RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

3 м/c,

южн.

753мм 92%
Подробнее
0 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Экономика Как вернуть к жизни заводы-призраки

Как вернуть к жизни заводы-призраки

За последние десятилетия Челябинск, как и другие южноуральские города, обзавелся заводами-призраками. Речь идет о заброшенных промплощадках, на которых уже давно ничего не производится. Иногда пустые цеха поддерживают в приемлемом состоянии...

Простаивающие годами цеха требуют значительных вложений в реконструкцию

За последние десятилетия Челябинск, как и другие южноуральские города, обзавелся заводами-призраками. Речь идет о заброшенных промплощадках, на которых уже давно ничего не производится. Иногда пустые цеха поддерживают в приемлемом состоянии, чтобы можно было сдать их в аренду или продать, а иногда отправляют в металлолом все, что только можно – от старых станков до металлоконструкций. Впрочем, у таких предприятий все же есть шанс заново родиться, и не только вследствие «реинкарнации» в торговый комплекс. О том, как вдохнуть жизнь в пустующие цеха и возродить производство на руинах, читайте в материале Chel.ru.

В Челябинске в полузаброшенном состоянии находятся два крупных промышленных предприятия: «Станкомаш» и автоматно-механический завод. «Станкомашу» в мае 2012-го года исполнилось 77 лет. В советские годы это был огромный завод – «город в городе», производящий изначально оборонную продукцию, а после конверсии – товары народного потребления.

Уже четыре года цеха АМЗ простаивают и не отапливаются

Сейчас легендарный завод, с конвейера которого во время войны сходили танковые корпуса и башни, мог бы стать декорацией к фильму о последствиях другой войны – экономической, которую он проиграл. Сложно представить, что когда-то на заводе работали тысячи людей, сейчас на этой поросшей бурьяном территории между разрушающимися корпусами не встретишь ни одной живой души. Тем не менее «очаги сопротивления» разрухе на «Станкомаше» все же остались. Некоторые корпуса были выкуплены, и в них разместилось новое производство. На площадях Станкомаша работает совместное российско-германское предприятие «СМС-Челтек», которое занимается ремонтом и техническим обслуживанием металлургического оборудования, действует литейное производство ООО «Литпроммаш», еще один арендатор – ООО «Уралкомпрессор» – занимается модернизацией и обслуживанием компрессорного оборудования.

Вскоре на «Станкомаше» появится еще одно новое производство – ЗАО «Конар» выкупило цех для того, чтобы разместить там литейное и кузнечно-заготовительное производство. Сейчас в цехе завершается реконструкция, и в конце этого года – начале следующего новое предприятие выпустит свою первую продукцию.

По словам генерального директора ЗАО «Конар» Валерия Бондаренко, он готов взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу «Станкомаша», выкупив пригодные для производства корпуса. «Примерно 30% площадей мы используем для собственных проектов, научно-производственный центр «Станкомаш» сосредоточится еще на одной трети территории, остальные площади будем предлагать инвесторам», – рассказал Валерий Бондаренко.

«Якорный» инвестор нашелся и для автоматно-механического завода. Миасское предприятие «Уральский завод спецтехники» собирается выкупить пустующие цеха челябинского завода и производить там специальную технику: топливозаправочные комплексы, манипуляторы и спецавтомобили для нефтегазовой отрасли. Как рассказал Chel.ru генеральный директор ООО «Уральский завод спецтехники» Николай Антонов, огромный цех (три цеха под одной крышей) площадью 54 тыс. кв. метров будет полностью реконструирован и превратится в современное производственное помещение. «Затраты пока подсчитываем», – уточнил Антонов. Если эти планы удастся реализовать, то еще одно челябинское предприятие вернется к жизни.

Этот цех площадью 54 тыс. кв метров будет выставлен на торги

Кто еще готов вкладываться в старые промплощадки? В прошлом году инвестор нашелся для Катав-Ивановского литейно-механического завода, который лихорадило на протяжении последних нескольких лет. Группа ЧЭМК пообещала вывести предприятие из кризиса, модернизировать его и увеличить объемы производства литья.

В Нязепетровске во время кризиса в тяжелое положение попал местный крановый завод. По информации минэкономразвития Челябинской области, когда предприятие оказалось на грани разорения, было выделено новое производство – ООО «Литейно-механический завод».

«На территории ООО «Литейно-механический завод» планируется организовать мини-металлургическое производство для выпуска литья, изделий свободной ковки, раскатных колец для атомного и энергетического машиностроения, нефтегазового комплекса, ВПК. В результате реализации данного проекта будет создано 300 новых рабочих мест, объем отгруженной продукции составит не менее 650 млн рублей в год», – сообщили в пресс-службе минэкономразвития области.

Еще один любопытный пример создания нового производства на базе старого предприятия – Саткинский чугуноплавильный завод, который был построен еще в конце XVIII века. В 90-е годы прошлого века завод пережил трудные времена, а вот в начале 2000-х перешел на производство нового для саткинских металлургов чугуна – высокоуглеродистого ферромарганца. Сейчас же на этом предприятии реализуют инвестиционный проект «Производство низкоуглеродистого ферромарганца» стоимостью около 1,5 миллиардов рублей.

ЗАО «Конар» готовит к запуску литейное производство на «Станкомаше»

Есть ли шанс на новую жизнь у других заброшенных промышленных предприятий? Генеральный директор ОАО «Троицкий электромеханический завод» Сергей Никитин приводит в пример два троицких завода: дизельный и станкостроительный, которые, по его словам, «стоят пустыми, и там несколько охранников пьют водку».

«У большинства таких предприятий нет будущего, – считает Сергей Никитин, – это здания, которые строились в 60-70-е годы прошлого века, когда и технологии, и требования к производственным площадкам были совсем другими. Конечно, нужно смотреть в каждом конкретном случае, какие там нужны вложения, но, как правило, вкладываться в старое помещение экономически нецелесообразно».

Генеральный директор ЗАО «Конар» (инвестор на «Станкомаше») Валерий Бондаренко также говорит о том, что необходимо рассматривать вложения в каждом конкретном случае. «Нужно считать и смотреть, что будет дороже – строительство или реконструкция», – отметил Валерий Бондаренко.

На площадях АМЗ планируют выпускать спецтехнику для нефтяных компаний

Привлекательность производственных площадок для инвесторов зависит от многих факторов, среди которых не только их физическое, но и юридическое состояние, указал эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Привлекательность таких территорий вряд ли можно измерить абсолютно точно. Объясняется это тем, что и сами площадки находятся в разных городах и регионах, и физическое состояние их разное, и юридическая чистота их различна, и назначение их различное, не все они могут использоваться для нового строительства, – поясняет Дмитрий Баранов. – Кроме того, и затраты на их реновацию могут отличаться в десятки раз, причём в большую сторону, в отличие от незастроенных земельных участков. Тем не менее в целом такие участки пользуются спросом».

Председатель совета директоров ОАО «Теплоприбор» Константин Захаров говорит о том, что неоспоримым преимуществом таких площадок является наличие коммуникаций. «Коммуникации в наше время стоят дорого. На этих площадях можно создавать индустриальные технопарки и предоставлять их в аренду за умеренную плату», – сказал Константин Захаров.

Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления