История о смекалистом и обладающем отменным чувством юмора предпринимателе, сумевшем найти поистине веский аргумент в споре с банком, пересказывается на страницах Рунета не первый год. И совершенно не теряет злободневности, будучи перепечатанной в тысячный раз. В назидание банкам, для которых бесконечная волокита и крючкотворство, прикрывающиеся следованием букве закона, стали фирменным стилем.
В истории, которая описывает нетривиальный способ разрешения конфликтной ситуации, не указаны ни город, в котором она произошла, ни название банка, ни фамилия его клиента-предпринимателя. И это дает возможность предположить, что произойти это могло в любом провинциальном городке – и, конечно, вошло в местные легенды, которые с гордостью пересказываются приезжим.
А началось все с того, что некий предприниматель выразил возмущение установленными в банке платежами за обслуживание ссудного счета: с учетом скрытых комиссий выплаты по кредиту значительно возрастали. Однако сотрудники банка в ответ лишь заявили: «Пишите претензию, мы ее в течение 60 дней рассмотрим и все равно откажем». Предприниматель удалился из офиса банка, бросив на прощание: «Сами напросились».
Банковские клерки не учли, что предприниматель является монопольным поставщиком тесаного камня для памятников, фундаментов и постаментов. И претензию банку он выставил в привычном, монументальном, формате. Тихим воскресным вечером на тяжелом грузовике претензию, выгравированную на 12-тонной гранитной глыбе, провезли по городу и бережно выгрузили возле офиса банка. Каменная скрижаль была установлена непосредственно на крыльце кредитной организации и надежно загородила дверной проем. Утром сотрудники банка с удивлением обнаружили, что вход в здание замурован каменной плитой, на которой по всей форме выгравирована претензия в адрес банка, со всеми реквизитами предпринимателя и обратным адресом для ответа. Надо отметить, что в российских законах действительно не оговаривается, что претензия может быть изложена только на бумаге определенного формата.
Разумеется, сотрудники банка вызвали отряд милиции. Но сотрудники правоохранительных органов, также внимательно изучив содержание претензии, не увидели факта нарушения закона и уехали восвояси. Банк попытался самостоятельно убрать претензию. Но оказалось, что тот самый предприниматель является единственным в городе счастливым владельцем многоосного трейлера и прочей тяжелой техники. К офису банка был срочно вызван трактор, чтобы стащить каменную глыбу с крыльца. Но «претензионную работу» остановили кстати проезжавшие милиционеры, пояснившие, что захламлять проезжую часть нельзя. Сотрудникам банка пришлось проникать на рабочее место через окна, а клиентам – искать другой банк.
На следующий день судья районного суда, выслушав жалобу банка, отказалась в порядке обеспечительной меры требовать от предпринимателя аннулировать претензию. Более того, выяснилось, что банк не имеет права отвергнуть претензию по мотивам использования небумажных материалов, а должен переместить её в архив и рассмотреть в соответствии с собственным порядком. В результате на третий день нанятая банком бригада рабочих с отбойными молотками все-таки раздробила претензию в груду камней. И в тот же день предприниматель позвонил в банк и вежливо поинтересовался результатами рассмотрения претензии. Услышав обещание в случае проволочек выставить новую претензию, уже на трех страницах, банк предпочел не доводить предпринимателя до крайностей и срочно отменил все комиссии. Жаль, что не у всех предпринимателей найдется в загашнике столь же веский аргумент.