Осенью многие кредитные организации последовали примеру Банка России и начали повышать ставки по кредитам, чем встретили недовольство заемщиков.
Согласно годовому отчету Банка России, в IV квартале 2008 года существенно увеличилось количество жалоб от заемщиков – юридических и частных лиц. Большая часть обращений касалась одностороннего изменения банками процентных ставок по действующим кредитным договорам, в частности, по ипотечным кредитам. Клиенты также жаловались на сокращение доходов и неспособность платить по кредиту.
Количество жалоб Банк России не раскрывает, однако, как отметил один из сотрудников Банка России, «счет шел на сотни».
Как пишет газета «Ведомости», регулятор писал банкам письма, иногда рекомендовал им рассмотреть кандидатуру клиента для реструктуризации ссуды. Несколько сложнее обстояла ситуация со ставками по кредитным договорам: рекомендовать снизить их Банк России не имеет права, тем более что банки убедительно объясняли причины таких повышений – рост стоимости денег для них самих.
Часто заемщик направляет письмо в приемную президента, а пересылает его в Банк России, который вынужден обращаться в банк с просьбой рассмотреть и ответить клиенту. В итоге часто бывают случаи, когда выясняется, что заемщик даже не пытался узнать о решении проблемы в банке.