Треть представителей российского среднего класса уверены, что, несмотря на кризис, в ближайший год их возможности вкладывать и накапливать средства возрастут, говорится в сообщении исследовательской группы «Циркон». Всероссийский опрос общественного мнения проводился компанией в марте 2009 года, в исследовании участвовали 1603 респондента. Согласно данным исследования, в последние пять-шесть лет две трети представителей среднего класса с тем или иным успехом вкладывали деньги в различные финансовые компании и банки; среди россиян в целом 75% заявили, что за тот же временной период не инвестировали средства. Согласно опросу, из тех россиян, которые занимались разными видами вложений, 42,4% (26,9% представителей среднего класса) хранили вклады в Сбербанке, 1,5% (12,2%) – в российских негосударственных банках, 1,4% (5,2%) – в иностранных банках. При этом 21% россиян (6,4% среднего класса) предпочли сбережения в наличных рублях, 10,9% (13,1%) – в валюте, 5,2% (15,9%) – в золотых слитках, изделиях из драгметаллов, антиквариате. В акции и другие ценные бумаги компаний вкладывали средства только 1,7% россиян против 4,7% представителей среднего класса.
Уверенность в том, что их семья через год будет жить лучше, чем сейчас, высказали 65% опрошенных из среднего класса, тогда как остальное население страны не так уверено в успехе – только 23% считают, что их благосостояние за год увеличится. Около 5% среднего класса ожидают, что их семьи будут жить хуже, чем сейчас, тогда как количество россиян, пессимистично смотрящих в будущее, составляет 28%. При этом 21% среднего класса и 36% всех россиян считают, что их состояние за год не изменится.
В целом исследование финансового поведения россиян показало, что, несмотря на присутствие кризисных настроений, их размах и «катастрофичность» явно преувеличены, считают социологи. Для большей части населения страны кризис «не принес никаких существенных изменений в жизнь», и ранее характеризовавшуюся «отсутствием полноценной финансовой активности». По мнению исследователей, единственной заметной тенденцией стало повышение доли респондентов, предпочитающих экономию средств как базовую стратегию в ситуации кризиса.