RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +13

1 м/c,

вос.

739мм 88%
Подробнее
1 Пробки
USD 89,38
EUR 96,87
Реклама
Экономика Жара перегрела цены на продовольствие

Жара перегрела цены на продовольствие

Российские производители продуктов питания повышают отпускные цены, глядя на дорожающее зерно, а покупатели, хотя и называют нынешний рост спекулятивным, признают, что без повышения цен этой осенью обойтись не удастся...

Российские производители продуктов питания повышают отпускные цены, глядя на дорожающее зерно, а покупатели, хотя и называют нынешний рост спекулятивным, признают, что без повышения цен этой осенью обойтись не удастся.

Жара, засуха и неурожай зерновых и кормовых культур сначала накалили российский рынок зерна (цены на пшеницу подскочили на 40–70%), а теперь начинают подогревать цены на продукцию смежных отраслей – муку, хлеб, сахар, крупы, молоко и мясо. С начала августа розничные сети начали получать новые прайс-листы от своих поставщиков, в которых цены на продукты питания оказались на 10–60% выше, чем раньше.

Рыба дорожает с головы

«Практически одновременно все производители муки заявили о повышении: сначала – на 10%, а затем – на 40–50%. Повышение на гречневую крупу было еще выше, прошлогодний урожай практически полностью продан, – сообщила представитель сети «Седьмой континент» Влада Баранова. – Следом поползла вверх цена на хлеб. Не все, но некоторые производители делают просто фантастические предложения, повышая ценник на 25%. Никакие расчеты с учетом нынешних цен на сырье не приводят к таким показателям».

«В регионах рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия составил в среднем 8–10%, в Москве по отдельным позициям достигает 25%», – соглашается представитель торговой сети «Мосмарт» Татьяна Швечихина. По ее словам, также выросли оптовые цены на мясо птицы в среднем на 15%. Более крупные ретейлеры – «Магнит» и X5 Retail Group – говорят, что предложения поставщиков бакалеи, хлеба, круп и масла предполагают рост цен на продукцию на 15–70%.

По данным компании «ПроЗерно», пшеничная мука первого сорта в оптовом звене подорожала менее чем за месяц почти на 50% – с 7,4 тыс. рублей за тонну на 16 июля до 11 тыс. рублей за тонну к 6 августа. Гречневая крупа за этот период выросла в цене с 28,6 тыс. до 45 тыс. рублей за тонну. Рис подорожал не столь значительно – с 19,7 до 23,3 тыс. рублей за тонну, пшено – с 9,8 до 13,9 тыс. рублей за тонну. Цены на подсолнечное масло увеличились с 28,8 тыс. до 32,2 тыс. рублей за тонну.

Этот рост эксперты считают спекулятивным. «Сейчас производители используют зерно прошлогоднего урожая, которое продавалось по очень низкой цене. Продукция нового урожая еще не поступила на рынок. Рост цен ничем не оправдан», – отмечает директор департамента по работе с инвесторами торговой сети «Магнит» Олег Гончаров.

Торговля до последних запасов

В рознице цены пока растут не такими быстрыми темпами, как в оптовом звене, что ретейлеры объясняют своими стараниями – считая взлет цен спекулятивным, они отказываются от подписания договоров с новыми ценами до реализации остатков на складах. «Пока у нас есть достаточные запасы, мы будем сдерживать рост цен и прилагать усилия для того, чтобы паника на зерновом рынке не отразилась на потребителях», – заверил руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group Максим Трапезников. По его словам, компания даже готова снижать свою наценку на самые важные товары.

По словам представителя «Магнита», самый действенный инструмент, который есть у ретейлеров, – это договоры с поставщиками. Например, договор на поставку X5 предусматривает возможность пересмотра цены поставки лишь раз в квартал и штрафы за недопоставку оговоренного количества товара.

Однако долго отказываться от условий поставщиков ретейлеры не смогут – стоять с пустыми полками им так же невыгодно, как повышать цены. «Как только товар приходит по новой цене, изменяется ценник на полке», – констатирует Олег Гончаров.

Торговые сети опасаются, что когда розничные цены на продовольствие вырастут вслед за оптовыми, ретейл может попасть под регулирование государства. Закон «О торговле», вступивший в силу с февраля этого года, предусматривает возможность государственного регулирования предельных цен на социально значимые продукты питания в том случае, если цены на них за короткий период увеличатся на 30%.

Молочные реки обмелели

Если рост цен на крупу, макароны и птицу пока еще подбирается к полкам магазинов, то на молочную продукцию цены уже поменялись. Со 2 августа крупнейшие производители молока – «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Юнимилк» и Danone – повысили отпускные цены. Как утверждают в самих компаниях, рост был небольшой. В ВБД говорят о повышении отпускных цен на 5–7%, в «Юнимилке» – на 10%, в Danone – на 4%.

Однако ретейлеры уверяют, что рост цен был значительно выше – по некоторым товарным позициям до 30%. «В молочной отрасли рост состоялся, продукция подорожала на 10–30%, следом – сливочное масло», – замечает представитель «Седьмого континента». В группе «Мосмарт» уверяют, что рост отпускных цен молочников составил 5–30%, «при этом поставщики в полном объеме не могут удовлетворить заявки сети, ссылаясь на отсутствие сырья».

По словам директора по корпоративным отношениям компании «Юнимилк» Павла Исаева, рост цен на продукцию значительно отстает от закупочных цен на сырье. Так, по его словам, в первом полугодии 2010 года закупочные цены на сырье для переработчиков молока были на 30–50% выше, чем год назад. Кроме того, сетуют производители, из-за аномальной жары в молочной отрасли происходит естественный спад производства.

Розничные продавцы заявили также о возникновении дефицита молока – по разным сетям объем поставок отстает от запрашиваемых объемов на 30–55%. «Наши потребности в молоке поставщики на сегодня обеспечивают на 45–55%», – заявил Максим Трапезников, уточнив, что это средние цифры для сети ретейлера.

«Наш прогноз на сентябрь – рост цен на молочную продукцию еще на 15–20%, увеличение дефицита. Если не принимать мер на уровне государства, ситуация по молоку вряд ли стабилизируется до марта-апреля. До той поры потребности рынка в молоке будут удовлетворены на уровне 30–40%–, – заключил представитель X5 Retail Group.

В сети магазинов Metro Cash & Carry объем недопоставок молока достигает 50%, сказала руководитель отдела общественных связей сети Оксана Токарева. По ее словам, поставщики объясняют сокращение объемов отгрузки нехваткой сырья, которая, в свою очередь, вызвана жарой и засухой. Эти же доводы используют поставщики для объяснения роста отпускных цен на молочную продукцию, добавила Оксана Токарева.

В «Седьмом континенте» также говорят о том, что «молока мало», но обуславливают это другими факторами, а именно своим несогласием с резким повышением цен некоторыми поставщиками. Представитель одной из розничных сетей предположил, что последнее обстоятельство как раз может оказаться основной причиной дефицита у ретейлеров – продавцы не принимают новые цены поставщиков и увеличивают заказы у тех производителей, кто не корректировал прайс-листы.

Может, виноваты коровы?

Среди производителей молочной продукции также нет единой оценки происходящего – одни уверяют, что ситуация критическая, а другие считают, что паника сеется искусственно. «То, что на рынке есть проблема с сырьем, – это правда», – подтвердила представитель Danone Марина Балабанова. По ее словам, Danone страдает от нехватки сырья в меньшей степени, поскольку его ассортимент состоит в основном из премиальной продукции высокой переработки и не включает питьевого пастеризованного молока. «Риск возникновения дефицита присутствует, и он обусловлен погодными условиями и ограничением импорта», – считает представитель французской компании.

Член правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган заверила, что производитель не испытывает никаких трудностей с обеспечением требуемых объемов поставки. «Сколько мы поставляли раньше, столько же отгружаем и сейчас. Все остальное – спекуляции!» – сказала она, назвав ненужным создание ажиотажа вокруг последствий засухи.

Однако в «Юнимилке», другом крупном производителе молочной продукции, напротив, говорят, что ситуация критическая – фермеры пострадавших от засухи регионов продают на 25% меньше сырья на молочные заводы, чем в прошлом году. «Объективно дефицит существует, и мы чувствуем его на себе. Мы закупаем меньше сырья, чем в прошлом году, но продаем больше продукции, поскольку спрос вырос», – объяснил Павел Исаев. Он уточнил, что дефицит покрывается в основном за счет импорта концентрированного и сухого молока, которое по технологии может использоваться в кисломолочной продукции и йогуртах.

По мнению Павла Исаева, нехватка молока в России обусловлена объективными факторами – потребление молока за семь месяцев увеличилось на 12%, в то время как производство не выросло. «Думаю, что по итогам августа динамика производства станет отрицательной», – предположил представитель компании «Юнимилк».

Может, дело в переработчиках?

Часть экспертов молочного рынка считает проблему дефицита молока надуманной и предполагает, что недопоставки – плод политики переработчиков молока, которые придерживают товар, чтобы позднее продать его по более высоким ценам.

Ни о каком дефиците молока речи быть не может, заявила руководитель аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова. «Заявления ряда компаний и торговли о пустых полках и о резком сокращении поставок молока – это попытка создать ажиотаж для того, чтобы склонить государство к отмене таможенных пошлин на сухое молоко, иметь дешевое сырье, но продавать готовую продукцию по высоким ценам», – считает она.

По ее словам, отгрузки молока за последнее время сократились всего лишь на 3%. «Причем это произошло не из-за забоя скота, а из-за снижения продуктивности коров в жару», – сказала она, добавив, что после похолодания надои восстанавливаются.

Татьяна Рыбалова не исключила, что поставки в магазины могли снизиться из-за того, что его переработчики большую часть сырья направляют на производство ультрапастеризованного молока с длительным сроком хранения – для того, чтобы реализовать его после повышения цен.

Или это игры лоббистов?

Исполнительный директор Молочного союза России (объединяет переработчиков молока) Владимир Лабинов оценивает недостаток предложения на рынке сырого молока в настоящий момент примерно в 5%, однако всего, по его словам, России в текущем году может не хватить около 1 млн тонн собственного молока. Недостающий объем может быть восполнен за счет импорта, однако для этого государству необходимо принять оперативные меры для открытия границ, считает глава отраслевого объединения.

За снижение пошлин на импорт молочной продукции высказывается и генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «В отличие от прошлых лет, когда летом был избыток молока, в этом году из-за жары произошел сбой в его производстве и поставках, поэтому пошлину на импорт надо снижать», – заявил он.

«Но если будут отменены таможенные пошлины на сухое молоко, как того требуют переработчики, то крестьяне не получат адекватную цену за свою продукцию и будут вынуждены забивать скот, остановить этот процесс будет сложно, – заявила в свою очередь Татьяна Рыбалова. – А значит, отрасль, в которую за последнее время было вложено немало государственных и частных инвестиций, снова откатится назад».

Она полагает, что государство может пойти на некоторое снижение таможенных пошлин на сухое молоко и компенсировать возможный дефицит сырья поставками из-за рубежа. «Но поставками не бесконтрольными, а обоснованными расчетами, с тем чтобы не подрывать основы отечественного животноводства», – подчеркнула она.

Холодный душ для внутренних цен на зерно

Аналитики зернового рынка полярно оценивают решение российского правительства запретить с 15 августа по 31 декабря 2010 года экспорт зерна. Одни называют его адекватным сложившейся в стране и на мировом рынке ситуации, другие – шоком для рынка и экспортеров. «Это адекватное, обоснованное, но чрезвычайно болезненное для участников рынка решение», – заявил Дмитрий Рылько. По его словам, запрет позволит спокойно разобраться с тем, что происходит на внешнем и внутреннем рынках и главное – охладит резко возросшие цены на зерно.

Дмитрий Рылько считает, что партнеры по торговле зерном с пониманием отнесутся к форс-мажорным обстоятельствам, сложившимся в связи с засухой и пожарами. «Без зерна они не останутся, зерна на мировом рынке достаточно, – сказал он. – В этом году хороший урожай в США и Западной Европе, например».

Глава Агропромсоюза Иван Оболенцев, в конце июля заявлявший о необходимости закрытия границы для российского зерна, согласен, что введение запрета «подтянет цены вверх на мировом рынке и позволит хотя бы остановить их ажиотажный, в основном спекулятивный рост на внутреннем». «Восемь тысяч рублей за тонну, по которым сейчас предлагается зерно, – это запредельно, цена на продовольственную пшеницу должна быть на уровне шести тысяч рублей за тонну, на фураж – около четырех тысяч рублей, – считает он. – Если в результате остановки экспорта удастся выйти на эти показатели, то будут удовлетворены и производители зерна, и животноводы».

Генеральный директор компании «Росинтерагросервис» (один из ведущих экспортеров зерна) Андрей Самойленко согласен, что запрет на экспорт зерновых может вызвать падение внутренних цен. Но, по его словам, это невыгодно производителям зерна, так как излишки будут не востребованы внутри страны.

«Российское зерно завоевало рынок сбыта во многих средиземноморских государствах, странах Ближнего Востока, вытеснив с него сильных экспортеров в лице Канады, США, Австралии, Франции и других стран, – заявил Андрей Самойленко. – Поэтому даже временный запрет на экспорт даст возможность конкурентам воспользоваться нашим отсутствием на рынке зерновых культур и возобновить торговые отношения с потенциальными потребителями российского зерна».

По его прогнозу, отсутствие российского зерна на мировом рынке до конца года приведет к росту цен на нем и создаст немало проблем для тех, кто покупал зерно из России. «От такого резкого решения может пострадать репутация России как надежного поставщика зерна», – считает он.

Как подчеркнул глава Зернового союза, перед такими решениями надо предупреждать рынок и давать возможность экспортерам выполнить уже имеющиеся контракты, тем более что некоторые из них заключены в ходе острой конкурентной борьбы.

«Комментарий к тому, что решено, один – это шок», – заявил генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. По его словам, остается только порадоваться за казахстанских и украинских экспортеров, которые могут сполна воспользоваться резким взлетом цен на мировом рынке из-за того, что с него уйдет российская пшеница. «Возвращаться на мировой рынок нам придется с серьезно подпорченным реноме, с потерями», – считает эксперт.

Статья подготовлена экспертами Национальной ассоциации участников фондового рынка

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления