранении ограничений на проведение необеспеченных сделок нет никакого смысла.

В последние годы рынок коллективных инвестиций рос стремительными темпами, однако по итогам прошлого года управляющие компании показали худшую доходность за последние пять лет. Как вы считаете, можно ли списать плачевные результаты инвестирования только на кризис? Смогут ли компании в наступившем году показать положительную доходность?

– Не слишком обнадеживающие результаты инвестиционной деятельности управляющих компаний вполне естественны: упал фондовый рынок – снизились и показатели доходности. Это вызвало значительный отток средств из паевых инвестиционных фондов. Во время кризиса люди часто ведут себя нерационально. Те же, кто осознает ситуацию, которая сейчас сложилась на фондовом рынке, видят возможность заработать.

С другой стороны, управляющие компании сами виноваты в оттоке средств: потенциальным клиентам, которые обращались в управляющие компании с желанием инвестировать деньги в инструменты фондового рынка, внушали, что и фонды акций, и смешанные фонды, и индексные фонды – замечательные и перспективные. И у клиентов, движимых посылом: «я дурак неграмотный, а вы – умные, и вы мне сейчас кучу денег заработаете», возникали неправильные ожидания. Если они все там такие умные, что же они себе кучу денег не заработали и не уехали жить на острова? Если бы инвестиционные консультанты доходчиво разъясняли, что стоимость бумаг на фондовом рынке может как расти, так и падать, при этом управляющие компании выступают только в качестве посредника при размещении средств, люди бы иначе относились к инвестированию и не спешили выводить деньги при падении стоимости паев,а наоборот покупали бы подешевевшие паи и акции.

Компании не виноваты в том, что доходность по итогам прошлого года оказалась отрицательной: большинство предприняло разумные меры, и стоимость паев снизилась не так значительно, как показатели индексов. Так, российский фондовый рынок с мая прошлого года просел на 70%, худший показатель доходности управляющей компании за прошлый год – минус 50%. Именно в этом заключается профессионализм: не проиграть все, быть вместе с рынком. При самостоятельном инвестировании на фондовом рынке у новичков есть все шансы потерять все деньги, управляющие компании деньги инвесторов не проиграют: котировки пойдут вверх, вырастет и стоимость паев.

Сейчас надзорные ведомства развернули широкую кампанию против использования инсайдерской информации на фондовом рынке. Необходимо ли наказывать компании, использующие инсайдерскую информацию?

– Информация всегда распространяется неравномерно, и это нормально. Если представить себе фондовый рынок, где все инвесторы узнают информацию одновременно, акции компаний будут то резко расти, то падать. Можно представить себе простую ситуацию: акции Газпрома стоят 100 рублей, и вдруг все участники рынка разом узнают, что Газпром нашел новые месторождения. В итоге стоимость бумаг в один момент подскочила до 150 рублей. Это не рынок. И так не будет. Сегодня это выглядит так: кто-то где-то что-то увидел, услышал, кто-то сделал правильные выводы на основании информации, просочившейся в СМИ, кто-то начал скупать бумаги заранее, потому что слышал, что Газпром проводит поиски новых месторождений. Стоимость бумаг постепенно возрастает, но никто из инвесторов еще четко не понимает, почему. Кто-то присоединяется, кто-то закрывает короткие позиции. Цена уже достигает 130 рублей, и наконец выходит официальная информация об открытии новых месторождений. Это инсайд или нет? Непонятно. Фондовый рынок без инсайда невозможно себе представить.

Наказывать за использование инсайдерской информации нужно не компании, а конкретных людей, которые используют служебное положение в корыстных целях. Так, если некое лицо, владея закрытой информацией о компании, совершает сделки в собственных интересах, то это, конечно, неправильно. В Америке за это можно угодить за решетку. Однако, если речь идет о не очень больших деньгах, о том, что кто-то отхватил свой кусочек пирога, то это может даже оказаться полезным для фондового рынка. Если же происходит манипулирование со стороны ответственных лиц, запускание «утки» в СМИ, разглашение заведомо ложной информации, то подобные дела стоит рассматривать в суде. Однако доказать факт использования инсайдерской информации, как правило, довольно трудно. Я уверен, что настоящие злоупотребления в этой сфере никогда публично разоблачены не будут, а виновные – не понесут наказания.

Почему сегодня первые лица страны нередко допускают высказывания, способные мгновенно обвалить котировки на фондовом рынке?

– Иногда, возможно, просто не думают о том, что говорят, иногда делают это сознательно. Может, просто пока не до конца понимают, какая реакция может последовать на их высказывания. А может, просто недооценивают важность фондового рынка. Однако необходимо отметить, что в последнее время первые лица страны стали постоянно и в позитивном ключе отзываться о перспективах развития ситуации на фондовом рынке: все-таки в России строится мировой финансовый центр.

Есть ли у России шансы в действительности стать мировым финансовым центром?

– Конечно, это маловероятно, но определенные предпосылки все же есть. Многое будет зависеть от экономической ситуации в мире положения на сырьевых рынках. В конце концов мы великая страна, пора это как-то подтверждать. Вот только тяжело стать мировым финансовым центром, пока в центре Москвы постоянные пробки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления